Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пояснительная записка. Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности - история




ИСТОРИЯ РОССИИ XX – НАЧАЛА XXI вв.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности - история.

В соответствии с общепринятой периодизацией с XX века в отечественной историографии начинают эпоху новейшей истории, в рамках которой решаются глобальные задачи цивилизационного процесса. Новейший период российской истории – это, прежде всего, совокупность разнонаправленных движений, каждое из которых укладывалось в свои хронологические рамки, имело различную динамику, различных участников, преследовало разные цели.

История России с 1901 г. и по настоящее время является одним из наиболее сложных периодов отечественной истории. Его содержание служит объектом пристального внимания ученых и потому неоднократно подвергалось и подвергается существенному обновлению. Это выражается, прежде всего, в отказе от устаревших теоретических оценок и выводов, догм и стереотипов, ликвидации так называемых «белых пятен» в истории, разработке новых методологических приемов, расширении источниковой базы, появлении в научном обороте неизвестных ранее документов.

Материал по истории новейшего периода России излагается на основе новых концептуальных оценок. Научный выбор определен в данном случае через осмысление различных, противоречивых, нередко взаимоисключающих концепций истории новейшей эпохи с учетом принципа историзма, отказа от конъюнктуры и политизации прошлого. Нужна историческая истина, но именно истина - во всей ее полноте, сложности и противоречивости, а не подмена одной полуправды или лжи другой, не переход от одного типа утаивания и извращения к другому, обновленному и перекрашенному в современные модные одежды.

Содержание программы изучается с использованием основных форм подготовки студентов - лекций, практических и семинарских занятий.

Количество часов для лекционного курса, практических и семинарских занятий, руководства самостоятельной работой студентов является примерным и может меняться в зависимости от учебных планов подготовки студентов по той или иной специальности.

В основе изложения преподавателем конкретно-исторического материала положен проблемно-хронологический принцип. С одной стороны, это позволяет сосредоточить внимание студентов на узловых проблемах отечественной истории новейшего периода, активно приобщая их к творческому поиску ответов на сложные вопросы исторического опыта развития страны, с другой стороны, дает им возможность проследить на конкретных фактах преемственность в историческом развитии, выяснить связь времен и эпох.

Содержание курса составляют самостоятельные, но тесно взаимосвязанные блоки: Россия на переломе (1901-1917 гг.), период революции и гражданской войны (1917-1921 гг.), страна Советов в 20-е гг., строительство «государственного социализма» (30-е гг.), Великая Отечественная война, советское общество в послевоенный период (1945 – 50-е гг.), СССР в 60-80-е гг., современная Россия (90-е гг. XX в. – 2000-е гг. XXI в.).

Многие блоки вбирают в себя большие проблемы по актуальным вопросам истории новейшей эпохи. Это позволяет рассматривать исторические события во всей их противоречивости и диалектической взаимосвязи. Растущее многообразие точек зрения и попытки синтезировать их получили отражение в лекционном курсе, в планах практических и семинарских занятий.

Такие проблемы отечественной истории новейшего периода, как последний рубеж Российской империи, революции 1917 г., гражданская война, «военный коммунизм», образование СССР, новая экономическая политика, формирование административно-командной системы, культ личности, индустриализация 30-х гг., коллективизация села, Великая Отечественная война, противоречивость развития страны в послевоенные годы, современная Россия - столь многоплановы и грандиозны по своим масштабам и историческим последствиям, что требуют глубокого и всестороннего изучения как на лекциях, так на практических и семинарских занятиях. Изучение многих из этих проблем дает возможность поставить вопрос об альтернативности развития России на том или ином историческом отрезке времени и отвергнуть примитивное представление о «запрограммированности» события только на победоносный исход.

Исторический процесс представляет собой единое целое и в то же время состоит из совокупности различных факторов общественной жизни - политических, экономических, социальных, идеологических, военных, культурных. Эти факторы и являются предметом изучения отечественной истории новейшего времени. Конечно же, осмыслить все это невозможно без учета географического, этнического, конфессионального многообразия России. Большое внимание уделяется изучению вопросов внешней политики, что имеет важное значение не только для понимания места и роли России в системе международных отношений, но и дает возможность разобраться в некоторых ее внутриполитических задачах.

В ходе воспитывающего и развивающего обучения истории России, в неразрывной связи с ростом знаний и становлением научного мировоззрения должны формироваться профессиональные умения и навыки студентов, развиваться их мышление, что важно для сознательного и прочного усвоения знаний, а также для самообразования в вузе и после его окончания.

 

Название темы Общее кол-во часов   Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции   Практич. занятия
1. Российская империя в начале ХХ в.        
2. Внешняя политика России на рубеже 19-20 вв.        
3. Революция 1905-1907 гг.        
4. Думская монархия        
5. Внешняя политика России 1907-1914 гг.        
6. Россия в период 1-й мировой войны        
7. Февральская революция        
8. Установление Советской власти в России        
9. Создание Советского государства        
10. Советская Россия в 1-й половине 1918 г.        
11. Гражданская война и военная интервенция в Советской России        
12. Экономическая политика Советского государства в годы гражданской войны        
13. Национально-государственное строительство в годы гражданской войны        
14. Внешняя политика Советской России 1917-1921 гг.        
15. Внешняя политика Советского государства в 20-е гг.        
16. Образование СССР и национально-государственное строительство 20-х гг.        
17. Развитие советского общества на основе НЭП        
18. Строительство государственного социализма в 30-е гг.        
19. Внешняя политика СССР 1930-1941 гг.        
20. СССР накануне войны (1938-1941 гг.)        
21. Советский Союз в 1941-1945 гг.        
22. Внешняя политика СССР после 2-й мировой войны        
23. Советское общество в послевоенный период (1945- начало 50-х гг.)        
24. СССР в 1953-1964 гг. («оттепель»)        
25. СССР в 1964-1985 гг. («развитой социализм»)        
26. СССР в 1985-1991 гг. («перестройка»)        
27. Россия на современном этапе развития.        
Всего:        

Россия на переломе (1901-1917 гг.)

Социально-экономическое развитие России в начале ХХ в. Административно-территориальное деление России. Население страны, его рост и движение. Социальная структура. Рабочий класс. Крестьянство. Буржуазия. Дворянство. Общая характеристика российской промышленности; империализм как один из ее укладов. Российский монополистический капитализм и его особенности. Сельское хозяйство, условия его развития. Капитализация помещичьего и крестьянского хозяйства. Социальные противоречия в деревне.

Политическое развитие России в начале ХХ в. Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже ХIХ-ХХ вв. Назревание революционной ситуации, ее сущность и признаки. Выступления российского пролетариата. Первомайская демонстрация в Харькове (1900 г.). Обуховская оборона (1901 г.). Стачка в Ростове-на-Дону (1902 г.). Всеобщая стачка на юге России (1903 г.). Декабрьская всеобщая стачка в Баку (1904 г.). Крестьянские волнения.

Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии социалистов – революционеров (эсеров). Либерально-буржуазное движение, создание союза «Освобождение». Газета «Искра». II съезд РСДРП. Возникновение меньшевизма и большевизма как идейных течений российской социал-демократии.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Экономические мероприятия правительства С.Ю. Витте. Социальная политика самодержавия. Усиление репрессий. «Полицейский социализм». «Зубатовщина», «гапоновщина». Политика правительства в крестьянском вопросе. В.К.Плеве, С.Ю.Витте. Национальный вопрос во внутренней политике самодержавия.

Внешняя политика Российской империи на рубеже XIX-XX вв. Основные направления внешней политики России. Инициатива России в созыве Гаагской конференции 1899 г. по вопросам о мирном разрешении конфликтов, выработке законов и обычаев ведения войны. Борьба за влияние на Ближнем, Среднем Востоке. Обострение противоречий между империалистическими державами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дальневосточная политика России и реакция на нее Японии, США и европейских держав. Разногласия в правительственных кругах империи по вопросам дальневосточной политики страны. Дипломатическая изоляция России. Ультимативные требования Японии к России.

Русско-японская война 1904-1905 гг. Планы и силы сторон. Ход военных действий на суше и на море. А.Н.Куропаткин. С.О.Макаров. Сражение под Ляояном и на реке Шахэ. Оборона Порт-Артура. Мукденское сражение. Цусима. Портсмутский мир. С.Ю.Витте. Причины поражения России в войне.

Революция 1905-1907 гг. в России. Причины, характер, движущие силы первой русской революции. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года. Январско-февральские забастовки.

Развитие революции весной и летом 1905 года. Программа партии эсеров. III съезд РСДРП; конференция меньшевиков в Женеве; их решения. Первомайские стачки российского пролетариата. Подъем крестьянского движения. Всероссийский крестьянский союз. Восстание на броненосце «Потемкин». Буржуазно-либеральное движение. Профессионально-политические союзы и «Союз союзов». «Булыгинская Дума». Сентябрьские события в Москве.

Всероссийская октябрьская политическая стачка. Начало и ход стачки. Советы рабочих депутатов.

Манифест 17 октября 1905 г. Создание консервативно-охранительных движений и организаций: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела». Образование либеральных буржуазных партий «Союз 17 октября» (октябристов) и конституционалистов-демократов (кадетов).

Крестьянское движение в октябре-декабре 1905 г. Революционные выступления в армии и на флоте. Национально-освободительная борьба народов России.

Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Причины его поражения, историческое значение и уроки.

Развитие революции в 1906-1907 гг. Забастовочная борьба пролетариата. Крестьянское движение. Выступления в армии и на флоте. Выборы в I Государственную Думу, ее состав. Аграрный вопрос в Думе. Трудовики. Разгон Думы. Министерство П.А.Столыпина. Реформа Государственного совета. II Государственная Дума, ее партийный состав и деятельность. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Причины поражения, итоги и значение первой русской революции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.