КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2
Рекомендуемая литература ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Тема I Оглавление ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Предисловие........................................................................................ 3
Тема 1. Введение в психологию.................................................... 4
Тема 2. Развитие психики и сознания...........................................8
Тема 3. Личность.............................................................................15
Тема 4. Познавательные процессы.............................................. 28
Т ем а 5. Эмоционально-волевая сфера личности...................... 48
Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности..................................................................... 57
Т ем а7. Общение и деятельность............................................... 77
Библиографический список........................................................... 82
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях социально-экономической нестабильности общества проблема формирования активной, хорошо интегрированной личности, способной управлять собой, адаптироваться к быстро изменяющейся социальной ситуации, является одной из актуальных. В системе профессиональной подготовки в педагогических вузах большая роль отводится психологическому образованию. Его эффективность определяется не только уровнем читаемых лекций, но и во многом организацией самообразовательной деятельности студентов. В процессе обучения в педвузах студенты должны не только усвоить систему психологических знаний, закономерности психического развития, но и научиться активно, воздействовать на него, учитывая потенциальные возможности конкретного человека, его индивидуально-психологические особенности, применяя наиболее целесообразные, психологически обоснованные способы воздействия. Исходя из этого, определяются целевые установки данного учебного пособия: - дать научное представление об основных психологических проявлениях человека; - познакомить с методами изучения психических процессов, свойств личности и межличностных отношений; - научить применять полученные знания при характеристике и понимании другого человека, а также в целях самопознания. Данное учебное пособие поможет студентам педагогических вузов изучить основные разделы курса "Общая психология". В нем содержится тезисное изложение теоретического материала, представлены литературные источники, а также даны вопросы для самостоятельной подготовки. 1. Определение психологии как науки. 2. Краткая история развития психологии. 3. Структура современной психологии. 4. Основные методы психологии. Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (от греческого psyche - душа, logos -учение). Своим названием и первым определением она обязана греческой мифологии, согласно которой небожитель Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Психею. Мать прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляла Психею пройти различные испытания. За такую сильную любовь, желание быть с возлюбленным, несмотря ни на что, Зевс наградил Психею бессмертием. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Древнегреческий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания. В научный язык термин "психология" ввел в своих трудах немецкий философ Х.Вольф. Предметом изучения психологии является психика. Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. Под высокоорганизованной материей подразумевается работа головного мозга. Психику можно также определить как основу для организации взаимодействия с окружающей средой, включающей: получение информации; переработку информации; хранение информации; организацию ответного действия. Задачи психологии непосредственно связаны с предметом исследования этой науки. К основным задачам современной психологии можно отнести следующие: изучение механизмов и закономерностей функционирования психики; формирование психических особенностей человеческой личности как сознательного субъекта деятельности. В развитии психологии можно выделить две основные стадии: донаучную и научную. Первые представления о природе человека характеризуют ритуалы. Например, ритуал погребения, в котором учитывалось то, что после смерти человека его душе необходимы определенные "удобства". В Древнем Китае обнаружены черепа людей с отверстием в затылочной части, необходимым "для освобождения духа". Древние люди объясняли свою судьбу и происходящие с ними события вмешательством богов, что выражалось в языческой культуре. В античной философии, кроме "постороннего" воздействия (божества), предполагалось существование внутренней субстанции - души, влияющей на поведение человека. Аристотель выдвинул идею о том, что душа - это функция тела, двигатель, позволяющий живому существу существовать, реализовывать себя. Его трактат "О душе" считается первым психологическим произведением. Некоторые психологические аспекты рассматривались также в философских учениях Платона, Демокрита, Лукреция и др. Таким образом, I этап в развитии психологии - философский. Психология определялась как наука о душе. Такое понимание психологии было дано более двух тысяч лет назад. Именно наличием души философы древности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки, что позволило перейти к изучению осознаваемой деятельности, которая является действительным показателем психики, а не предположительным. Выдвигаемые теории стали подвергаться эксперименту. В 1879 году в Германии (Лейпцигский университет) произошло событие, послужившее началом развития психологии как науки. В.Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней исследователи пытались изучить структуру сознания, выяснить простейшие его составляющие (ощущения, образы, чувства). Основным методом изучения была интроспекция (самонаблюдение). Итак, 2-й этап развития психологии начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Предметом изучения психологии стало сознание, под которым в этот период понималась способность думать, чувствовать, желать. Начало XX века явилось для психологии новым, 3-м этапом её развития. Предметом исследования психологии в тот период становится поведение, а основной задачей - экспериментальное наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Такой подход к изучению человека был назван бихевиоризмом (поведенческим). Основной недостаток этого научного направления заключался в том, что не учитывались мотивы (побуждения), вызывающие поступки и поведение человека в целом. Во второй половине XX века психология вышла на новый виток своего развития. Начался 4-й, современный, этап развития психологической науки. Психология стала наукой, изучающей все объективные закономерности, проявления и механизмы психики (и сознание, и поведение, и мотивы, и бессознательную среду и т.д.). В настоящее время психология представляет собой развитую как в научном, так и практическом плане область исследований. Более фундаментальными (основными) являются такие отрасли, как общая, социальная, возрастная психологии. К специфическим, специальным психологическим областям относятся: психология управления, педагогическая, медицинская, юридическая, спортивная, инженерная и др. Все психологические отрасли как основные, так и специальные взаимосвязаны между собой. В психологии существуют методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики. Основными методами психологии являются: 1.Наблюдение - один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Различают следующие виды наблюдения: - внешнее и самонаблюдение; - свободное и стандартизированное (жесткий план); - включенное и не включенное (со стороны). 2.Опрос - метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают: - письменный опрос (анкетирование); - устный опрос (беседа, интервью). 3. Тесты - метод, при котором получают точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Различают: - тест - опросник; - тест - задание; - проективный тест. 4.Эксперимент - метод, позволяющий целенаправленно создавать ситуации, в которых изучаемые свойства выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего. Эксперименты бывают лабораторные и естественные, в зависимости от того, в каких условиях изучается то или иное явление. 5. Моделирование - создание искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено. Модель должна повторять основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого предмета или явления. Моделирование бывает математическим, логическим, техническим, кибернетическим. 1. Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. - М., 1983. 2. Годфруа Ж. Что такое психология. -М., 1999. -Т.1. 3. Немов Р.С. Психология. - М., 2001.- Т. 1. 4. Психология: Словарь. - М., 1990. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: СПБ: Питер, 2003 6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2001. 7. Христоматия по психологии/ А. В. Петровский. – М: Просвещение 1987 г 8. Марцинковская Т. Д. История психологии. – М.: Академия, 2001
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |