Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2




Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема I

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

 

Предисловие........................................................................................ 3

 

Тема 1. Введение в психологию.................................................... 4

 

Тема 2. Развитие психики и сознания...........................................8

 

Тема 3. Личность.............................................................................15

 

Тема 4. Познавательные процессы.............................................. 28

 

Т ем а 5. Эмоционально-волевая сфера личности...................... 48

 

Тема 6. Индивидуально-психологические

особенности личности..................................................................... 57

 

Т ем а7. Общение и деятельность............................................... 77

 

Библиографический список........................................................... 82

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В условиях социально-экономической нестабильнос­ти общества проблема формирования активной, хоро­шо интегрированной личности, способной управлять со­бой, адаптироваться к быстро изменяющейся социаль­ной ситуации, является одной из актуальных.

В системе профессиональной подготовки в педагоги­ческих вузах большая роль отводится психологическо­му образованию. Его эффективность определяется не только уровнем читаемых лекций, но и во многом орга­низацией самообразовательной деятельности студентов.

В процессе обучения в педвузах студенты должны не толь­ко усвоить систему психологических знаний, закономернос­ти психического развития, но и научиться активно, воздей­ствовать на него, учитывая потенциальные возможности кон­кретного человека, его индивидуально-психологические осо­бенности, применяя наиболее целесообразные, психологичес­ки обоснованные способы воздействия. Исходя из этого, оп­ределяются целевые установки данного учебного пособия:

- дать научное представление об основных психоло­гических проявлениях человека;

- познакомить с методами изучения психических про­цессов, свойств личности и межличностных отношений;

- научить применять полученные знания при харак­теристике и понимании другого человека, а также в це­лях самопознания.

Данное учебное пособие поможет студентам педагогичес­ких вузов изучить основные разделы курса "Общая психо­логия". В нем содержится тезисное изложение теоретичес­кого материала, представлены литературные источники, а также даны вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Определение психологии как науки.

2. Краткая история развития психологии.

3. Структура современной психологии.

4. Основные методы психологии.

Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жиз­недеятельности (от греческого psyche - душа, logos -учение).

Своим названием и первым определением она обяза­на греческой мифологии, согласно которой небожитель Эрот, сын Афродиты, влюбился в земную женщину Пси­хею. Мать прилагала все усилия, чтобы разлучить влюб­ленных, заставляла Психею пройти различные испыта­ния. За такую сильную любовь, желание быть с возлюб­ленным, несмотря ни на что, Зевс наградил Психею бес­смертием. Поэтому Психея - смертная, обретшая бес­смертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Древнегреческий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания. В научный язык термин "психология" ввел в сво­их трудах немецкий философ Х.Вольф.

Предметом изучения психологии является психика. Психика - это системное свойство высокоорганизован­ной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. Под высокоорганизован­ной материей подразумевается работа головного мозга.

Психику можно также определить как основу для орга­низации взаимодействия с окружающей средой, включающей: получение информации; переработку информа­ции; хранение информации; организацию ответного дей­ствия.

Задачи психологии непосредственно связаны с пред­метом исследования этой науки. К основным задачам со­временной психологии можно отнести следующие: изу­чение механизмов и закономерностей функционирова­ния психики; формирование психических особенностей человеческой личности как сознательного субъекта дея­тельности.

В развитии психологии можно выделить две основ­ные стадии: донаучную и научную.

Первые представления о природе человека характе­ризуют ритуалы. Например, ритуал погребения, в кото­ром учитывалось то, что после смерти человека его душе необходимы определенные "удобства". В Древнем Ки­тае обнаружены черепа людей с отверстием в затылоч­ной части, необходимым "для освобождения духа".

Древние люди объясняли свою судьбу и происходя­щие с ними события вмешательством богов, что выра­жалось в языческой культуре.

В античной философии, кроме "постороннего" воз­действия (божества), предполагалось существование внутренней субстанции - души, влияющей на поведение человека. Аристотель выдвинул идею о том, что душа - это функция тела, двигатель, позволяющий живому су­ществу существовать, реализовывать себя. Его трактат "О душе" считается первым психологическим произве­дением. Некоторые психологические аспекты рассмат­ривались также в философских учениях Платона, Демок­рита, Лукреция и др.

Таким образом, I этап в развитии психологии - фило­софский. Психология определялась как наука о душе. Такое понимание психологии было дано более двух ты­сяч лет назад. Именно наличием души философы древ­ности пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

В XVII веке от философии начинают отделяться раз­личные естественные науки, что позволило перейти к изучению осознаваемой деятельности, которая являет­ся действительным показателем психики, а не предпо­ложительным. Выдвигаемые теории стали подвергать­ся эксперименту. В 1879 году в Германии (Лейпцигский университет) произошло событие, послужившее на­чалом развития психологии как науки. В.Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней исследо­ватели пытались изучить структуру сознания, выяснить простейшие его составляющие (ощущения, образы, чув­ства). Основным методом изучения была интроспекция (самонаблюдение).

Итак, 2-й этап развития психологии начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Предметом изу­чения психологии стало сознание, под которым в этот пе­риод понималась способность думать, чувствовать, желать.

Начало XX века явилось для психологии новым, 3-м этапом её развития. Предметом исследования психоло­гии в тот период становится поведение, а основной за­дачей - экспериментальное наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Такой подход к изу­чению человека был назван бихевиоризмом (поведен­ческим). Основной недостаток этого научного направ­ления заключался в том, что не учитывались мотивы (побуждения), вызывающие поступки и поведение че­ловека в целом.

Во второй половине XX века психология вышла на но­вый виток своего развития. Начался 4-й, современный, этап развития психологической науки. Психология стала наукой, изучающей все объективные закономерности, про­явления и механизмы психики (и сознание, и поведение, и мотивы, и бессознательную среду и т.д.). В настоящее вре­мя психология представляет собой развитую как в науч­ном, так и практическом плане область исследований. Бо­лее фундаментальными (основными) являются такие отрас­ли, как общая, социальная, возрастная психологии. К спе­цифическим, специальным психологическим областям от­носятся: психология управления, педагогическая, медицин­ская, юридическая, спортивная, инженерная и др. Все пси­хологические отрасли как основные, так и специальные взаимосвязаны между собой.

В психологии существуют методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономернос­ти и механизмы психики.

Основными методами психологии являются:

1.Наблюдение - один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их спе­цифических изменений в определенных условиях. Разли­чают следующие виды наблюдения:

- внешнее и самонаблюдение;

- свободное и стандартизированное (жесткий план);

- включенное и не включенное (со стороны).

2.Опрос - метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают:

- письменный опрос (анкетирование);

- устный опрос (беседа, интервью).

3. Тесты - метод, при котором получают точную ко­личественную или качественную характеристику изуча­емого явления. Различают:

- тест - опросник;

- тест - задание;

- проективный тест.

4.Эксперимент - метод, позволяющий целенаправлен­но создавать ситуации, в которых изучаемые свойства выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего. Эксперименты бывают лабораторные и естественные, в зависимости от того, в каких условиях изучается то или иное явление.

5. Моделирование - создание искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено. Модель должна повторять основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого пред­мета или явления. Моделирование бывает математичес­ким, логическим, техническим, кибернетическим.

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. - М., 1983.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. -М., 1999. -Т.1.

3. Немов Р.С. Психология. - М., 2001.- Т. 1.

4. Психология: Словарь. - М., 1990.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: СПБ: Питер, 2003

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2001.

7. Христоматия по психологии/ А. В. Петровский. – М: Просвещение 1987 г

8. Марцинковская Т. Д. История психологии. – М.: Академия, 2001




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.