КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность
Тема 3 Рекомендуемая литература 1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М., 2005. 3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: М; 2005. 4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: СПБ, 2006. 5. Немов Р.С. Психология.- 2001.- Т.1. 6. Павлов И. П. Мозг и психика. М – Воронеж, 1996. 7. Великанова Л. К. Физиологические основы психологии. Новосибирск, 2003. 1. Общее понятие о личности. 2. Основные теории развития личности. 3. Формирование личности в процессе социализации. 4. Самооценка и её роль для становления самосознания личности. Уровень притязаний. Категория "личность" является объектом всестороннего изучения психологической науки. Реальность, которая определяется термином "личность", проявляется уже в этимологии этого слова. Слово личность (в переводе с английского "persona") первоначально относилось к актерским маскам, которые надевались во время сценических представлений. Так, в римском театре маска актера называлась "личиной" -лицо, обращенное к аудитории. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Следовательно, личность по своему первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека. Современная психологическая наука рассматривает личность несколько иначе. Так, в отечественной психологии этот термин обозначает: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества, либо общности. Иначе говоря, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Понятие "личность" используется как в широком, так и узком смысле. В широком смысле понятие "личность" представляет социально-системное качество, формирующееся только в процессе деятельности и общения. Личность как система социально обусловленных качеств появляется только с возникновением сознания и самосознания. В узком, специфическом, смысле личностью является человек, как отмечает С.Л.Рубинштейн [15], у которого имеется своя позиция, самостоятельность мышления, небанальность чувств, сила воли, внутренняя страстность. Поэтому к человеку, в котором чувствуется личность, окружающие редко относятся безразлично. В психологии наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". По содержанию они тесно переплетены между собой. Поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотнесение с понятием "личность" позволяет более полно раскрыть последнее. Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду, homo sapiens. Индивид - это единичный представитель вида homo sapiens. Каждый человек с момента рождения является индивидом. Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей. Целостное понимание личности невозможно вне изучения ее структуры. В настоящее время в психологической литературе рассматриваются различные концепции психологической структуры личности. К.К.Платонов предлагает модель структуры личности, которая состоит из четырех блоков: 1)направленность личности (убеждения, мировоззрения, идеалы, склонности, интересы, желания, мотивы и т.п.); 2)социальный опыт (привычки, знания, умения, навыки); 3)психологические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, воля, чувства, эмоции и т.д.); 4) биологические свойства (пол, возраст, тип высшей По С.Л.Рубинштейну, структура личности включает следующие подструктуры: - направленность (к чему стремится человек); - способности (что может человек); - темперамент и характер (что он есть); - самосознание каквнутренняя регуляция поведения [15]. Таким образом, изучение психологического облика личности включает три основных направления: а) чего он(а) хочет (интересы, потребности, желания и т.п.); б) что он(а) может (способности); в)что он(а) есть (характер). Психологическая структура личности является внутренне противоречивой. Развитие личности представляет собой переплетение биологического и социального начал в поведении человека. Человек рождается индивидом, имеет обусловленные природой особенности - генотип. Человек становится личностью лишь в качестве субъекта общественных отношений. Сущность человека как личности проявляется не в ее уникальности, а в социальном качестве. Изучение личности - одна из самых сложных проблем психологической науки. Что формирует личность, почему существуют индивидуальные различия, как происходит развитие личности и каковы причины ее изменений на протяжении жизни человека? На эти и другие вопросы пытаются найти ответ авторы различных подходов и теорий личности. К ним относятся: глубинная психология, бихевиористская теория, гештальт-психологическая, гуманистическая, трансперсональная и др. Сторонники глубинной психологии выдвинули идею о несводимости психики человека к сознанию и пытались исследовать бессознательную часть психики. Глубинная классическая психология включает в себя такие теории, как психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга. Основные положения теории глубинной психологии заключаются в следующем: Ведущая роль в человеческом поведении принадлежит бессознательной сфере психики. Бессознательная сфера психики содержит в себе врожденные инстинкты. По Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос", или либидо) и агрессия, стремление к разрушению. Согласно Адлеру, основной человеческий инстинкт - стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности. Помимо инстинктов, в содержание бессознательного входят желания, вытесненные из сознания по причине их культурной неприемлемости или душевной травматичное, нежелательности для человека. Бессознательная часть психики человека энергетически заряжена. Инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся к удовлетворению. Их энергия является движущей силой человеческого поведения. Желание бессознательного противоречит общественным и культурным нормам. Так, 3. Фрейд полагал, что человеческие инстинкты по своей природе асоциальны, низменны и эгоистичны. Социальные, нравственные, культурные нормы, которые человек усвоил в процессе воспитания, являются сдерживающим фактором для проявления бессознательных желаний и инстинктов. • Психологическое развитие человека осуществляется через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Иначе говоря, в процессе развития внутреннее "Я" (эго) человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. Это приводит к душевному, психологическому равновесию. • Возможность установления психического равнове Рассмотрим некоторые из психологических механизмов защиты:
- забывание как психологический механизм защиты не позволяет травмирующим мыслям проникнуть в сознание; - отрицание - информация, которая тревожит и может привести к внутриличностному конфликту, не воспринимается, вследствие чего происходит искажение восприятия реальности; - вытеснение - представляет собой активное выключение из сознания неприятной информации; - проекция - перенос, приписывание собственных чувств, желаний, в которых человек не хочет себе сознаваться, другому лицу. Например, если человек сам агрессивен, он и других считает таковыми; - идентификация - перенос на себя чувств или качеств, присущих другому человеку, но недоступных, хотя и желательных для себя; -рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванное причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, не достигнув желаемой цели, человек убеждает себя, что она для него не очень то и значима; - катарсис (включение) - если человек наблюдает и -замещение - перевод реальной активности в мир фантазии, перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например,
в жизни человек срывает свое раздражение, вызванное одним лицом, на другом; - изоляция (отчуждение) - деперсонализация личности, в результате которой происходит нарушение эмоциональной связи с другими людьми, значимыми событиями. Таким образом, неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание; -репрессия (подавление) - сущность этой защиты заключается в удалении чего-либо из сознания и удержание на расстоянии от сознания. Подавление отрицательных эмоций проявляется в истериках, фобиях (страхах), фригидности, астме, язве желудка и т.п. -регрессия - это возвращение на более ранний уровень развития, более примитивный способ справиться с ситуацией. Человек пытается избавиться от отрицательных эмоций с помощью курения, алкоголя, переедания и т.п. Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости оттого, удается ли человеку справиться с энергией бессознательного без патологических симптомов). Согласно Фрейду, главным защитным механизмом при развитии личности является сублимация (возгонка) - перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло [18]. Так, агрессия может сублимировать через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные достижения. • Причина невротических нарушений, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознательными влечениями человека и культурно-нормативными требованиями общества. Это случается при неэффективных защитных механизмах. Основной задачей психоана- литической терапии является то, чтобы сделать неосознаваемое осознаваемым. Осознание, признание человеком подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой его исчезновение. Способы, которыми пользуются психоаналитики, включают в себя различные интерпретации проявлений бессознательного. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (оговорки, ошибки памяти). В начале нынешнего века в США возникло такое психологическое направление в изучении личности, как бихевиоризм (в пер. с английского behavior - поведение). Основателем поведенческой теории считается Джон Уотсон. Современными представителями этого направления являются Беррес Скиннер, Альберт Бандура. Своим теоретиком бихевиористы считают также И.П.Павлова. Основные положения бихевиоризма таковы: • Изучать можно и нужно только то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение трактуется би-хевиористами в расширенном смысле - это мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез. • Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При этом, по мнению сторонников бихевиоризма, формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных. • Социальная среда (через обучение и воспитание) формирует поведение индивида путем стимулов и подкреп-
лений. Стимулы - это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление - это последствие поведения. В том случае, если последствия нежелательны для человека, его поведение затормаживается, если благоприятны, поведение воспроизводится вновь. • Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи. В лаборатории Дж. Уотсона был проведен эксперимент, призванный доказать, что страхи (фобии) являются результатом условной связи и что путем угашения условной связи можно фобию излечить. Шестимесячный малыш Альберт любил играть с белым пушистым зверьком - лабораторной крысой. В ходе эксперимента в моменты, когда ребенок видел крысу, экспериментатор стал производить громкий звук с помощью металлических предметов, который пугал ребенка. Вскоре один только вид зверька стал вызывать у Альберта страх. Затем этот страх распространился на другие предметы, по своему виду похожие на белого пушистого зверька - вату, воротник, бороду Деда Мороза. Экспериментаторам удалось угасить этот страх: крысу показывали ребенку издалека в моменты, когда он был спокоен и весел. Как только ребенок привыкал к виду зверька, его подносили чуть поближе. Постепенно страх перед белой крысой, а также и другими пушистыми предметами исчез. Цель бихевиориальной терапии заключается в устранении патологического симптома. Постепенное угасание нежелательного поведения - основной способ для достижения этой цели. Примерно в одно и то же время с возникновением бихевиористской теории возникло такое научное направ- ление в изучении личности, как гуманистическая психология. Это направление психологии связано прежде всего с именами А. Маслоу и К.Роджерса. Суть гуманистического направления в изучении личности заключается в следующем: • Основной мотив всякого человека - стремление к са - открытость опыту, знание себя; - доверие к себе, уверенность в своих силах; - самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь; - искренность, скрытность в выражении чувств; - доброжелательность к другим, терпимость к чужим недостаткам. • Условием движения к самоактуализации является - положительное отношение друг к другу; - искренность в общении; - эмпатия (сопереживание) к партнерам по общению. • Неврозы, отклонения в поведении, по мнению сто
ность. Методом этой терапии является "эмпатическое слушание". Особый вклад в изучение и понимание личности внесен сторонниками гештальт-психологического направления (в пер. с нем. gestalt - образ, форма). Гештальт -психология впервые возникла в Германии при изучении познавательных процессов личности. Ее представители -Курт Кофка, Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер. Основателем гештальт-терапии является Фредерик Перлз. Основные положения гештальт-психологии заключаются в следующих тезисах: • Психической деятельности свойственно стремление к целостному, завершенному образу или действию (например, вокруг себя человек видит не сумму качеств, а именно целостные предметы). • Стремление психической деятельности к завершенности проявляется в том, что неоконченное действие или неосуществленное намерение оставляет след в виде энергетических сгустков, напряжения в системе психики. Это энергия стремится к разрядке (в реальном или символическом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, так называемый, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем оконченное действие или реализованное желание. Согласно этой же закономерности взрослый человек вдруг может, например, купить себе игрушку, которую ему хотелось купить в детстве. • Систематическое отсутствие целостности, завершенности в системе психики человека, по мнению гештальт-психологов, порождает внутренние конфликты, невроз. Так, например, человек, потерявший кого-то из близких, часто испытывает чувство вины по отношению к умершему, подавленность или отчаяние от того, что ничего нельзя вернуть и исправить. Дело в том, что во взаимоотношениях близких людей всегда достаточно чего-то недосказанного, невыясненного, отложенного "на потом". С точки зрения гештальт-психологии все эти намерения, которые вдруг теряют возможность быть выполненными, играют значительную роль в развитии депрессии. Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобы помочь человеку осознать имеющийся внутриличностный конфликт и восстановить утраченную целостность, завершить действие реально или символически. В отечественной психологии было разработано теоретическое направление, обладающее большим объяснительным потенциалом поведения личности. Это направление получило название деятельностного подхода в изучении личности. Его основоположниками считаются Л.С.Выготский. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин и др. Рассмотрим основные тезисы данного подхода: • Развитие психики осуществляется через посредство деятельности, активного взаимодействия со средой, Особенности психологических свойств и процессов человека не определяются непосредственно только наследственным фактором или воздействиями социальной среды. Характер взаимоотношений с окружающим миром, то место, которое человек занимает в системе общественных отношений, как бы преломляют влияние биологического и социального факторов. • Психика не только формируется в деятельности, но и проявляется через нее. Поэтому изучение процесса и результатов деятельности человека является существенным источником информации для психологии. • Все психические функции человека, обладающего сознанием, носят опосредованный характер. Подобно тому, как воздействие человека на материальный мир опосредуется орудием труда, использование человеком собственных психических функций (памяти, мышления, восприятия и др.) опосредуется понятиями, значениями, логическими операциями. С помощью психических орудий - значений, понятий - человек способен к овладению собственной психикой, к саморегуляции своего поведения. На основании деятельностного подхода были разработаны концепции обучения и восприятия, в том числе учение о смене ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин), методика поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин). Психотерапия в русле деятельностного подхода преследует следующие цели: -для того, чтобы психотерапевтическое воздействие было эффективным, требуются активность самого человека, его желание, собственные усилия по решению своей проблемы; - успеху такой психотерапии способствует обучающее воздействие, т.е. снабжение человека понятиями, схемами, которые позволили бы ему ориентироваться в своем внутреннем мире, научиться овладевать им. Одним из сравнительно новых научных направлений в изучении личности является трансперсональная психо- логия. Современным представителем этого направления является Станислав Гроф. Сущность теоретических представлений этой концепции такова: • Источники, причины человеческого поведения и источники психологических проблем личности находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта. • Человек с его прижизненно сформированной психикой обозначается в трансперсональной психологии как "persona". Но кроме этого, как считают трансперсоналы, в человеке существует нечто, находящееся вне его индивидуального опыта, вне "персоны", т.е. трансперсональное. Этим нечто, согласно С.Грофу, является перинатальный опыт человека (опыт процесса рождения), который является первым в жизни человека и закладывает основу для определенного типа психического развития. Терапевтическая работа в рамках трансперсональной психологии - это работа с глубокими слоями бессознательного. Путь достижения этих глубоких слоев лежит через измененные состояния сознания, трансовые медитативные техники. Все выше перечисленные психологические теории вносят свою лепту в понимание личности, в частности, процесса ее социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения и называется социализацией.
Она осуществляется путем усвоения человеком социального опыта и становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки. Социализация осуществляется в процессе обучения и воспитания, а также в результате случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Основными инструментами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, неформальные объединения, вуз, трудовой коллектив. К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации. Социально-психологические механизмы социализации: - идентификация - отождествление человека с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им нормы, отношения и формы поведения; - подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение человеком поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.); - внушение - процесс несознательного воспроизведения человеком внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует; - социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее; - конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок человека в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Выделяют следующие стадии социализации личности: • Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода) - ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. • Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как подростковый период - время перемен и изменений для человека.Уже ранний юношеский возраст характеризуется как устойчивая концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. • Стадия интеграции (юношеский возраст и период молодости). Человек испытывает потребность найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются другими людьми, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивности во взаимодействии с людьми и обществом; - изменение себя; - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
• Трудовая стадия социализации - охватывает период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человека воспроизводит социальный опыт. • Послетрудовая стадия социализации - охватывает пожилой возраст, когда человеком вносится существенный вклад в процесс передачи своего социального опы-
та последующим поколениям. Таким образом, на протяжении всей жизни человек развивается как личность. В качестве существенного показателя развития личности выступает ее самооценка. Это одна из основных характеристик личности. Самооценка включает в себя оценку человеком самого себя, своей деятельности, своего положения в обществе и отношения к другим людям. Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности человека. При этом оценка окружающими людьми этих результатов также влияет на уровень самооценки личности. Если в процессе воспитания взрослые относятся к ребенку с уважением, то и он начинает испытывать к себе это чувство. И, наоборот, если окружающие постоянно фиксируют внимание на неудачах ребенка, то это приводит к неуверенности его в себе. Когда у ребенка сформировалась устойчивая самооценка, она имеет тенденцию к самоподкреплению, что относится как к завышенной, так и заниженной самооценке. Самооценка бывает трех видов: завышенной, заниженной и адекватной. Самооценка играет решающую роль в становлении самосознания личности, формировании уровня ее притязаний. Уровень притязаний - это характеристика личности, определяемая мерой трудностей целей и задач, которые человек выбирает и ставит перед собой в той или иной деятельности. В зависимости от вида самооценки уровень притязаний также бывает завышенным, заниженным и адекватным.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |