Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность функции целеполагания

Основные понятия теории организации

Организацией называется спланированная и скоординиро­ванная деятельность нескольких людей, работающих на опре­деленных нормативных основаниях, в условиях разделения труда, соблюдения иерархии руководства, стремящихся к дос­тижению общей цели. Два основных плана составляют органи­зацию: 1 — динамический (ее функционирование и управле­ние); 2 — статический, раскрывающийся через ее структуру


(через тип разделения труда и иерархии руководства в этой ор­ганизации.

Три основных параметра характеризуют структуру: слож­ность, формализация и централизация.

Сложность структуры определяется степенью дифферен­циации и интеграции деятельности организации. Известны три типа дифференциации: горизонтальная, вертикальная, а также пространственная распределенность структуры.

Горизонтальная дифференциация характеризуется принци­пом разделения труда в организации и описывает степень спе­циализации ее структурных подразделений и их количество. Деятельность этих подразделений координируется в процессе управления. Они подчиняются друг другу, образуя горизон­тальную сеть управления.

Вертикальная дифференциация — мера разделения органи­зации на иерархически соподчиненные уровни управления. Выражена она в количестве уровней, разделяющих положения руководителя и исполнителей — это управленческая вертикаль организации. В высших учебных заведениях она включает в се­бя шесть соподчиненных уровней: ректор — проректор — де­кан — заведующий кафедрой — преподаватель — студент. Система соподчинения необходима в силу того, что реально руководитель ограничен в своих возможностях, особенно пси­хологических. Эффективно он может координировать лишь часть членов своей организации.

В теории организации существует понятие объема управле­ния (диапазона) — это количество лиц, непосредственно под­чиняющихся руководителю. Оптимальный объем управле­ния — вопрос дискуссионный. Определяющее влияние на него оказывают два фактора: профессионализм работников и слож­ность организационной деятельности. Обычно возрастание сложности задач требует уменьшения объема управления, яв­ляющегося главным фактором меры вертикальной дифферен­циации организационной структуры. Он определяет число не­обходимых уровней управления, исходя из общей численности


организации. Число иерархических уровней и объем управления взаимосвязаны. Увеличение объема управления ведет к сокра­щению числа уровней управления, а его уменьшение требует введения новых уровней иерархии, увеличивая их общее коли­чество.

Выделяют «плоские» иерархии, состоящие из двух-трех уровней, и «глубокие», предполагающие их большое число.

Пространственное распределение как характеристика структуры относится к организациям, строящим свою деятель­ность по региональному принципу. Выражается оно в числе ре­гиональных подразделений, в среднем расстоянии между ни­ми, в соотношении числа работников этих подразделений и числа управленческого персонала в центральном представи­тельстве. Для успешного функционирования организации все ее отделения должны быть специализированы (дифференциро­ваны) и объединены в целостность (интегрированы). Иерархия при этом — главное интеграционное средство, она обеспечива­ет целостность и управляемость всей структуры организации. Она же является способом согласования дифференцирующих и интегрирующих процессов, тесно связанных в организацион­ных структурах.

Есть и другие интеграционные средства, которые как бы встроены в структуру организации. Это — система правил внутриорганизационного функционирования; такая же систе­ма процедур для решения наиболее повторяющихся, типичных организационных задач; совещания между подразделениями; работа межфункциональных групп и сквозных комитетов и, на­конец, эффективная система внутриорганизационных комму­никаций в целом. Не только коммуникативная, но и все другие управленческие функции также способствуют повышению интегрированности структуры организации.

Формализация структуры — степень нормативной предпи-санности, методологической стандартизированности структу­ры. Второй обобщающий параметр, как видно из его определе­ния, также носит комплексный характер и включает в себя ряд

2 Зак.95 33


аспектов. В психологическом плане важно, что любая органи­зационная структура состоит из двух частей: формальной и не­формальной. Они взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга, а не разделены четко. Руководитель должен уме­ло использовать объективные законы возникновения и функ­ционирования неформальной организации таким образом, что­бы она не мешала работе формальной организации.

Централизация — третий, обобщающий параметр структу­ры. Определяется и измеряется она через организацию функ­ции принятия управленческих решений. Централизация тем выше, чем в большей мере эта функция сконцентрирована на высшем уровне. Наоборот, чем большей свободой принятия ре­шений обладают другие уровни, тем выше децентрализация. Основные признаки «централизации — децентрализации»:

— количество решений, принимаемых на нижестоящих
уровнях;

— важность этих решений;

— последствия этих решений;

— объем контроля работы подчиненных.

Выбор степени централизации определяется рядом основных факторов: профессионализм работников, уровень их мотивации, масштабы организации, сфера и характер ее деятельности и др. Тенденция развития современных организаций состоит в их демократизации, переходе от директивно-централизованного стиля управления к «соучаствующему» (партисипативному).

Преимущества централизации.

При централизации лучше контролируются и координиру­ются специализированные функции, уменьшается количество ошибочных решений. Отделы организации растут и развива­ются равноценно, а не за счет друг друга или организации в це­лом. Более экономно используется опыт персонала централь­ного административного органа.

Преимущества децентрализации.


Невозможно централизованно управлять особо крупными организациями, поскольку для этого требуется огромное коли­чество информации. Следствие этого — сложность процесса принятия решения.

При децентрализации решения принимает тот руководи­тель, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и луч­ше всех ее знает.

Децентрализация стимулирует инициативу, помогает подго­товке молодого руководителя к более высоким должностям. Она дает ему возможность принимать самостоятельные реше­ния в самом начале карьеры.

Структура организации, управляемая руководителем, сама определяет во многом содержание его деятельности. Это за­ключается в следующем:

1. Иерархическое место руководителя в организации опре­
деляет основные функции его управления.

2. Иерархическое место влияет также на меру развернуто­
сти этих функций.

3. Содержание деятельности руководителя (особенно
производственно-технологические функции) определяет его
принадлежность к какой-либо «ячейке» горизонтальной сети
организации.

 

4. На выбор стратегии и тактики управления влияют класс и
особенно тип структуры.

5. В основе кадровых функций лежит структура, определяя
требования к профессиональному составу работников.

6. Структура порождает специфический для нее тип руково­
дителя и подчиненного (психологический симптомокомплекс
черт личности).

7. Требования различных структур к психологическим каче­
ствам руководителя и исполнителя нетождественны.

8. Выбор структуры — суть организационной деятельности
руководителя.


Глава 4 ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Важнейшим компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций является целеполага­ние. Оно же является основной функцией руководителя, этапом управленческой деятельности и компонентом ее структуры. Оп­ределяется целеполагание как выбор цели функционирования организации. В теории управления трактовка этой функции не­однозначна. С одной стороны, признается ее определяющая роль в управленческой деятельности и общем функционирова­нии организации, с другой — эта функция не выделяется в каче­стве самостоятельной, а рассматривается как часть функции планирования. В другой трактовке целеполагание рассматрива­ется как исходная стадия всего управленческого цикла, предше­ствующая ему; поэтому оно выносится за пределы системы функций управления. Это справедливо в том смысле, что целе­полагание стоит «вне и выше» других функций.

Но целеполагание по своему содержанию и роли в управле­нии — именно управленческая функция. Это не только началь­ный этап управления. В ходе последующей деятельности имеет место формулировка новых целей, если выясняется неэффек­тивность изначальных. При этом целеполагание выступает следствием иных управленческих функций, а не первым эта­пом управления. Специфическая обязанность руководителя — постановка целей перед исполнителями, что также входит в процесс функционирования организации. Функция целепола­гания по своему содержанию — процесс сложный и разверну­тый во времени, имеющий специфические закономерности, не свойственные другим управленческим функциям. Иногда эта функция используется как основа в методе «управления по це­лям» (management by objectives — МВО).

Теория управления определяет понятие цели как системооб­разующий фактор организации. Цель определяет общую на-


правленность деятельности организации, ее структуру и со­став, регулирует связи между ее компонентами, интегрирует их в согласованную систему. Она же является основой стратегиче­ских решений и планирования в организации. Общий имидж организации зависит от характера целей.

Начинается реализация функции целеполагания с определе­ния общей цели организации, являющейся основой ее деятель­ности. Для определения этой цели применяются понятия «фило­софия компании», «политика фирмы», «миссия организации». Миссия определяет главные задачи организации, направления ее деятельности и руководства ею. Свобода в выборе миссии явля­ется залогом эффективности экономики в целом.

Обязательным в науке управления считается выполнение одного правила: получение организацией прибыли не должно формулироваться в качестве ее миссии. Прибыль — внутрен­няя проблема организации. Но поскольку организация является социальной и открытой системой, она сможет выжить, удовле­творяя какую-нибудь потребность, находящуюся вне ее. На­пример, компания «Форд» формулирует миссию как «предос­тавление людям дешевого транспорта», сохраняя за прибылью ведущую роль в обеспечении жизнеспособности компании.

Миссия — это фундамент для последующей реализации функции целеполагания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Адхократические (органические) структуры | Типология целей организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.