Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлексивные процессы в управленческой деятельности




Все рассмотренные процессы находят комплексное прояв­ление в процессе рефлексии — наиболее общем и важном ком­муникативном процессе. Эта форма синтеза коммуникативных процессов характеризуется уникальной особенностью: она об­ладает наивысшей степенью сложности, интегративности сре­ди всех известных психических процессов. Рефлексия — про­дукт интеграции трех основных классов процессов психики: когнитивных, регулятивных, коммуникативных. Результатом ее является возникновение у человека феномена сознания. Это — результативная сторона рефлексии и одновременно ее условие.

Наиболее важен этот процесс именно для управленческой деятельности, так как ее основной предмет — социальные объ­екты, тоже наделенны свойством рефлексивности, осознавае-мости своего поведения.

В психологии рефлексия определяется как особый психиче­ский процесс, как свойство личности и как психическое со­стояние. Как специфическая человеческая способность реф­лексия дает возможность восприятия как внешнего, так и внут­реннего мира. Способность к самоотражению своей психики


является основой свойства и феномена сознания. Это — про­цесс «мышления о мышлении», погруженность в свои мысли и чувства. В предельных случаях такое состояние трансформиру­ется в медитацию. Выделяют две формы рефлексии: рефлек­сию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.

В структуру рефлексии включены четыре ее основных ас­пекта:

1. Кооперативный аспект связан с координацией профес­
сиональных позиций и групповых ролей субъектов, коопераци­
ей их действий. Данный аспект предполагает опору на прогно­
зирование и предвосхищение ответных действий, поставив се­
бя в позицию других.

2. Коммуникативный аспект. Рефлексия — необходимый
компонент общения и межличностного восприятия. Человек
пытается размышлять за другое лицо; хочет понять, что дума­
ют другие люди, как воспринимают его партнеры по общению.

3. Личностный аспект. Рефлексия интегрирует в целост­
ную систему такие подструктуры, как «Я» — физическое те­
ло, «Я» — биологический организм, «Я» — социальное суще­
ство, «Я» — субъект своего поведения.

4. Интеллектуальный аспект — рефлексия как умение чело­
века выделять, анализировать и соотносить свои действия с
предметной ситуацией, регулировать интеллектуальную дея­
тельность.

Рефлексия собственной деятельности рассматривается в трех основных формах: ситуативной, ретроспективной и пер­спективной — это зависит от функций, которые она выполняет во времени.

Объектом может выступать также рефлексия и сознание других людей. Основой любого вида рефлексии является меха­низм децентрации, когда имеет место мысленный выход за пре­делы непосредственного процесса жизни, чтобы занять пози­цию вне ее для суждения о ней.


Рефлексивные процессы играют ведущую роль в реализации основных управленческих функций. Эффективность их опре­деляет точность произвольного контроля за ними, а это требует подключения именно рефлексивных процессов. В структуре практически-социального интеллекта рефлексия тоже занима­ет ключевое место. Как показали психологические исследова­ния, именно свойство рефлексивности имеет наибольшее коли­чество связей с основными параметрами интеллектуальной деятельности.

Наиболее эффективная деятельность характерна для руково­дителей, имеющих средний индекс рефлексивности.

Глава 22




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.