Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности




Причинами стрессов часто бывают фрустрационные со­стояния, возникающие из-за невозможности достижения зна­чимых для личности целей. Развитие их протекает по следую­щей схеме:

1) наличие интенсивной потребности, значимой цели;

2) блокировка их удовлетворения (ограниченность собствен­
ных возможностей или внешние преграды);

3) отрицательные эмоции и их фиксация в стабильном нега­
тивном состоянии — фрустрации.

Наиболее специфичны фрустрации именно для управленче­ской деятельности, которая сочетает в себе множество значи­мых целей, потребностей, планов и еще большее количество разного рода «барьеров» (фрустраторов) — всевозможных пре­град и ограничений на пути их реализации. Существуют две ос­новные формы реагирования личности на фрустрацию — поня­тия интрапунитивной и экстр any нитивной реакций. В первом случае развивается депрессия, во втором - агрессия.

Устойчивость к фрустрациям — профессионально важное качество руководителя. Две группы средств способствуют по­вышению такой устойчивости.

1. Формирование деятельностных способов преодоления
фрустрации, главное место среди которых принадлежит накоп­
лению фрустрационного опыта.

2. Средства психологической защиты личности в состояниях
фрустрации. Если ситуацию изменить нельзя — надо изменить к
ней отношение. Фрустрационная устойчивость и стрессустойчи-
вость руководителя в его деятельности представлены в их инте-
гративном проявлении. Они помогают формированию такого
качества руководителя, как «умение держать удар».


Очень важный компонент в деятельности руководителя — готовность к экстренным действиям (ГЭД). Лица с высокой ГЭД интерпретируют возникновение новых и непредвиденных ситуаций не как стрессовый фактор, а как нормальное развитие событий. Фактор новизны утрачивает свою стрессогенность, и возникающая эмоциональная активация направляется на поиск конструктивных способов выхода из ситуации.

Эмоциональная резистентностъ — сложное психическое образование. Оно характеризует субъективную тенденцию, склонность воспринимать ситуации как потенциально опас­ные, а следовательно, эмоциогенные. Личность характеризует­ся как нерезистентная, если эта тенденция выражена, и наобо­рот.

Одни и те же объективные ситуации находят разный резо­нанс (субъективный отклик), величиной которого определяет­ся общая картина поведения личности в какой-либо ситуации. Одни люди преувеличивают эмоциогенность ситуаций (огме-тинги — от англ. augmenting), другие — занижают ее (редъю-стинги — от англ. redusting). Поэтому возникает либо гипер­эмоциональная, либо гипоэмоциональная оценка ситуаций и от­ношения к ним. Наиболее адекватен средний, уравновешенный тип реагирования на ситуации — адекватно-эмоциональный. Для управленческой деятельности предпочтительнее повышен­ная эмоциональная резистентность. При увеличении управлен­ческого стажа и профессиональной компетентности резистент­ность возрастает.

Эмоциональная напряженность, хронические стрессы, кри­тические ситуации — мощный источник для развития такой ка­тегории негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Динамика развития этого состояния и его влияние на управленческую деятельность специфичны, что обусловлено следующими причинами:

1) высокой сложностью деятельности, субъективной труд­ностью связанных с ней задач, а поэтому высокой психофизио­логической ценой, которую надо платить за их реализацию.

7* 195


2) присутствием в деятельности эмоциогенных факторов,
являющихся причинами развития утомления;

3) ответственностью, пронизывающей всю деятельность
руководителя;

4) полифокусностью деятельности, являющейся сильным
фактором развития утомления;

5) ненормированным рабочим днем.

Эмоции, волевые усилия, состояния обеспечивают регу­ляцию деятельности руководителя, но они проявляются и во­вне — в поведении, речи, мимике и т. д. Эти проявления надо контролировать. Они могут использоваться руководителем в качестве дополнительного канала межличностного взаимо­действия, как средство информации о своих мыслях, позици­ях и намерениях. В социальной психологии и психологии управления все это обозначается понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.

Особенно важно владение экспрессивными средствами для руководителя, умение регулировать свое экспрессивное пове­дение.

Экспрессивный компонент включает в себя три основных аспекта.

1. Субъективный контроль за своим поведением в целом, за
экспрессивными проявлениями своих волевых и эмоциональ­
ных состояний.

2. Владение средствами экспрессивного воздействия на под­
чиненных (имидж волевого, обаятельного руководителя).

3. Использование экспрессивных средств как канал информа­
ции о подчиненных. Это — диагностическое умение, которое
складывается из точности межличностной перцепции, экспрес­
сивной сензитивности и психологической проницательности.


Глава 23




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.