Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орально-сенсорная (оральная) стадия (0-1 г.)

Характеристики стадий психосоциального развития

Для описания стадий развития Эриксон использовал понятия «модус эго», указав, что для каждой зоны либидо характерен свой тип функционирования. Модус эго – это способ функционирования, характеризующийся большей или меньшей нормативностью в зависимости от возрастного статуса индивида. Так для оральной стадии характерен модус инкорпорации, т.е. пассивного, но жадного и энергичного вбирания (т.н. «первый инкорпоративный модус»). Эриксон считает, что инкорпорация как способ функционирования очень скоро выходит за пределы зоны сосредоточения либидо – рта – и становится характерной для всех органов чувств (тактильные ощущения, зрительные ощущения и т.п.). Малыши как бы «вбирают» ощущения в себя. Такое поведение, согласно Эриксону, характерно для первой половины оральной стадии.

Для второй половины этой стадии, когда у малыша начинают прорезываться зубы, характерен модус кусания и хватания (т.н. «второй инкорпоративный модус»). Этот модус, так же, как и первый, не ограничивается одним ртом: поначалу пассивное восприятие мира теперь становится «выхватывающим». Вся сенсорика становится более направленной, согласованной, ориентированной на «выхватывание» и «удержание» определенных стимулов.

Основной задачей этого этапа, по Эриксону, является разрешение кризиса базального доверия – базального недоверия. Сильной стороной личности, которая может здесь быть сформирована, является надежда. Доверие – это ощущение того, что другие люди надежны и предсказуемы. Сформировать у малыша доверие к окружающему миру, другим людям, самому себе могут родители, демонстрирующие значительную степень заботы о нем. Ребенок, которого слишком рано или слишком поспешно, в конечном итоге могут ощущать, что забота матери ненадежна и ее можно внезапно лишиться. Это подрывает основы доверия к миру вообще.

Важным в вопросе о формировании базального доверия у ребенка является доверие родителей к самим себе, чувство спокойствия и уверенности. «Родители должны уметь передать ребенку глубокое, почти органическое убеждение, что то, как они поступают, имеет для ребенка важное значение. Это ощущение значимости родительского поведения, в свою очередь, требует культурной поддержки – веры в то, что «наши действия приносят нашим детям пользу»». (Крэйн У., 2007, с. 348)

Когда ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем зарождается недоверие – боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще и к людям в частности. Это недоверие в результате неблагоприятного разрешения психосоциального кризиса переносится ребенком в следующую стадию развития.

2. Мышечно-анальная стадия (1 – 3 г.)

На этой стадии особое значение приобретает анальная зона. Характерными модусами эго являются ретенция и элиманация (удержание и отпускание). И снова Эриксон отмечает, что эти модусы относятся не только к анальной зоне. Дети, например, начинают использовать свои руки, чтобы упрямо держать и никому не давать какие-либо предметы и, столь же вызывающе, их бросать. (Крэйн У, 2007, с. 351) Эта же тенденция может наблюдаться не только по отношению к действиям с предметами, но и по отношению к людям: например, иногда дети просто «вцепляются» в какого-то человека, но могут так же активно начать его отталкивать.

Если говорить о характеристиках этой стадии в целом, то она посвящена решению психосоциального конфликта между самостоятельностью и нерешительностью (автономией и стыдом и сомнением). Удерживание и отпускание, по сути, по мнению Эриксона, являются тренировкой воли для ребенка, тренировкой его автономии, способности делать самостоятельный выбор.

Самостоятельность ребенка развивается на этой стадии на основе развития его моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения, например, учится ходить, лазать, открывать, закрывать, толкать, тянуть, держать, отпускать, бросать. Малыш наслаждается своими новыми умениями, своей самостоятельностью. Если родители позволяют ребенку делать то, на что он способен, не торопят его и не запрещают ему, не делают за него или вместо него, не высмеивают и не стыдят его чрезмерно за какие-то оплошности, не пытаются любым способом сломить его оппозиционные действия, у ребенка формируется ощущение, что он владеет собой, своими побуждениями и своей средой. В противном случае у ребенка развивается стыдливость и нерешительность.

3. Локомоторно-генитальная (фаллическая/эдипова) стадия (3 – 6 лет)

Особое значение на этой стадии приобретает зона гениталий (эрогенная зона). Дети направляют внимание на собственные гениталии и проявляют любопытство к половым органам других людей. Модусом эго на данной стадии является интрузия (вторжение). Вся жизнь ребенка становится своеобразным вторжением в окружающий мир, в том числе – в мир взрослых, в первую очередь – в мир родителей. Эриксон писал об активности детей в этом возрасте: «Они вторгаются в тела других людей посредством физической атаки, в чужие уши и умы – посредством агрессивной, напористой речи, в пространство – посредством энергичного передвижения, в неизвестное – посредством неуемного любопытства» (цит. по Крэйн У., 2007, с. 353)

Кризис данного этапа – инициатива/вина. Он возникает, когда, как пишет У. Крэйн (2007), дети осознают, что их самые грандиозные планы и надежды обречены на неудачу. Безусловно, важнейшее место занимает эдипальная тематика. Обнаружив опасность и запретность своих желаний, ребенок интериоризирует социальные запреты. В связи с необходимостью контролировать свои опасные импульсы, у ребенка появляются способности к самонаблюдению, самоконтролю и самонаказанию. Но надежды, планы, устремления ребенка в этом возрасте не ограничиваются эдипальными желаниями. Соревновательность и предприимчивость проявляется практически во всем.

Эриксон полагал, что для развития целеустремленности у ребенка на этой стадии ему необходимо позволять проявлять инициативу в выборе моторной деятельности, не мешать ему фантазировать и затевать игры, отвечать на его вопросы, подпитывая этим его интеллектуальную предприимчивость. Родители могут облегчить прохождение этого кризиса ребенком, несколько умеряя свою власть и разрешая детям на равных участвовать с ними в разных интересных начинаниях. Противоположные действия родителей, когда ребенку показывают, что его моторная активность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры – бестолковы, могут сформировать у ребенка чувство вины, которое сохранится и на дальнейших стадиях жизни.

4. Латентная стадия (6 – 12 лет)

Эриксон показал значимость этой стадии для психосоциального развития личности, несмотря на отсутствие в данном периоде определенных телесных зон сосредоточения энергии либидо. Дети учатся, овладевают важными когнитивными и социальными навыками.

Кризис этой стадии связан с разрешением конфликта «трудолюбие/неполноценность». На пути благоприятного развития своей личности ребенок может столкнуться с преградой в виде чувства неполноценности и неадекватности. Это может происходить, когда ему не удается успешно справиться, например, с какой-нибудь задачей в классе. Но это может быть и результатом неэффективно разрешенных конфликтов предыдущих стадий. Трудно чувствовать себя полноценным, при этом ощущая чувство вины и сомнения, неуверенность в себе и недоверие к окружающим.

Эриксон подчеркивал, что на этой стадии для эффективного разрешения конфликта может играть очень важную роль личность учителя. Учитель может помочь ребенку поверить в свои способности, свой талант. Это создает основу для развития компетентности. По определению Эриксона, компетентность – это непринужденность в использовании интеллекта и навыков при выполнении задач, без помех со стороны чрезмерного чувства неполноценности. (цит. по Крэйн. У., 2007, с. 356)

5. Юность (подростковый период) (12 – 19 лет)

Э. Эриксон соглашался с Зигмундом и Анной Фрейд в том, что в период полового созревания огромный приток энергии влечений носит разрушительный характер и несет угрозу Эго. Но, по его мнению, это лишь часть проблемы. Юноши и девушки переживают трудности и в связи с новыми социальными конфликтами и требованиями.

Задачей этого возраста, согласно Э. Эриксону, является обретение эго-идентичности, то есть нахождение человеком ответов на вопросы, кто он есть, каково его место в обществе, куда он идет. Кризис этого возраста – идентичность против спутанности ролей.

Процесс формирования идентичности продолжается всю жизнь, однако проблема идентичности достигает своего кризиса в период ранней юности. Дело не только в тех физических и физиологических изменениях, всплеске сексуальности, которые обнаруживают себя в этом возрасте. Хотя эти изменения и являются настолько значительными, что молодой человек с трудом узнает себя. Молодые люди переживают еще и по поводу того, как они выглядят в глазах окружающих, чувствуют себя неуверенно в обществе.

Этим фактом, Эриксон, например, объяснял стремление подростков, неуверенных в себе, идентифицироваться с какими-то «замкнутыми группами». Они могут «демонстрировать приверженность своему клану, став заметно нетерпимыми и жестокими в своем исключении тех, кто на них не похож» (цит. по Крэйн У, 2007, с. 357)

Идентичность развивается посредством идентификаций (человек идентифицирует себя с теми, кто его привлекает, и уподобляется им, не всегда осознанно), а так же посредством своих достижений, особенно если важны для культуры. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями – фактор который может серьезно помешать развитию идентичности, способствовать возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром, чувство бесполезности, бесцельности, душевного разлада, что, в итоге, может привести к формированию «негативной» идентичности, делинквентному поведению.

Ритуализация на данном этапе становится импровизационной, к тому же, в ней открывается идеологический аспект. Идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры, которая предоставляет на этом этапе молодым людям упрощенные, но четко сформулированные ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. (Шаповаленко И.В., 2004)

Эриксон считал, что для многих юношей и девушек формирование идентичности, связанное с принятием решений относительно себя, своего места в обществе, и принятием соответствующих обязательств, является мучительным процессом. Они ощущают, что нужно решить слишком многое и слишком быстро, что сделанный сейчас выбор может лишить их каких-то возможностей в будущем. Поэтому иногда юноши и девушки вводят так называемый «психосоциальный мораторий» – берут «тайм-аут» для обретения себя. Например, некоторые могут уйти из учебного заведения, чтобы попутешествовать, поэкспериментировать с различными профессиями.

Однако не всем доступно состояние моратория. Некоторые юноши и девушки чувствуют себя в изоляции, как будто время обходит их стороной, а они не способны найти смысл в какой-либо деятельности и просто плывут по течению. По мнению Э. Эриксона, затянувшийся процесс поиска идентичности может быть очень мучительным, болезненным, но иногда он способен привести к некоей высшей форме личной интеграции и к подлинным социальным новшествам.

На данной стадии влияние родителей на преодоление, разрешение психосоциального кризиса является косвенным, в отличие от предыдущих стадий. Однако, если благодаря родителям юноша уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, умелость, то его шансы на идентификацию (опознание собственной индивидуальности) значительно увеличиваются. В обратной ситуации увеличивается вероятность возникновения сложностей на пути разрешения психосоциального кризиса этой стадии, что приводит к формированию т.н. диффузии идентичности (ролевого смешения).

Добродетелью, формирующейся в личности при успешном преодолении кризиса этого возраста Эриксон считал верность – способность выполнять свободно взятые на себя обязательства.

6. Ранняя зрелость (молодость) (20 – 25 лет)

Психисоциальным конфликтом этой стадии является конфликт между близостью и одиночеством (изоляцией).

Основной задачей периода ранней взрослости, по Эриксону, является достижение близости. Решение этой задачи возможно лишь тогда, когда обретено истинное чувство собственной идентичности. Только уверенное понимание себя, осознание себя как уникальности позволяет понимать другого и относится к нему как к уникальному. Диффузия идентичности, неуверенность в себе, сомнения относительно своей состоятельности в каких бы то ни было сферах, приводят к чрезмерной озабоченности собой и мешают «увидеть», «услышать», «понять» другого. Люди, неспособные достичь подлинной взаимности, испытывают чувство изоляции.

Люди по своей сути различны, не говоря уже о различиях половых и гендерных, поэтому постоянная идеальная близость между партнерами – утопия. Переживание периодов изоляции в отношениях партнеров является нормальным. Однако, в идеале, близость должна оказываться сильнее. В этом случае у молодых людей развивается такое качество Эго, как зрелая любовь, которую Эриксон понимал как взаимную преданность, навсегда устраняющую антагонизм между влюбленными людьми.

7. Средняя зрелость (взрослость) (26 – 64 года)

Основной проблемой этой стадии является выбор между продуктивностью и инертностью (застоем, поглощенности собой). Эриксон употреблял термин генеративность для определения положительного полюса конфликта этой стадии. Генеративность – это широкий термин, который относится не только к произведению на свет детей, но также к созданию вещей и идей посредством своей работы. (Крэйн У, 2007, с. 360) При этом Эриксон большое внимание уделяет именно генеративности в смысле продолжения рода и социализации детей. Если родители способны справиться позитивно с конфликтом этого возраста, т.е. не потакать своим прихотям в решении вопросов воспитания, при этом защищая детей и помогая им, проявляя способность жертвовать собственными потребностями.

Люди этого возраста, не имеющие собственных детей, так же могут развивать генеративность, заботясь о новом следующем поколении, обучая и направляя его.

Препятствием на пути развития продуктивности является собственное бессодержательное или фрустрирующее детство взрослого, особенности культуры того общества, с которым взаимодействует человек (например, индивидуализм как главная ценность в культуре США и т.п.). Не развивая продуктивность, люди постепенно теряют «общечеловечность», сосредоточиваются на самих себе, достижении собственного комфорта и удовлетворении своих потребностей. При этом добродетелью этого возрастного периода, встраиваемом в Эго, является забота как способность заботиться о других, проявлять интерес к судьбам людей (за пределами семьи), наличие чувства сопричастности человечеству.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подход Э. Эриксона к изучению развития психики | Подход Ж. Пиаже к изучению интеллектуального развития детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.