Кризис
| Факторы, детерминирующие кризис
| Способы преодоления
|
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) на стадии оптации
| Невозможность реализовать профессиональные намерения. Выбор профессии без учета индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведения.
| Психологически компетентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений.
|
Кризис профессионального выбора
| Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности.
| Активизация учебно-познавательной деятельности. Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии.
|
Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет или 21-23 на стадии профессиональной адаптации
| Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности.
| Активизация профессиональных усилий. Коррекция мотивов труда и «Я - концепции». Смена специальности и профессии.
|
Кризис профессионального роста (30-33 года) на стадии первичной профессионализации
| Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудности ее удовлетворения.
| Повышение социально-профессиональной активности и квалификации. Смена места работы и вида деятельности.
|
Кризис профессиональной карьеры (38-40 лет) на стадии вторичной профессионализации
| Неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, должностью. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития.
| Повышение социально-профессиональной активности. Выработка индивидуального стиля деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности. Освоение новой специальности, повышение квалификации. Переход на новую работу.
|
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (48-50 лет) на стадии мастерства
| Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально - профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшения состояния здоровья. Профессиональные деформации.
| Переход на инновационный уровень выполнения деятельности. Сверхнормативная социально-профессиональная активность. Смена профессиональной позиции.
|
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) на стадии утраты профессии
| Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально-профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.
| Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно полезную деятельность.
|