Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и источники стресса

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют, следующие организационные факторы, обусловливающие стресс:

· перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

· конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

· неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

· неинтересная работа (результаты исследования, в котором участвовало 2000 рабочих 23 профессий показало, что те, кто имеют более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

· плохие физические условия (шум, холод и пр.);

· неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

· плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

Немецкие психологи В. Зигерт и Л.Ланг выделяют несколько типичных страхов работников:

· страх не справиться с работой;

· страх допустить ошибку;

· страх быть обойденным другими;

· страх потерять работу;

· страх потерять собственное Я.

По мнению ученых, кафедры управления персоналом Государственного университета управления основная причина большого распространения стрессов, связана с ускорением научно-технического прогресса, в частности, с тем, что физиологические возможности человека не поспевают за радикальными изменениями образа жизни, стремительным вторжением в нее новых видов материалов, средств передвижения и связи, за темпом предоставления разнообразной информации, внедрением в быт микроэлектронной техники и т.д. Люди не могут столь же быстро приспособиться к новым условиям и возможностям, надежно защитить себя от нежелательных последствий практического применения научно-технических достижений.

В работах К. Купер и Д. Мапршалл отмечается, что для руководитеоей основным источником стресса являются профессиональные перегрузки. Американскими учеными (French & Caplan) ввели понятие количественной и качественной перегрузки. Первая связана с наличием «слишком большого количества работы», «вторая - с тем, что работа «слишком сложная». Выдвинута гипотеза, что в большинстве систем перегрузка ведет к деструкции вне зависимости от того, связана ли она с единичным биологическим звеном или руководителем организации. Это может проявляться во вторичных факторах риска, например в курении. Люди, имеющие больше контактных телефонов, служебных встреч и встреч в единицу рабочего времени, выкуривают значительно большее число сигарет, чем люди с меньшей нагрузкой по этим факторам. Так, из 100 молодых пациентов с сердечными нарушениями 25% работали на двух работах, которые требовали (и это прямо касается профессиональных перегрузок) 60 и более рабочих часов в неделю. В этой группе продолжительная эмоциональная нагрузка предшествовала 91% сердечных приступов. Наблюдается зависимость между продолжительностью рабочего дня и смертностью от ишемической болезни сердца (ИБС). Так, в легкой промышленности Калифорнии рабочие в возрасте до 45 лет, занятые более 48 часов в неделю, подвержены вдвое больше риску умереть от ИБС, чем такие же рабочие, но с нагрузкой 40 и меньше часов.

«Качественные» перегрузки также являются источником стресса, причем особенно сильно это проявляется в сфере управления. Исследование качественных и количественных аспектов перегрузки с помощью опросников, интервью, медицинских обследований на выборке из 122 университетских администраторов и профессоров выявило, что такой симптом стресса, как низкая самооценка, связан с перегрузками, но его проявления в двух профессиональных группах были различны. Оказалось, что количественная перегрузка слабо связана с низким уровнем самооценки у администраторов, но существенна для профессоров. Чем более высокого качества работы ожидали от профессора, тем ниже был уровень самооценки.

Среди общих факторов стрессового риска значатся информационные перегрузки, издержки урбанизации, малоподвижность людей и недостаток потребляемых ими натуральных, экологически чистых продуктов питания, хроническое недосыпание (особенно в рабочие дни недели), подмена живого общения длительным «диалогом» с компьютером.

Оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких стандартных научно-практических задач:

· изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития;

· разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;

· разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;

· моделирование «трудных» психологических состояний человека;

· изучение возможностей человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психической стрессоустойчивости.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональный стресс | Монотония
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.