Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII.2. Основные особенности восприятия





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность восприятиявыражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию практической деятельности человека. Предметность восприятия не врождённое качество; существует определённая система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счёте всегда внешне двигательных, обеспечивающих- контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения.

Предметностькак качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения.Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут вести себя самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практики или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Предметность играет большую роль и в формировании самых перцептивных процессов,т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешнем миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия обеспечивающие более правильное отражение.

Другая особенность восприятия - его целостность. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает её структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основной для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразным взаимосвязями входящих в нее элементов.



Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма. В каждый момент можно услышать всего один удар, однако ритм - это не одиночные удары, а продолжительное звучание, причём удары находятся в определённой взаимосвязи между собой, и эта взаимосвязь определяет восприятие ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметности деятельности человека - с другой.

Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются в воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Но благодаря свойству константности - способность перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия) компенсировать эти изменения мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по цвету, форме, величине.

Источник константности восприятия - активные действия перцептивной системы, Многократное восприятие обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений рецепторного аппарата.

Свойство константности объясняется тем, что восприятие своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Константность - необходимое условие жизни и деятельности человека, оно обеспечивает относительную стабильность окружающего мира.

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Таким образом, мы видим, что восприятие это активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы и т.д. Зависимость восприятия от психической жизни человека , от особенностей его личности носит название апперцепции.

Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед человеком задачи. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменить его содержание.

Таким образом, мы видим, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.