Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научно-психологического исследования




Наблюдение и эксперимент – основные методы, определяется как способ познания действительности. В психологии – совокупность методов, которые дополняют друг друга. Основные методы в психологии – наблюдение, беседа, эксперимент, тесты (см Билет №2).

 

БИЛЕТ 4. Специфика психологического ЭКСПЕРИМЕНТА. Основные виды эксперимента

Эксперимент – спец. организованная ситуация, где активно вмешивается исследователь; изучает влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных (напр., при изуч. устойчивого внимания, как влияет ТВ (независимая переменная) на устойчивость внимания (зависимая переменная) во время приготовления математического теста ребёнком).

Требования при проведении эксперимента:

  • возможность вызвать психический процесс в создаваемых условиях,
  • возможность изменить психический факт в направлении, желаемом для экспериментатора,
  • возможность последить психические явления от изменяемых условий,
  • возможность неоднократного повторения эксперимента для всестороннего исследования.

Виды эксперимента:

  • лабораторный (спец и контролируемые условия с применением приборов),
  • естественный (привычные условия для испытуемого),
  • констатирующий – выявляет психические свойства испытуемого в изменяемых экспериментатором условиях, на основе полученных данных проводится формирующий эксперимент – направлен на развитие недостающих качеств личности, проводится в спец организованных условиях.

 

БИЛЕТ №5 Методологические принципы ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

С 20годов до 36 года (1936 год о Педологических извращениях в исследованиях психологии) - психология интенсивно развивается в России. С 36 года затишье. Только в 50х годах встал вопрос о человеческом факторе на производстве, встал вопрос о психологии труда (Рубинштейн Сергей Леонидович – «Об основах психологии», на основе марксистско-ленинской философии, Диалектико-материалистический подход в психологии).

Павлов И.П., Лурия были также признаны во всем мире. Во всем мире психология развивается, в отличие от России – затишье в развитие науки; за время затишья и после, устойчиво развивался институт мозга Бехтерева.

Методологические принципы

  1. Принцип детерминизма - означает, что психика определяется образом жизни человека и перестраивается с изменением образа жизни, вывод: обусловленность сознания человека определяется общественным бытием и общественно-исторической природой человеческого сознания;
  2. Принцип единства сознания и деятельности - все исследования Леонтьева, Рубинштейна берут за основу это принцип, что сознание и деятельность не противоречат друг другу, не тождественны, но составляют единство. Сознание образует внутренний план деятельности личности, оно проявляется и формируется в процессе осуществления человеком деятельности, это принцип позволяет психологам выяснить внутренние закономерности, которые обеспечивают результат или препятствуют деятельности.
  3. Принцип развития психики в деятельности - психика и высшее её проявление – сознание могут быть правильно поняты и объяснены, если они рассматриваются как результат или продукт той или иной деятельности человека. То есть психика изучается в деятельности (это игровая, учебная, трудовая, общественная деятельность…), это предметно-практические виды деятельности, а общение – коммуникативная деятельность, в которой тоже можно изучать психику человека.
  4. Принцип личностного подхода - при изучении психических явлений человека (это свойства, состояния, процессы), необходимо учитывать это в структуру личности, которая и обуславливает их (например, нельзя изучать внимание отдельно от личности).

 

БИЛЕТ №6. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. Теория восприятия

Познавательные процессы: целостный процесс жизнедеятельности человека, носит активный характер, на их основе человек строит своё поведение.

При изучении психических явлений человека (это свойства, состояния, процессы), необходимо учитывать это в структуру личности, которая и обуславливает их (например, нельзя изучать восприятие и внимание отдельно от личности).

Структура познаний:

  • Чувственное познание (ощущение, восприятие, внимание).
  • Обобщенное познание действительности (память, мышление, воображение)
  • Эмоциональное восприятие действительности (эмоции и речь. воля).

Ощущение -простейший психический процесс, который отражает отдельные св-ва предмета и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма. Классифицируется на основе органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, и в отдельную группу входят болевые ощущения. Болевые ощущения – ретикулярная формация в головном мозге, где формируются болезненные ощущения.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

Ø Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Ø Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.

Ø Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Ø Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений. Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Ø Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

 

 

Восприятие. Позволяет отражать целостный образ предмета, это отражение положено в основу гештальтпсихологии (целостное отражение образов).

Виды восприятия:

  • Восприятие пространства – обеспечивает ориентацию человека в окружающей среде
  • Восприятие времени – отражение длительности процессов, ритмической деятельности, последовательности событий.
  • Воспр движения – изменение положения объектов в пространстве,
  • Воспр человека человеком,
  • Иллюзии – неадекватное восприятие, отражение воспринимаемого объекта (пример, картина «два лица или ваза»).

Теории восприятия

Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для которого характерно, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы; отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование процесса.

Различия между ООП и СОП:

 

теории ООП СОП
Что представляет собой субъект восприятия Физическое тело либо техническое устройство по переработке информации Целеполагающий субъект
Функция восприятия Отражение внешнего мира Представление знаний субъекта о мире
Чем детерминируется восприятие Внешнее воздействие Цель
Что есть восприятие. Его свойства Пассивный процесс Индифферентность Активный процесс Пристрастность

Объектно-ориентированные теории восприятия:

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью аналитической интроспекции, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из: Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем подобно 1, отличается лишь меньшей отчетливостью. Воспринимаются группы простых стимулов (суммация ощущений). Все состоит из едва заметных различий. Наше пространственное ощущение не является зрительным, поскольку 1)Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная аналитическая интроспекция показывает, что единственные зрительные ощущения, которые могут быть обнаружены – двумерны и непосредственны. Соответственно – Аккомодация и конвергенция – это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные. Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аккомодация и конвергенция 2)Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря на АИ. По точкам не построить фигуру.

Гештальттеория восприятия Акцент на врожденный характер перцептивных процессов. Основывается на целом а не на единицах – пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их порождающий. Физиологич. Г. – концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации, представляющей фон. Ионы будут диффундировать – из зоны фигуры в зону фона – вызывая эл ток вокруг контура фигуры. Принцип изоморфизма (равенство формы) – воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Зрительное поле – Силы, действующие в з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности – тем ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами – тем ---/--- 4) Чем меньше временной интервал (3-4 хорошо опис фи-феномен). Чем сильнее противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных фигур, искажения, группировка зрительных предметов) ЗП Имеет тенденцию к минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил – сохранение видимой локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении, которое связывает стимул. Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость. Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность. Критика – нет научения, все врожденное. Фигура или фон – двойственные фигуры.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич. акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности – внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше, тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы:5 типов их типов соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. - органом и его настройкой; б) рецепторы - пассивны, а в.с. - получают инфо. активно; в) результат работы орг. чувств - набор врожд. ощущений, а в.с. - способн-ть к соверш.

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов: 1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п. 3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения. Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых объектов к общему классу (признаки отнесения - категории). 4 стадии процесса категоризации: 1) Первичная (докатегориальная) - выделяются признаки объекта, его хар-ки. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков. 3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории. 4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Найссер. Осн. положения: 1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности. 2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Осн. понятия: Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем.

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами. Результат исследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. ®Объект (наличная информация)® модифицирует® схема ®направляет® исследование® Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема – одна из фаз активности – связывает субъекта с окружающей средой. Термин “восприятие” относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема – это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему

Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы. Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации. Ф-ции схем: предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта восприятия: 1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами). 2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире).

 

БИЛЕТ №7 ВНИМАНИЕ: понятия внимания, виды, свойства

Внимание - направленность психики, сознание на объект или явление. Внимание определяет динамику, избирательность сознания, выступает элементом познания. Но в отличие от других процессов не имеет своего специфического содержания, Его суть – в общей реакции организма на какой-либо объект. Физиологическая основа внимания – общая активность мозговой деятельности, относится к ретикулярной формации и является физиологической основой познавательных процессов.

Свойства внимания:

· Не произвольное внимание – появление активности на основе нового неожиданного раздражителя.

· Произвольное внимание – регулируемое внимание, возникает сознательно, на основе опыта личности (надо выучить стих, и ребёнок направляет свое внимание на этот объект).

Виды внимания:

  • Объем внимания – количество воспринимаемых объектов.
  • Распределение внимания – возможность одновременно выполнть несколько видов деятельности.
  • Переключение внимания – скорость переноса внимания с одного объекта на другой.
  • Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте.
  • Устойчивость внимания – длительность концентрации внимания на объекте.

 

Диагностика внимания: для тестирования объема внимания используется тахистоскоп, концентрации и устойчивости внимания – тест Бурдона, и проч…

 

Чуточку отличается и немного побольше:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.