Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделяют следующие формы речи




Функции языка

1. Передача информации и усвоение общественно-исторического опыта. Язык передает информацию из поколения в поколение. Язык это -

  • Средство кодирование информации об изучении свойств предметов и явления.
  • Средство коммуникации, общения
  • Орудие интеллект деятельности.

Язык оказывает воздействие на собеседника

  • Прямое – приказ
  • Косвенное – сбор информации о нужных действия и рекомендация о нужных действиях.

 

  1. Язык – орудие планирования интеллектуальной деятельности и решения задач. Обеспечивает связь мышления и речи с интеллектуальным планированием.

 

    • Внешняя речь – диалог, беседа с ее тематической направленностью, монологическая речь – доклад, письменная речь – разновидность монолога.
    • Внутренняя речь – мыслительная деятельность

Также выделяют выразительность речи, отчетливость воспроизведения информации, понятность речи, чтобы знаки и обороты, акценты доносились до слушателя.

 

Методики по диагностики речи (восприятие речи и т.д.) - пользуются логопедами.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобще­ния, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуни­кации животных. У человека со словом связано представление о пред­мете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспри­нимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функ­ция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на кон­такты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тес­но связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отно­шение говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и моно­логическую) и письменную. Диалог - это непосредственное обще­ние двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развива­ется в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по срав­нению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.

Письменная речь представляет собой разновидность монологичес­кой речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической де­ятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерны фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутрен­няя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а~ переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, на­оборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сооб­щаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержа­ния, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотноше­ния между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступле­ния, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, уме­ние пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

В онтогенезе: мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию. Примерно в 2 года линии развития мышения и речи ребенка перекрещиваются, совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной. Штерн ошибочно считал, что ребенок открывает символическую функцию речи (излишняя интеллектуализация), тогда как для ребенка слово выступает не как символ, а скорее как свойство предмета. 4 стадии развития речи и мышления в онтогенезе: 1. Примитивная, натуральная стадия. Доинтеллект. речь и доречевое мышление. 2. Стадия «наивной психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения логическими структурами и операциями. 3. Стадия внешнего знака, внешней операции. «Счет на пальцах», эгоцентрич. речь. 4. Стадия «вращивания». Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь.

 

БИЛЕТ №10. МЫШЛЕНИЕ. Виды и операции мышления. Мышление и решение мыслительных задач.

Мышление – это опосредованное познание вещей и явлений, процесс отражение общих свойств вещей и нахождение связей и отношений между ними.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения (отражение отдельных свойств предметов), восприятия (целостное отражение), представления (чувственный образ предмета, которого сейчас нет, но о котором мы помним).

Виды мышления:

  • Конкретно-образное – преобладает у дошкольников и младших школьников, приближено к реальному образу (молодой человек, белый снег)
  • Абстрактное – свойственно подросткам и взрослым людям, создается с использованием логических приемов (скорость, белизна, сила и др.). Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются:
    • Суждения – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах. ПРИМЕР. Петров – отличник.
    • Умозаключения – форма мышления, по средством которой мы можем на основании одного свойства предмета или явления (суждениях) делать заключение. ПРИМЕР. Суждения: Все металлы – простые вещества, литий – металл. Заключение: Литий простой вещество.
    • Понятия – форма мышления, в котором отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. ПРИМЕР. Мысленно можно представить движение 300 м\сек., а в реальности его увидеть нельзя.

 

Понятие неразрывно связано со словом и выступает в мышлении в виде значения слова.

В основе образования понятий лежат процессы обобщения, абстракции, анализа и синтеза. Это операции мышления

  • Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на части и свойства, признаки.
  • Синтез – мысленное соединение частей и предметов в целое.
  • Сравнение – мыслительное установление сходства или различия предметов по признакам
  • Абстракции – охватывает группы сходных предметов и выделяет существенные признаки (стол, стул, шкаф, диван – это мебель)
  • Обобщения – мысленное объединение предметов и явлений, имеющих те или иные общие свойства (конструкции, имеющие ножку и крышку называются столами, при этом может быть стол обеденный, стол сервировочный, стол журнальный и т.д.).
  • Конкретизация – мыслительная операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого предмета (напр, вода – имеет связи и отношения – продукт питания, среда химических реакций, происхождения жизни, средство гигиены и т.д.)
  • Классификация – мыслительная операция распределения предметов по группам по одному основанию (столовые приборы – ложка, тарелка, кастрюля – все приборы используются за столом)

ПРИМЕНЕНИЯ. Конструктор – анализирует, раскладывает на части, потом соединяет в целое. Художник рисует набросок картины – располагает целостное видение на листе, потом прорисовывает детали.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.