Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение отрытого кризиса в психологии; причины, развитие (Л.С. Выготский)




БИЛЕТ №16

 

Чтобы понять кризис нужно проследить цепочку развития науки и вернуться к Декарту. Вопросы какова природа души, и как она взаимодействует с телом человека рассматривались на протяжении17-18-19-20 веков и продолжают рассматриваться в настоящее время. Попытка осмыслить душевный мир человека, осуществлялась с философской позиции без экспериментальной базы.

Началось осмысление с Декарта. Психология перестала существовать как наука о душе и стала наукой о сознание. Декарт был дуалистом, выделял 2 категории - душа и тело. Тело - машина, душа - направляет действия тела. Взаимосвязь души и тела при такой постановки вопроса были не совсем ясны. Декарту пришлось отступить от строгости своего учения. Он ввел категорию страсти, которая связывает душу и тело. В его учении сказано: «явление сознания доступны только самому субъекту и способ их обнаружения – самнаблюдение или интроспекция». Понятия, введенные Декартом - интроспекция, сознание, рефлекс.

Последующие мыслители, базируясь на разработках Декарта, имели много неразрешенных моментов во взаимодействии души и тела.

С развитием естествознания взгляды Декарта пересматривались.

Спинозафилософ, живший в Голландии (1632-1677), продолжил изучение. Его известный труд - «Этика». Спиноза был монистом, он верил в наличие единой субстанции – природы.

Монизм (от. греч. monos — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма (два) и плюрализма (несколько), предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

С точки зрения мониста Спинозы, чел производное природы, единое целое и не разделяется на душу и тело. Спиноза природу делил на модусы. Чел – сложны модус, куда включается и душа и тело. Душа, по мнению Спинозы, состоит из идей. Спиноза изучал, по каким законам осуществляется взаимодействие идей, и ввел понятие ассоциации.

 

Дж Локк - философ и математик (1632-1704 гг). Локк понятие ассоциации ввел как основное свое учение. Исследовал чел с точки зрения развития знаний.

Считал, что знания приобретаются в процессе опыта. Опыт двояк. Источники опыта - ощущения и рефлексия.

Рефлексия – восприятие того, как мы мыслим.

Из рефлексов и ощущений состоит разум чел, таким образом, человек получает идеи.

Нет изначально врожденных идей. Чел рожден чистой восковой доской – табула раса. Термин tabula rasa(в переводе с латинского очищенная таблица для письма), означает новое начинание. В течение жизни на доске можно записать все как со стороны педагога, так и со стороны ученика. Простые идеи ассоциативно складываются в сложные. Одна простая вызывает другую, с ней ассоциируется и превращается в сложные идеи.

 

Предпосылки и нарастание кризиса. Теория ассоциаций присутствовала на протяжении 18-19 веков. Со временем принцип ассоциации, как универсального метода, показался недостаточным, т.к. не позволял объяснить феномен творчества, воли и активности личности. Бурное развитие естественных наук – физиологии и медицины, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, поставил вопрос о необходимости объективных исследований души и тела.

Ряд открытий в психиатрии подтвердил наличие у чел бессознательных психических процессов. Все обозначало нарастание кризиса ассоцианизма как основного метода на протяжении 3 столетий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.