Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-историческая теория развития психики (Л.С.Выготский)

Выгодский 1896-1934гг

В момент кризиса Выгодский, опираясь на марксизм, пришел к философскому учению, и предложил на его базе подход к изучению психологии, генезиса человеческого сознания. Ог стремился найти качественную специфику психологического мира человека и определил механизмы формирования психики.

По марксистско-ленинскому учению важнейшее отличие чел от животного – использование орудий труда. Чел преобразовал мир, сохранил орудия и их совершенствовал. Выгодский задал вопрос: можно ли найти аналогию с изучением психического мира человека, что позволяет человеку строить свое поведение.

Выгодский нашел подход, с помощью которого объяснил поведение человека. Это знаковая система.

Разделение на 2 уровня психического развития человека:

1 уровень – натуральные функции человека, даны ему от природы (наследуются от рождения – рефлексы, инстинкты)

2 уровень - высшие психические функции – целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание.

Высшие психические функции он называл опосредованными. Есть средства, при помощи которых они организуются.

ПРИМЕР. Поведение чел с болезнью Паркинсона (нарушение координации движения). Выгодский клал белые листы бумаги на пол и просил вступать по ним. Потом убирал листы и попросил больного создать образ листов. Человек шел по воображаемым листам.

Создание образа и представления человека – важный момент работы высших психологической функций через образ. Конкретный пример является стимулом, который переводится во внутренний образ, происходит интериоризация и этот процесс является центральным моментом развития психики человека.

Внешний стимул – знак. Знак сначала выступает как внешний стимул, вспомогательный. Всякая высшая функция в ходе интериоризации проходит в своем развитии 2 стадии.

  1. Первоначально – форма взаимосвязи между людьми или внешним миром
  2. Вторично – как внутренний процесс. На основе образов чел строит свое поведение.

Процесс формования высших психических функций растянут на десятилетия. Зарождается в речевом общении и закрепляясь в символической деятельности. Через общение чел приобщается к культуре, ценностям, знакам... Поэтому концепция Выгодского – это концепция историко-культурного развития психики.

Проблема связи развития и обучения. Выгодский задал вопрос: должно ли обучение тянуть личность за собой или личность, развиваясь, тянет обучение за собой?

В экспериментальных исследованиях он показал, что ребенок решает задачи самостоятельно с одним усилием, а с помощью взрослого ему решать задачи легче. Возникла концепция зоны ближайшего развития.

Выгодский считал, что общение со взрослыми, овладение способами интеллектуального общения помогают ребенку забегать вперед и повышать свой уровень – зона ближайшего развития.

Идеи Выгодского оказали влияние на другие предметы- культура речи, филология, педагогика. Его теория не всеми принимается. Его последователи предлагали свои подход Рубенштей – соединял принцип единства сознания и деятельности. Леонтьев – деятельностный подход.

 

БИЛЕТ №25

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные этапы развития отечественной психологии | Шкала ранжирования или порядка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.