Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозный фундаментализм




Религия и политика пересекаются во многих областях и не в последнюю оче­редь там, где действуют главные идеологические традиции. Так, скажем, этический социализм всегда опирался на определенные религиозные воззрения, что привело к становлению христианского социализма, исламского социализма и т.д. Протес­тантизм в свое время послужил становлению этики личной ответственности инди­вида, получившей затем политическое развитие в классическом либерализме. Фун­даментализм же трактует политику и все вообще стороны жизни человека и обще­ства как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных докт­рин. С этой точки зрения, политическая и социальная жизнь должны быть органи­зованы на главнейших или изначально данных религиозных принципах, что обыч­но сопровождается верой в буквальную истинность священных текстов. Поскольку таковые принципы принимают форму целостных мировоззрений, о фундаментализме вполне можно говорить как об идеологии.

Откуда идет религиозный фундамента­лизм и чем объясняется его возрождение в конце XX в.? Есть два разных объяснения. В одном из них фундаментализм предстает не­коей аберрацией, симптомом той адаптации, которую претерпевают традиционные обще­ства и культуры в ходе модернизации. Вто­рое указывает на более глубокое значение фундаментализма, усматривая в нем послед­ствие того, что секуляризм ока­зался неспособен удовлетворить потребнос­ти человека в высших, духовных, истинах.

В разных частях мира сложились различ­ные формы фундаментализма. В США, на­пример, с 1970-х годов растет влияние хрис­тианского фундаментализма, особенно после оформления движения «новых христианских правых», выступающих против абортов, за вве­дение молитвы в школах и возврат к традици­онным семейным ценностям. В Израиле воз­росло значение иудейского фундаментализма, представленного рядом небольших партий, стремящихся не допустить передачи «искон­ных еврейских территорий» Палестинскому го­сударству. Индуистский фундаментализм в Индии противодействует распространению за­падной секулярной культуры и борется с со­перничающими верами — исламом и религи­ей сикхов.

Выводы

• О том, что такое идеология, всегда шли и будут идти споры; при этом были времена, когда идеологию воспринимали в сугубо негативном свете. Общественные науки под идеологией понимают целостный набор идей, обеспечивающий основу для организованных политических действий. Главные темы идеологий — та или иная кар­тина властных отношений, «проект» будущего.

• Идеологии связывают политическую теорию и политическую практику. С одной стороны, идеологии близки к политическим философиям, покольку содержат в себе тот или иной набор ценностей, теорий и доктрин — то есть определенное мировоззрение. С другой стороны, они выливаются в широкие политические движения и выражаются в деятельности политических лидеров, партий и групп.

• Каждая идеология связана с вполне определенным набором принципов и идей. Хотя эти идеи вполне «сцеплены друг с другом», часто им недостает внутренней орга­ничности. Охватывая различные традиции, идеологии часто внутренне проти­воречивы, — и эти внутренние противоречия подчас могут быть даже более острыми, чем противоречия между соперничающими идеологиями.

• Идеологии ни в коем случае не являются герметически закрытыми и неизменны­ми системами мысли. Они могут пересекаться друг с другом, иногда они обращены к одним и тем же проблемам, зачастую они говорят очень близким языком. Они на ка­кое-то время могут уходить в тень, а потом возвращаться, поскольку пересекаются друг с другом, друг на друга воздействуют, изменяются во времени и приспосабливаются к изменяющимся историческим обстоятельствам.

• Престиж идеологий растет или падает в зависимости от того, как именно они связаны с политическими, социальными и экономическими обстоятельствами и спо­собны ли они творчески изменяться. Идеологические конфликты XX века привели к тому, что главные идеологии переосмыслили многие из своих традиционных принци­пов, — тем временем появились новые идеологии, такие, как феминизм, экологизм и религиозный фундаментализм.


Словарь использованных терминов:

Авторитаризм — это идеология и практика правления, основанного на абсолютном под­чинении общества государству; власть при этом осуществляется исключительно «сверху» и действует без какой бы то ни было оглядки на общественное мнение. Являет собой прямую противоположность всем ви­дам власти, основывающимся на отношени­ях легитимности и в этом смысле осуществ­ляемым «снизу». Авторитаризм, однако, сле­дует отличать от тоталитаризма, которому, как показывает история, присуще стремле­ние совершенно стереть все и всякие грани между государством и обществом. Автори­тарные режимы (абсолютные монархии, не­которые диктатуры и военные режимы), как правило, не идут дальше задач подавления оппозиции. В этой связи можно сказать, что авторитаризм допускает ту или иную степень экономических и социальных свобод.

Авторитарно-подданическая традиция - в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.

Азиатские ценности — ценности, пред­положительно отражающие историю, культуру и исторические предпосылки формирования азиатских обществ; в ка­честве примеров можно привести соци­альную гармонию, уважение к власти и веру в семейные ценности.

Вестминстерская модель — государ­ственное устройство, в котором испол­нительная власть исходит от парламен­та (собрания) и (теоретически) подотчет­на ему.

Геополитика - наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин введен в оборот шведским политиком Челленом (1846-1922).

Государство — это политическая органи­зация, обладающая суверенной властью в пределах определенной территории и от­правляющая ее посредством постоянно дей­ствующих институтов. Эти институты счита­ются публичными, так как отвечают за орга­низацию коллективной жизни в обществе и финансируются из общественных средств. Таким образом, государство включает в себя различные институты правительства, а так­же суды, национализированные отрасли промышленности, учреждения социальной поддержки и т.д.; по сути оно равнозначно всему «политическому телу». Немецкий со­циолог Макс Вебер главным признаком го­сударства полагал его монополию на «уза­коненное насилие»

Гражданское общество - совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных), граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.

Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.

Демократия свободы - понятие, означающее одну из разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по пути демократии равенства - ограниченной свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.

Идентичность (в социокультурном смысле) - совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.

«Искусство подачи новостей» — по­дача информации таким образом, что­бы вызвать желательный эффект и оп­ределенную реакцию; «экономия на ис­тине».

Коммунизм — общественный строй, основой которого является общественная собственность на средства производства. Как теория чаще всего ассоциируется с учением Маркса, который под коммунизмом понимал бесклассовое общество, где производство ориентировано на потребности людей, государство «отмирает», а всем людям предоставлены возможности свободного самораз­вития. Этот термин также употребляется по отношению к обществам, которые следовали марксиз­му в том его варианте, что был разработан Лениным и Сталиным. Основные признаки ортодок­сального коммунизма как политического режима:

•официальная идеология — марксизм-ленинизм

•неограниченная власть коммунистической партии, организованной по принципу демократи­ческого централизма

•коммунистическая партия «находится у власти» в том смысле, что она контролирует государ­ственный механизм, порождая тем самым смешанный государственно-партийный аппарат

•коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила в обществе, также в эконо­мике, образовании и культуре

•основа экономики — государственная собственность и принцип централизованного плани­рования

Консенсус - согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны

Конформизм - установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

Концепция исключительности — чер­ты отдельно взятой политической сис­темы, характерные исключительно для нее одной, которые, таким образом, ог­раничивают применимость к данной си­стеме общих категорий.

Латентный - скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.

Легитимность - не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлением большинства граждан, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматический (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).

Либерализм - идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности от давления авторитарной коллективности.

Либертаризм - концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется “чикагской школой” (М.Фридман, Г.Бэккер, А.Лаффер, П.К.Робертс).

Лоббизм - способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.

Логос (греч. - слово, мысль, упорядочивающий разум) - термин, обозначающий всеобщий закон - логику, которым подчиняются и объективный мир и человеческий разум.

Мажоритарная избирательная система - система таких процедур, которые позволяют отсекать голоса, полученные мелкими партиями, в пользу представительства наиболее крупных партий, образующих устойчивое парламентское большинство.

Макиавелизм - образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства вплоть до самых вероломных, коварных и жестоких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя Н.Макиавелли.

Маргинализация - выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.

Марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:

- базисно-надстроечном детерминизме (производственно-экономические отношения - это базис, определяющий политико-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);

- учение о частной собственности как источнике всех бед и противоречий общественного развития;

- учение о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.

Ментальность - исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.

Модернизации теория - теория перехода от традиционного к современному «высокоорганизованному» обществу; при этом под традиционном фактически понимается любое общество - от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана. Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного «эталона».

Неоплюрализм — своего рода «стиль» те­оретического рассуждения, отталкивающий­ся от плюралистических ценностей и в то же время признающий необходимость пере­смотра классического плюрализма с учетом, например, таких учений, как марксизм, тео­рия «новых правых» и концепция элиты. Хотя неоплюрализм охватывает множество под­ходов и точек зрения, в нем все же можно выделить несколько центральных тем. Во-первых, в нем предпринята попытка учесть современные тенденции, такие, как возникновение постиндустриального, посткапита­листического общества. Во-вторых, хотя его теоретики отдают решительное предпочте­ние капитализму перед социализмом, они признают и то, что экономические доктри­ны свободного рынка устарели. В-третьих, согласно неоплюрализму, западные демок­ратии являются «деформированными полиархиями», в которых непропорционально большое влияние принадлежит крупнейшим корпорациям.

Общественный договор — это добровольное соглашение между людьми, на основе которого создается организованное общество или государство. Использовавшийся такими мыслителями, как Гоббс, Локк и Руссо в качестве теоретического приема, «общественный договор» обрел вторую жизнь в работах современных теоретиков, например Джона Роулса. В своем классическом варианте теория общественного договора содер­жит три элемента:

•Дается образ гипотетического общества без государства («естественное состояние»). Нео­граниченная свобода, существующая здесь, оборачивается тем, что люди живут «одиноко, бедно, скверно, по-звериному и недолго» (Гоббс).

•Люди стремятся уйти от «естественного состояния», заключив общественный договор и, та­ким образом, признав, что лишь суверенная власть может обеспечить порядок и поддержи­вать стабильность.

•Общественный договор обязывает граждан уважать государство и повиноваться ему, хотя бы в проявление благодарности за те стабильность и безопасность, которые способна обес­печить только политическая система.

Онтология - философское учение о бытии (в отличи от гносеологии - учения о нашем познании).

Первичными выборами называются внут­рипартийные выборы по выдвижению кан­дидатов на предстоящие «официальные» вы­боры. В XX в. первичные выборы стали ос­новным механизмом выдвижения кандида­тов в США; здесь они, помимо прочего, ис­пользуются для выборов партийного лиде­ра и делегатов на партийные съезды. В боль­шинстве штатов первичные выборы являют­ся «закрытыми»: к участию в них допускают­ся только «зарегистрированные» от партии лица (что не равнозначно членам партии). «Открытые» выборы позволяют голосовать всем избирателям вне зависимости от их партийной принадлежности. Значение пер­вичных выборов заключается в том, что они позволяют рядовым избирателям играть более значимую роль во внутрипартийных делах: эта система также ориентирована ско­рее на индивидуальных кандидатов, нежели на партии. Победа на первичных выборах позволяет кандидату самому контролировать ситуацию, а не оставлять ее под контролем партии.

Плюрализм - социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.

 

 

Политическая партия — это группа людей, специально организованная с целью прий­ти к власти, одержав победу на выборах либо иным путем, характеризуются следующими четырьмя чертами.

•Цель партий — завоевание и осуще­ствление правительственной власти (хотя малые партии могут использо­вать политические выборы просто для того, чтобы заявить о себе).

•Партии — это четко структурирован­ные организации с «партийными билетами». Этим они отличаются от бо­лее широких и менее организованных общественных движений.

•Партии имеют программы, охватыва­ющие самый широкий круг политичес­ких вопросов государственного значе­ния (хотя малые партии могут быть «однопроблемными», тем самым сбли­жаясь с группами интересов).

•Все члены партии в той или иной сте­пени разделяют одни и те же полити­ческие позиции и объединены общей идеологией.

Политическая система — система от­ношений, посредством которой государство реагирует на те или иные воздей­ствия со стороны общества (в теории систем это называется «вводом» или «вхо­дом» в систему) соответствующими ре­шениями, политическими программами и направлениями политики («выход»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.