Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности




Вопрос. Характеристика неналоговых доходов бюджета

Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета

В НК (вступил в силу - общая часть с 1 января 1999 г.) понятии налога и сбора определены следующим образом.

Вопрос. Налоговые доходы бюджета

Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.

 

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования для которых размер платежей может быть уменьшен.

 

Статья 48. Регулирующие доходы бюджетов Утратила силу с 1 января 2005 г.

 

В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса проведены существенные различия между понятиями «разграничение» и «распределение» доходов между бюджетами.

 

Под разграничением доходов понимается законодательное закрепление федеральными органами государственной власти соответствующих видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе за бюджетами бюджетной системы, то распределение доходов представляет собой передачу органами государственной власти и органами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год.

 

Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с 1 января 2005 года (в части местных налогов - с 1 января 2006 года) согласно Бюджетному кодексу характеризуется следующими положениями:

- федеральные налоги и сборы, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений (при этом в городские бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-­Петербурга федеральные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, подлежат зачислению по нормативам, установленным для бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований);

- региональные налоги полностью закрепляются за бюджетами субъектов РФ;

- местные налоги полностью закрепляются за бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений, на территории которых они взимаются; за бюджетами муниципальных районов закрепляются местные налоги, взимаемые на межселенных территориях;

- неналоговые доходы полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений.

 

Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ с 1 января 2005 года (в части местных налогов - с 1 января 2006 года) согласно порядку, установленному Бюджетным кодексом РФ, осуществляется следующим образом:

- органы государственной власти субъектов РФ в законодательном порядке (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия) могут устанавливать для муниципальных образований субъекта РФ нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговым режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ. При этом должны раздельно устанавливаться нормативы для всех поселений и единые нормативы для всех муниципальных районов субъекта РФ; нормативы отчислений в бюджеты городских округов субъекта РФ определяются как сумма нормативов, установленных для поселений и для муниципальных районов;

- органы местного самоуправления муниципальных районов своими решениями (за исключением решения о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иного решения на ограниченный срок действия) могут устанавливать единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района;

- органы государственной власти субъектов РФ (законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год) могут устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ. Дополнительные нормативы могут утверждаться с целью полной или частичной замены дотаций, причитающихся муниципальным образованиям из региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов городских округов;

- органы государственной власти субъектов РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога;

- органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (законами указанных субъектов РФ) определяют порядок установления значений нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований.

 

Действующий механизм разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ, закрепленный в гл. 7,8,9 БК РФ, указывает на значительную долю поступлений в доходы региональных и местных бюджетов РФ федеральных и региональных налогов (таблица 3).

 

Разграничение налогов и доходных источников между органами власти разных уровней базируется на принципах:

- стабильности разделения доходов между уровнями бюджетной системы,

- обеспечения реализации закрепленных расходных полномочий за счет собственных доходов бюджетов каждого уровня,

- невозможности установления ограничений для перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг,

- ориентации на вертикальное (между уровнями бюджетной системы), а не горизонтальное (между регионами и муниципальными образованиями) бюджетное выравнивание;

- каждому муниципальному образованию должен быть гарантирован минимальный норматив отчислений от распределяемых налогов.

 

При распределении конкретных идо налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней должны учитываться следующие критерии:

1) стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию;

2 ) экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги, база которых наибольшей степени зависит от экономической плотики данного уровня власти;

3) равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность, тем на более высоком уровн6е должен водиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых доходов;

4) социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти;

5) бюджетная ответственность: сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий соответствующие услуги.

 

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Вставить из Приказа №150 н. от 30 декабря 2009 г. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ.

 

Налоговые доходы бюджета занимают одно из главных мест в бюджетах всех уровней. Именно налоговые поступления на 80—90% формируют бюджеты государства. По своей сути налоговыми доходами бюджетов являются финансовые средства, собираемые (перераспределяемые) в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюджетной системы РФ в процессе налогообложения. Налоговые доходы являются главным источником финансирования расходной части бюджета.

Первоначально, в историческом аспекте, роль налоговых доходов в общем объеме финансирования государственных нужд была минимальной. Однако в XIX в. стали отмечать, что дальнейшее развитие государственных институтов уже происходит все с большим, а затем и подавляющим участием денег налогоплательщиков.

За последние 2 столетия налоговые доходы постепенно превратились в главную финансовую основу любого индустриального государства.

Регулирование налоговых доходов бюджета осуществляется нормами налогового права. Понятия налога и сбора являются едва ли не центральными в налоговом праве РФ.

Ст.57 Конституции предписано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Из сочинения А. Смита можно вывести четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели до нашего времени:

 

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

 

Первые три принципа, помимо своего содержания, безусловно способствующие расширению налоговой базы.

Принципы, изложенные А.Смитом, отражены в законодателдьстве о налогах и сборах, изложенных в ст.3 НК:

1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги сборы;

2) не допускается устанавливать дифференцированные ставки налога, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК;

5) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

6) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

7) Основы налоговой системы, действующие в настоящее время, были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политике. Ставки практически всех налогов в России настоящее время представляются дольно разумными.. Вместе с тем, очевидно, что налоговая система должна будет совершенствоваться как с позиций упрощения процедуры уплаты налогов со стороны налогоплательщика, так и с позиций повышения эффективности функционирования всей системы налогового администрирования.

 

Для установления налога в законе необходимо определить его основные элементы. Таковыми являются:

1) субъект налогообложения, т.е. налогоплательщик или плательщик сбора;

2) объект налогообложения и единица обложения;

3) налоговая база;

4) налоговая ставка;

5) налоговый оклад, т.е. сумма налога с единицы обложения;

6) налоговый период;

7) налоговые льготы.

 

Налоговые льготы не принадлежат к разряду обязательных элементов, ибо налог может быть установлен и без них.

Исходя из определений рассмотрим основные признаки и основные элементы налога.

Основные признаки налога следующие:

1) императивность или абсолютная обязанность уплаты налога;

2) индивидуальная безвозмездность, поскольку налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу от государства лично для себя;

3) законность, т.к. налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;

4) регулярность взимания;

5) уплата в целях финансирования деятельности государства.

Теперь рассмотрим функции налогов. По поводу функций у авторов не выработано единой точки зрения. Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, В.Г. Князев выделяют следующие функции:

Первая функция налогов – это, несомненно, фискальная функция, с которой собственно все и начиналось. Фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы. Фискальная функция отражает задачу наполнить деньгами казну или в современном понимании бюджет государства.

Вторая функция налогов – распределительная, или социальная. Через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в т.ч. перетекание денег из производственной сферы в социальную.

Третья функция налогов – регулирующая. Именно она определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

Четвертая функция налогов – контрольная. С помощью, благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременное изменения в бюджетную и налоговую политику.

Пятая функция налогов - политическая. Нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран.

Рассмотрев выше изложенное можно отметить следующие. Государство без налогов существовать не может, поскольку налоги есть главный инструмент мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода, выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют общественное содержание налогов. Налоги как часть распределительных отношений отражают закономерности производства.

 

Налоги классифицируются по следующим признакам:

1) по субъекту налога, которым может быть юридическое или физическое лицо. В качестве физического лица-налогоплательщика выступает индивидуальный предприниматель или гражданин;

2) по объекту налогообложения – личные (взимаемые с дохода), имущественные, ресурсные, налоги на потребление;

3) по способу уплаты – прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и взимаются у источника получения дохода: налог на доходы физических лиц, земельный налог и др. С точки зрения социальной справедливости прямые налоги считаются более предпочтительными. Косвенные налоги взимаются в цене товара или услуги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др. При косвенном налогообложении продавец товара выступает как бы посредником между государством и непосредственным плательщиком налога (потребителем);

4) по компетенции органов власти по установлению элементов налога – федеральные, региональные и местные.

В соответствии с НК РФ (ст.13,14,15) современная налоговая система России в зависимости от трех уровней бюджетной системы включает:

 

Федеральные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1)налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4)единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7)налог на наследование или дарение;

8)водный налог;

9)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина;

 

Региональные налоги устанавливаются в соответствии с НК РФ и вводятся в действия законами субъектов РФ. Они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

Местные налоги и сборы также устанавливаются в соответствии со ст. 15 НК РФ. Они обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

 

В налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (раздел 8 НК РФ):

1) система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Эти специальные режимы не являются самостоятельной формой обложения, поэтому они исключены из перечня налогов НК РФ.

Первые три из них – это разновидность налога на прибыль организаций или на доход индивидуального предпринимателя для определенных отраслей деятельности или малых предприятий.

Последний специальный режим – вариант налога на добычу полезных ископаемых, если объем произведенной продукции необходимо делить между частным капиталом и государством.

 

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

- налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

- акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

- водного налога - по нормативу 100 процентов;

- единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

- государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.

 

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

 

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

 

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

- налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;

- налога на наследование или дарение - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

- акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60 процентов;

- акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;

- сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;

- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;

- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;

- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

 

Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе. Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, взимание отдельных санкций регламентируется Гражданским или Уголовным кодексами РФ. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме. Так, за федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины, доходы от реализации государственных запасов и резервов, прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральным законом.

К неналоговым доходам относятся:

 

1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

1) арендная плата за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества;

2) проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

3) прибыль, приходящаяся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ;

4) дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованиям;

5) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающиеся после уплаты налогов.

1) доходы от приватизации. Поступление этого вида доходов определяется законодательством Российской Федерации о приватизации. Это законодательство определяет нормативы распределения средств между бюджетами разных уровней.

2) доходы от продажи государственных и мун. производственных и непроизводственных фондов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.