КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи региональной политики
Цели и задачи региональной политики. Совершенно очевидно, что цели и задачи региональной политики (равно как и ее формы и методы) различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политике практически всех без исключения стран, ее реализующих. Это прежде всего: 1) создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных государствах); 2) относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; 3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; 4) максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; 5) предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Основные направления региональной политики западноевропейских государств преимущественно связываются с судьбой так называемых проблемных районов: депрессивных старопромышленных, слаборазвитых (аграрно-индустриальных и с экстремальными природными условиями), чрезмерной концентрацией населения и хозяйства и кризисных территорий в пределах крупнейших агломераций и т. п. Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. В этом же документе формулируются главные задачи региональной экономической политики, связанные в частности с укреплением экономических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономически и социально оправданного уровня комлексности и рационализации структуры хозяйства регионов и т. д. (подробнее см. гл. 20). В развивающихся странах региональная политика требует вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, интеграции различных пространств в единый национальный рынок, смягчения противоречий между городом и деревней, регулирования процесса урбанизации и т. п. Здесь отчетливо прослеживаются две контрастные тенденции в региональном развитии, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»). Во многом это следствие именно слаборазвитое, поскольку наиболее эффективно именно сочетание (слияние) обоих направлений региональной политики: и «сверху», и «снизу». Об этом со всей очевидностью свидетельствует прошлый опыт Индии, Бразилии, Мексики и других стран. В орбиту региональной политики включаются такие основные моменты, как: - соотношение и взаимодействие главных движущих сил регионального развития: социально-экономических укладов и секторов (государственного, частного, акционерного, кооперативного, смешанного и т. д.); - баланс внутренних и внешних факторов и средств регионального развития; - соотношение национального (общегосударственного) и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой (уровень региональной автономии, степень централизации планирования и управления); - отношение к задаче оптимизации региональных пропорций, подъему экономики отсталых районов, освоению новых территорий и природных ресурсов и т. п. Региональная политика как часть национальной стратегии социально-экономического развития. Вметодологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Здесь могут возникнуть возражения двоякого рода: с одной стороны, региональная политика включает акции, проводимые местной администрацией; с другой - в условиях западноевропейского интеграционного союза (Общего рынка ЕС) региональная политика как бы становится над государственной экономической функцией. В действительности никакого противоречия здесь нет, поскольку акции местной администрации обычно не противоречат целям, установленным национальным правительством и базируются на соответствующей государственно-правовой основе, а «наднациональность» региональной политики западноевропейских государств весьма условна. Ее цели и методы реализации не противоречат экономическим интересам всех членов сообщества, а оно само в известном смысле может рассматриваться как прообраз будущего государственного образования Связь между экономической стратегией и региональной политикой прослеживается по многим каналам. Например, правительства высокоразвитых стран Запада, проводя государственную линию на всемерное снижение уровня безработицы, концентрируют свое внимание на регионах с наименьшей занятостью населения. Многие слаборазвитые государства, реализуя в предыдущие годы стратегию импортозаменяющей индустриализации (основанной на идеях ослабления зависимости от западных центров), проводили политику концентрации обрабатывающей промышленности, административных функций и управленческого аппарата в избранных ареалах, особенно столичных и портовых центрах. (Конечно, подобная стратегия отнюдь не способствовала устранению и без того резких территориальных диспропорций в экономике развивающихся стран, но, с другой стороны, сам процесс накопления капитала в одном или нескольких центрах - закономерный результат реализации теории стадий роста У. Ростоу). Убедительное подтверждение взаимосвязи национальной стратегии социально-экономического развития и региональной политики можно иллюстрировать па примере бывшего СССР. Все составляющие региональной политики - политика экономическая, социальная, демографическая, этническая (поселенческая), экологическая и научно-техническая «работали» на освоение просторов Сибири и Дальнего Востока, вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений минеральных ресурсов, целинных и залежных земель и т. д. Конечно, в отдельных странах федеративного типа, с большой автономией региональных органов в осуществлении экономической политики время от времени возникают те или иные «юридические аномалии», идущие вразрез с государственной стратегией в области развития экономики. Обычно они служат источником сепаратизма, дестабилизируют национальную экономическую систему и способствуют дезинтеграции единого экономического пространства. К сожалению, именно современная Россия продемонстрировала типичный пример подобной страны.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |