Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №4. Правовое регулирование брака и семейных отношений. Опека и попечительство




Римское право знает два основных вида брака, которые совершались в нескольких формах. «Брак есть союз мужа и жены, совместный жребий всей их жизни, общность божественного и человеческого права» (Модестин. Дигесты. 23. 2.1.). «Брак — союз мужчины и женщины, заключающий полнейшую общность их существования» (Гай. Институции. I. 9. 1.).

Разные формы брака порождали разные правовые последствия для женщины. Первым видом брака был так называемый крепкий брак, или брак кум ману (cum manu mariti) (иногда это выражение переводят как «под рукой мужа, т.е. под его властью»). Жена в таком браке полностью переходила под власть мужа, если он был главой семьи, или под власть его отца, в случае, если ее муж находился в зависимости от него. Этот вид брака существовал в следующих формах:

1. конфарреации (как правило, для патрициев - сопровождался торжественным религиозным обрядом).

2. коэмпция (как правило, плебейский брак, смысл которого состоял в покупке невесты - сначала реальной, а потом символической - от ее отца или опекуна,

3. usus, обычный брак, когда мужчина приводил в дом женщину с ее согласия и они начинали жить одной семьей. Через год (после истечения срока приобретательной давности) такая семья становилась браком кум ману (cum Manu). Если женщина до окончания такого года проводила три ночи вне дома, то брак не становился крепким, а оставался свободным браком сине ману (sine manu mariti), правовые последствия которого для женщины были совершенно иными. Отсутствие женщины в доме в течение трех ночей прерывало срок приобретательной давности (он составлял один год) и ее отсчет начинался заново.

Второй вид брака. В свободном браке (sine manu, который иногда переводится как «не под рукой, без власти») жена оставалась членом своей бывшей семьи под властью своего отца. В такой семье она не состояла под властью мужа, а являлась равноправной его подругой, при фактическом главенстве мужа. Данное положение выражается в следующем:

1) Жена получает имя и сословное положение мужа, то есть либо подымается на высоту его социального статуса, либо опускается к нему; она сохраняет эти качества до вступления в новый брак;

2) Жена разделяет легальное местожительство своего мужа и сохраняет его по расторжению брака, пока не приобретет иного (вступлением в новый брак или иным путем);

3) Супруги были обязаны взаимно хранить верность; нарушение этой обязанности составляет adulterium и давало оскорбленному супругу основание для развода и изменения в его пользу правила о возврате приданого; если же виновной была жена, то против нее и ее любовника применялось уголовное наказание;

4) Двоеженство являлось преступлением, которое считалось совершенным независимо от того, состоялся ли coitus, и было одинаково наказуемо (при Юстиниане - смерть);

5). Супруги должны были уважать и любить друг друга; этот принцип юридически проявляется в запрещении им вчинять друг против друга штрафные или инфамирующие (позорящие) иски, а также в запрещении принуждать их к свидетельству друг против друга. Если между супругами совершилось воровство, то иски о воровстве не допускались. Если один супруг совершил кражу у другого, имея в виду предстоящий развод, то обманутому супругу давался иск для возврата украденного. «После развода дается право возбудить дело о краже вещей, когда похищены вещи жены у мужа или мужем у жены. Но при существовании брака никому из них не позволяется возбуждать дел, которые влекут за собой кару или бесчестие; можно вести дело только о факте ущерба» (Кодекс. 5. 21. 2.). «При обмане со стороны дающего имеет место иск о злом умысле (dolo), если только обман не был сделан женою; относительно ее может быть допущен иск о факте убытка» (Кодекс. 5. 12. 1.).

6) Муж признавался естественным покровителем жены, поэтому обида, нанесенная жене, рассматривалась как обида, нанесенная ему самому. Как муж - он мог вчинить иск от своего имени вести на суде процессы жены.

7) Жена должна относиться к мужу с почтением и оказывать ему услуги.

Любому браку предшествовало обручение, расторжение которого, как и факт двойного обручения, имело определенные юридические последствия для виновного. В частности, человека, обручившегося дважды, подвергали бесчестью (инфамировали). Обручение имело некоторые юридическое последствия. В частности, «если жених подарит невесте вещи и поцелует ее, и она умрет, то половина подаренных вещей возвращается пережившему, другая часть — передается наследникам умершей; когда же поцелуя не было и жених или невеста скончаются, то дарение не действительно и должно быть возвращено подарившему или его наследникам (Код. 5. 3. 16.).

Условия вступления в брак:

- Достижение брачного возраста (14 лет для жениха и 12 лет для невесты) и согласие самих брачующихся (в агнатской семье это согласие давал глава семьи);«Если согласие отца не могло быть дано, потому что он находится в плену или безвестной отлучке, то браки детей будут действительны в том случае, что дети вступили в браки с такими лицами, на браки с которыми был бы согласен и их отец» (Дигесты. 23.21.).

- Наличие у вступающих в брак права на законный «римский» брак; «Connubium (право заключать законный брак) есть у римских граждан между собою; с латинами и перегринами — когда это разрешено» (Ульпиан. V. п 4.).

- Отсутствие родственных связей между невестой и женихом.

Законом Поппея было установлено, что браком не могли считаться союзы с определенными женщинами, для которых наиболее подходящим считался конкубинат (запрещены были браки сенаторов с вольноотпущенными, актерами; браки между христианами и евреями; между сообщниками в прелюбодеянии, а также между похитителем и похищенной девушкой, вдовой или монахиней, даже при наличности желания последней вступить в брак с похитителем).

Личные и имущественные отношения супругов различались в зависимости от формы брака. В браке кум ману муж имел неограниченные права на жену, вплоть до физического наказания ее за аморальный или безнравственный образ жизни (распитие вина, посещение гладиаторских боев, театральных представлений без согласия мужа). Она была существом подвластным и приходилась с юридической точки зрения своему мужу как бы дочерью, а своим собственным детям, соответственно, сестрой.

Брак сине ману не менял юридического положения жены до брака. Она была свободна и могла вступать с мужем в любые сделки, за исключением дарения. Такая же значительная разница наблюдалась и в судьбе приданого, которое новобрачная приносила в дом супруга. Под именем приданого - dos - в римском праве понимается имущество, которое передаётся мужу женой или за жену каким-либо третьим лицом для той цели, чтобы оно компенсировало затраты мужа по содержанию жены (onera matrimonii); пo расторжении брака приданое должно быть мужем выдано обратно. Муж должен нести на себе тяготы брака, как глава семьи; естественно, что жена, как его подруга, дает со своей стороны нечто для смягчения этого бремени; установление dos, пo римским понятиям, возвышает положение жены в доме мужа.

Права жены. Полным хозяином приданого в течение брака юридически является муж: он - собственник приданного, кредитор по обязательствам, данным в приданое. Тем не менее, некоторые юристы классического периода, а также и сам император Юстиниан, считали, что право собственности на дотальные вещи в течение брака принадлежит жене. Большинство специалистов придерживаются противоположной точки зрения: собственником приданого является муж. Как собственник, он имеет право на получение плодов, доходов с приданного; обязан нести тяготы, связанные с земельными участками; чтобы лишить его права совершать отчуждение приданного, понадобился особый закон. С другой стороны, права жены на приданое во время брака основывались на нормах обычного права. С юридической же точки зрения собственником приданого являлся муж. Но приданое могло вернуться к жене и поэтому за ней в течение брака признавались различные права на приданое. Так, она могла до расторжения брака вытребовать приданое к себе в случае расточительности или имущественной несостоятельности мужа; жена, давшая в приданое земельный участок, считается и в течение брака землевладелицей и на этом основании освобождается от предоставления обеспечений (cautiones) в случае ведения судебных процессов (от этих cautiones был свободен также и её муж на основании обладания тем же участком в качестве приданого); жена может вытребовать приданое к себе во время брака еще в ряде случаях: чтобы уплатить долги, чтобы купить выгодное имение, чтобы помочь нуждающимся близким родственникам или выкупить их из плена.

Отдача приданого жене в течение брака по иным основаниям, кроме указанных, рассматривалось как запрещенное дарение между супругами и считалось недействительной сделкой. Дарение супругов друг другу были запрещены. Запрет приводил к полной ничтожности дарения. Обещание подарить так же не имело никакой юридической силы.

Запрет на дарение объяснялся тем, что в браке, по мнению римлян, один любит больше, а другой – меньше. Поэтому возможна ситуация, в силу которой один из супругов, пользуясь любовью к нему другого супруга, может выманить у него все его имущество, а потом развестись с ним, оставив любящего супруга без имущества и семьи.

К недозволенному дарению не относились те средства, которые муж выделял жене для приобретения одежды, украшений, косметики и иных вещей, качество и количество которых должно было соответствовать сословному и социальному положению жены. В виде исключения допускались: небольшие подарки, делаемые по обычаю (в праздник), дарение жены мужу при получении им почетной должности, награды; целевое дарение на строительство дома взамен разрушенного; дарения между императором и его супругой; дарения, сделанные еще до брака (между помолвленными), если только правовые последствия такой сделки не наступали после заключения брака.

Принимая во внимание специфику отцовской власти, понятие запрещенного дарения распространялось на более широкий круг лиц, нежели собственно супруги. По классическому праву в имущественном отношении домовладыка и подвластный являются одним лицом: подвластный не имеет своего имущества, и все его приобретения поступают к отцу. В этом случае супруг и те лица, под властью которых он находится, или те, кто находится под его властью считались как один человек, поэтому муж не мог дарить подарки домовладыке жены, домовладыка мужа - жене, домовладыка жены (или сама жена) - подвластным детям мужа, домовладыка мужа - домовладыке жены и т.д.

Вдова имела право выйти замуж вторично, но не ранее, чем через десять месяцев, так называемый «траурный год». Но в целом второй брак не приветствовался. «Когда муж пошел в солдаты, и его жена в течение четырех лет не имеет никаких о нем известий — жив он или умер, и захочет выйти замуж, то она должна прежде всего послать запрос к полководцу. Если она выйдет замуж, то не теряет приданого и не несет наказания, т. к. она вступила в брак не тайно и безрассудно, а открыто и наведя перед этим необходимые справки» (Кодекс 5. 17. 7.).

Римляне признавали право на развод – как по инициативе обоих супругов, так и одного из них. «Развод есть зло, но еще большее зло – брак, продолжающийся только для виду», поэтому договоры о нерасторжимости брака римское право признавало не имеющим силы (стипуляции, предусматривающие штраф тому, кто подаст на развод, неустойка в дополнительном соглашении на случай развода – были недействительны). Развод не требовал судебного акта. Необходимо было подать устное (письменное) заявление о разводе в присутствии семи свидетелей.

Законные причины к разводу:

1. В течение трех лет (и более) после заключения брака муж не способен к брачному сожительству;

2. Пять лет (позднее этот срок был увеличен до 16 лет) от мужа нет никаких известий;

3. Муж отправлен в ссылку.

Законные поводы к разводу:

со стороны мужа: со стороны жены
-участие мужа в государственном преступлении, недонесение государственным властям;   -знала о злом умысле против императора и не сказала об этом мужу;  
- злой умысел на жизнь жены; - подговор жены на нарушение супружеской верности;   - злоумышляла на мужа; - обвинена судом (истец – муж) в супружеской неверности; - пировала с другим мужчиной, была с ним в бане без согласия мужа; -была в театре, цирке, уходила из дома и т.п. месте без согласия мужа (исключение – визиты к родственникам).
- содержание мужем в одном доме жены и наложницы (или в другом, но не тайно, а явно).    

 

Среди ученых - юристов существуют разные точки зрения на природу конкубината: некоторые считают дозволенным наличие у мужчины конкубины и законной жены. Несомненный авторитет в области римского частного права профессор И.С. Перетерский считает, что конкубинат был возможен только в том случае, если ни одна из сторон не состояла в браке.

Сами источники римского права утверждают, что конкубинат был таким же исключительным союзом, как и брак. Иметь двух конкубин не разрешалась; женатый гражданин не мог одновременно иметь и конкубину (Кодекс. 7; 15; Павел Сентенции. II. 20. Дигесты. 25. 7. 3. 1.).

В древнее время право не признавало никаких половых союзов, кроме брака. Да и позднее адюльтер («незаконное сожительство с женщиной, состоящей в браке») и кровосмесительный брак влекли за собой уголовные наказания: по закону Юлия о прелюбодеяниях карались любые сексуальные отношения вне брака или нарушение супружеской верности, разврат. В этом же законе перечисляются женщины низкого класса, за связь с которыми наказание не предусматривалось, а назначалась ссылка (по другому закону - закону Константина — за это полагалась смертная казнь); на виновных в прелюбодеянии налагались имущественные штрафы.

Наличие двух мужей одновременно приравнивалось к адюльтеру, а двоеженство влекло лишение гражданской чести и наказание как за блуд; за изнасилование полагалась ссылка, а позднее — смертная казнь; внебрачное половое сожительство (без отягчающих обстоятельств) с частной особой предполагало конфискацию 1/2 имущества виновного лица.

В тоже время постоянное половое сожительство с вольноотпущенницей, актрисой, т. е. с теми, кого имел в виду Гай, заявляя: «не со всеми можно вступать в брак: от браков с некоторыми мы должны себя воздерживать», не подпадало под правовые санкции или осуждение в общественном мнении.

Конкубинат занимал промежуточное положение между браком и внебрачным сожительством. Союз с определенными лицами, стоящими ниже по своему положению и происхождению, отличали римский брак от конкубината. На практике конкубинат имел место и со свободнорожденными женщинами.

При императоре Августе это сожительство получило санкцию со стороны законодательной власти. Закон запрещал браки вольноотпущенниц с сенаторами, с рабынями, с провинциалками (это касалось только представителей римской магистратуры во главе провинции). Мотивы этого запрещения сводились к стремлению уберечь провинциалов от вымогательства и насилия магистрата, а также предупредить чрезмерное усиление влияния и силы магистрата, благодаря родству с могущественными в провинции семьями. Поэтому их семейный союз считался конкубинатом.

Порядочная женщина — римская гражданка — также могла стать конкубиной, но следствием такого сожительства было умаление чести. Конкубинат патрона и вольноотпущенницы был более предпочтителен, чем брак, более того, неверность конкубины в этом случае приравнивалась к адюльтеру.

Различие между конкубиной и женой заключалось только в степени оказываемого им почета. На конкубину (в отличие от жены) не распространялось правило, что положение мужа возвышает (или принижает) женщину. Конкубинат отличался от брака намерением вступающих в союз сторон: если отсутствовала ясно выраженная воля вступить в брак, то это был конкубинат. В случае сомнения — брак или конкубинат представляет данный союз — юристы учитывали следующее: если устанавливалось приданое — этот союз был браком; если женщина считалась добропорядочной римской гражданке — союз был браком.

Для действительности брака необходимо наличие супружеского чувства, желания вступить в брак, так как при конкубинате эти условия отсутствовали, то тех личных и имущественных последствий, к которым приводил брак, в конкубинате не было. В частности: конкубина не следовала состоянию своего сожителя; не было ни приданого, ни дарения по причине брака; разрешались как сделки дарения, так и штрафные иски друг к другу. Дети следовали состоянию своей матери (когнаты ее и ее родственников). Отца с юридической точки зрения они не имели. Но, тем не менее, законодательство признавало естественную связь между отцом и его детьми от конкубины. Начиная с императора Константина, были установлены способы узаконения таких детей. Первоначально имущественных отношений между отцом и его детьми от конкубины существовали лишь в виде взаимных алиментных обязательств. Позднее Юстиниан предоставил таким детям право на наследование.

Конкубинат же был запрещен в Византии в IX в. при императоре Василии. В Средние века разновидностью конкубината можно было бы назвать морганатический брак (т. е. брак с лицом низшего сословия).

В Риме были лица, которые в силу малолетнего возраста, половой принадлежности или состояния психики не могли самостоятельно осуществлять юридические действия. Эти люди нуждаются в опеке – помощи другого человека при решении самых разных правовых и иных проблем. В Древнем Риме женщинам («Женщины в силу присущего им легкомыслия должны состоять под опекою») и несовершеннолетним детям, оставшимся без главы семейства, государство должно было восполнить недостающую им дееспособность путем предоставления им опеки (tutela). Безумцам и расточителям, которые приравнивались по решению суда к безумным, необходимо было назначить попечителей. Такое лицо, будучи теоретически вполне право и дееспособным, тем не менее, могло допустить действия, имеющие последствием ущемление собственных интересов. Если лицо мужского пола, дееспособного возраста, не могло само самостоятельно вести дела и нуждалось в помощи, то такая помощь оказывалась им попечителями - кураторами, а сами отношения назывались cura или curatio – попечительство.

Первоначально разницы между этими двумя понятиями не было. Главное различие между опекой и попечительством состояло в том, что опекун обязан заботиться о личности опекаемого, а попечитель – об имуществе (есть и иные точки зрения на природу опеки и попечительства, например, что в основу разграничения закладывались возрастные признаки и др., что они различались по кругу лиц, которым восполняли недостающую дееспособность).

Гай (И. 1. 142.) говорит, что «опека – это сила и власть над лицами sui iuris (т.е. полностью правоспособными, отцами семейств), данная нам цивильным правом для защиты того, кто в силу возраста не может защищаться сам» (это определение относится к опеке над несовершеннолетними). Опека возлагалась на опекуна в интересах опекаемого. Важный вид опеки – опека над малолетними (tutella impubertum). Это – обязанность агнатов. В то время, когда были сильны родовые связи, на первом плане была забота не о личности подопечного, а об его имуществе, которое должно было перейти к ближайшим наследникам, т.е. имущество не должно было быть растрачено, расхищено, роздано. В древнейшее время таким опекуном был ближайший агнат. Законы XII таблиц изменили это правило. Отец получил право назначить опекуна в завещании (завещательная опека) для своих детей и для жены (во времена Дигест опеки над женщинами уже не было). И только если в завещании имя опекуна не было названо, то им по закону становился ближайший агнат (законная опека). Опекунами могли быть только лица мужского пола (женщина сама находилась под опекою и не могла опекать кого-либо другого; исключение впоследствии было сделано для вдовы, потерявшей двоих детей). Дети, состоявшие под властью патерфамилиас, будучи лицами «чужого права», не имели потребности в опеке, так как не имели ни своего имущества, ни имущественных прав. В тех случаях, когда возникала необходимость в защите, это осуществлял патерфамилиас, а собственно опека назначалась только над малолетними, потерявшими отца и ставшими формально самостоятельными лицами «своего права».

В древний период опекунство носило добровольный характер. Причем, если у малолетнего или лица не было агнатского родственника, то он оставался без опеки вовсе. В более поздние времена опека стала рассматриваться как общественная обязанность, налагаемая на опекуна в интересах подопечного. Во времена Республики закон Атилия предписал магистратам (претору и народному трибуну) назначать опекунов в обязательном порядке (такая опека называлась опекой по назначению). Данный закон установил контроль государства за деятельностью опекунов. Высший надзор за лицами, нуждавшимися в опеке или попечительстве, был возложен на органы государственной власти – консулов и преторов. Законом Юлия Тита на опекунов была возложена обязанность имущественной ответственности за растрату имущества подопечного. В древнейшее время опекун мог свободно распоряжаться имуществом подопечного и привлекался к ответственности лишь за недобросовестность и (или) растрату. Но в этом случае доказать вину опекуна было довольно сложно, притом такой иск носил строго личный характер и к наследникам опекуна не применялся. Поэтому преторская практика выработала специальные иски, которые защищали как интересы подопечного, так и самого опекуна. Причем были приняты запрещения на совершение некоторых сделок опекуна с имуществом подопечного в принципе (например, опекун не мог подарить имущество подопечного).

Отказаться от опекунских обязанностей можно было только в особых случаях. Так, например, не могли быть опекунами:

- рабы (если раб указывался в завещании опекуном, он становился свободным человеком);

- иностранцы (исключение – латины);

- женщины;

- несовершеннолетние (т.е. лица, не достигшие 25 лет);

- солдаты (исключение – по завещанию товарища по службе);

- слепые, глухие, немые и иные лица, имевшие такие физические недостатки, которые делали невозможным осуществление опеки;

- должники опекаемого;

- лица, заведомо враждебные опекаемому.

Опека была обязательной общественной повинностью. Отказаться от статуса опекуна можно было только в очень ограниченных случаях:

- лицо, у которого было трое и больше детей (дети, павшие на поле боя, в этом случае считались за живых);

- члены императорского совета, чиновники казны, магистраты;

- профессора риторики, грамматики, врачи, художники, ученые;

- солдаты, ушедшие в отставку;

- колоны;

- атлеты, награжденные почетным венком;

- лица старше 70-ти лет;

- тяжело больные;

- лица, не умеющие писать, читать, бедные настолько, что вынуждены все время тратить на добывание пропитания;

- имеющих троих подопечных.

Характерно, что при наличии опеки духовным и физическим воспитанием занималась мать данных лиц и их близкие родственники, а опекуны добывали необходимые для этого средства. Тутор (опекун) как бы замещал личность малолетнего по всей совокупности юридических отношений: если подопечному не было семи лет, то все действия осуществлялись именно им. Попечитель – куратор – назначался по определенному делу. Опека и попечительство устанавливались:

1. Опека над несовершеннолетними. Совершеннолетие для женщин наступало в 12, для мужчин – в 14 лет. В период до 7 лет личность ребенка заменяет собой опекун, в период от 7-14 лет за ними признается частичная дееспособность – они дают согласие на сделки опекуна, а некоторые сделки могут проводить и сами. Закон Плетрония (190г. до н.э.) установил особую категорию лиц, пользовавшуюся покровительством закона – лиц в возрасте до 25 лет. Во всех случаях совершения невыгодности сделки для такого лица, или в случае его обмана, претор давал свою защиту лицу, не достигшему 25 лет. Но если сделка прошла под одобрением куратора, то это исключало факт судебного преследования.

2.Опека над женщинами (tutela). Женщина в принципе была недееспособной (в древнее время обладание правом зависело от способности лица владеть оружием, женщина таким правом не обладала, следовательно, не была дееспособной). В древнее время женщина действительно находилась под опекой всю жизнь (за исключением весталок), но уже к концу республиканского периода опека носила чисто формальный характер, и постепенно была законодательно отменена. Но ликвидация опеки не означала равноправия с мужчиной: женщина не имела права занимать публичные должности, представлять в суде интересы третьих лиц и т.п. У них есть привилегия ссылаться на незнание законов, и не нести ответственности за принятие на себя обязательств по поручительству, залогу. Формально опека просуществовала до времен императора Феодосия Великого. В дальнейшем, в соответствии с законами Юлия и Папирия, были освобождены от опеки свободные римлянки, имевшие трех и более детей. Император Юстиниан уравнял женщин с мужчинами в праве заключать договоры. Другой император - Лев Философ – логически закончил эту женскую эмансипацию, лишив женщин привилегии ссылаться на незнание закона, что было справедливо – равенство в правах предусматривает и равенство в ответственности.

3. Попечительство над безумными, сумасшедшими. Разница между этими понятиями определялась тяжестью поражения умственной деятельности. Сумасшедшими признавались такие лица, у которых были «светлые» периоды (ремиссия), в которые к ним возвращалось сознание. Безумные в сознание не приходили. По Законам XII таблиц попечителями над ними становились ближайшие родственники (агнаты). Впоследствии таких опекунов стало назначать государство (магистраты). Безумный был полностью лишен дееспособности и опекун полностью представлял его личность при совершении сделок.

4. Попечительство над расточителем устанавливалось со времени Законов XII таблиц и касается только права ведения имущественных сделок. Во всех остальных видах деятельности такое лицо считалось полностью дееспособным.

Прекращение опеки и попечительства:

1. Смерть опекаемого, умаление его правоспособности (capitis deminuto), достижение им зрелого возраста, выход женщины замуж и переход ее под власть мужа.

2. Смерть опекуна, утрата им правоспособности уничтожала опеку со стороны именно этого лица, но вместо него тут - же назначался другой опекун.

3. «Просветление» сознания психически больного человека, который излечивался от болезни и самостоятельно мог вести свои дела.

4. Поскольку попечителем мота – расточителя было государство, то попечительство прекращалось только со смертью расточителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.