Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №1. Язык является средством взаимодействия людей, механизмом общения между ними

 

Язык является средством взаимодействия людей, механизмом общения между ними.

Слово «язык» имеет в русском языке несколько значений:

1. Язык – часть тела человека, имеющая определенное физиологическое предназначение.

2. Язык – средство человеческого общения.

3. Язык – инструмент речи.

4. Язык – любая знаковая система.

5. Язык – стиль речи.

Изучение языка современного человека, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется – очень важная и актуальная задача.

Каждый образованный человек должен научиться оценивать языковые возможности свои и собеседников, чтобы в той или иной ситуации оказаться способным использовать все речевое богатство своего родного языка.

В современных условиях язык граждан привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей. Он становится предметом острых и частых диспутов и дискуссий на всех уровнях.

События политического, социального и экономического характера второй половины XX века привели язык в состояние, которое характеризуется рядом специфических характеристик:

1. Расширяется состав участников массовой и коллективной коммуникации. Новые слои населения приобщаются к пиарной практике, прямо или косвенно прикасаются к ораторской деятельности.

2. В средствах массовой информации значительно ослаблен государственный и профессиональный контроль за использованием языка в целях общения.

3. В средствах массовой информации и сфере бизнеса, менеджмента возросла роль языка в таких его формах как диалог.

4. Расширяется сфера и возможности спонтанного, никем не контролируемого общения.

5. Меняются языковые параметры общения, которое все более предполагает обратную связь при деловом языковом партнерстве.

6. Ослабляется официальное публичное языковое общение. Появляется многообразие видов и жанров социальной коммуникации, основанной на использовании языка, как основного механизма коммуникации.

7. Возрастает негативное отношение к языковым штампам и моделям прошлого, которое связывается в памяти общества с идеологическим режимом советской власти.

8. Во всех слоях общества возрастает стремление выработать некие языковые средства, понятные и доступные представителям любой специальной группы.

9. Из языкового прошлого возвращаются некоторые языковые формы, которые были отвергнуты в эпоху тоталитаризма.

Свобода и раскрепощенность социально-экономических действий повлекли за собой языковые модификации. Они обнаружили себя в расшатывании языковых норм, в языковой вариативности, не всегда соотносимой с литературными нормами.

Способность языка выражать мнения, суждения, оценки, идеи и тому подобные результаты интеллектуальной работы человека отличают язык человека от языка животных.

Язык животных – это система сигналов, передающих реакции животных на соответствующие обстоятельства их жизни в данной конкретной ситуации.

Человек в отличие от животных обладает способностью не только произносить отдельные звуки, характерные для животных, но и соединять отдельные звуки, обозначая тем самым довольно сложные объекты и явления окружающей действительности.

Существует теория, в соответствии с которой, язык человека произошел из подражания человека звукам, которые он слышал от животных. Это так называемая звукоподражательная теория происхождения языка человека.

Кроме живого человеческого языка имеют место и искусственные языки, которые созданы человечеством для взаимодействия в определенных и специфически ограниченных сферах общественной и профессиональной жизни. К этим языкам можно отнести язык Морзе, язык эсперанто и пр.

В различных сферах жизни человеческого общества существуют свои соответствующие языки. В этой связи имеет смысл говорить о языке кино, языке музыки, языке театра и т.д.

От всех прочих языков живой разговорный человеческий язык отличается стихийностью и неограниченностью использования.

Язык является объектом изучения и исследования такой науки как лингвистика или языкознание, языковедение.

Круг проблем, входящих в данную научную область, вытекает из всех свойств и особенностей, которые свойственны языку и речи.

Языкознание делится на две области. Первая – общее языкознание, вторая – частные универсальные свойства языка.

Ключевыми понятиями лингвистики являются:

-грамматика,

-этимология,

-пунктуация,

-орфография,

-орфоэпия.

Язык является важнейшим центральным признаком национальной принадлежности человека.

Национальную принадлежность человека мы всегда определяем по тому, каким языком он владеет.

Понятие национальный язык неразрывно связано с понятием нация и национальная культура.

Национальный язык является инструментом сохранения, передачи и создания национальной культуры.

Сам национальный язык является важнейшим элементом национальной культуры.

Речь человека является сложнейшей психической деятельностью.

Речь относится к психическим свойствам человека и является, поэтому, одним из ключевых понятий психологии, важнейшим элементом, предметом и объектом ее изучения, исследования.

Речь всегда связана с мышлением, вне его она существовать практически не может, так как речь – это словесное оформление результатов мыслительной, интеллектуальной деятельности человека. В этом отличие, в частности, речи от языка. Язык, как механизм речи, не всегда связан с мышлением.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.1. Речевое взаимодействие | ЛЕКЦИЯ №2. Мышлению принадлежит огромная роль в познании человеком окружающего мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.