КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4 часа. Ораторское искусство
Любое сознательное действие имеет цель. Речь – не исключение: мы всегда говорим зачем-то. Цель выражает интерес – осознанный или неосознанный, но оттого не менее важный. Речевая цель – это результат, который мы хотим получить от нашей речи. Если мы справились с нашей речевой целью, наш язык – наш друг, не справились – враг. Знайте, что, кому и зачем вы говорите. Понимайте, кто, что и зачем говорит вам. Основные речевые цели: проинформировать; доказать свою правоту (убедить); побудить к действию (сагитировать); обсудить проблему с целью найти истину; выразить свое понимание добра и зла, истины и заблуждения, прекрасного и безобразного, достойного и постыдного (оценка); доставить себе и собеседнику удовольствие самим процессом общения; дать выход собственным эмоциям; создать определенную психологическую атмосферу. Речевые цели словесных действий, взятые без учета содержания последних, называются общими речевыми целями.
Речевая цель есть не только у оратора, но и у слушателя, у него она называется речевым ожиданием; это то, что слушатель желает узнать от оратора, то, зачем он, например, пришел на лекцию, на митинг, включил телевизор и т.п. Совершать любое речевое действие следует только, если у оратора и у слушателя в достаточной мере пересекаются их смысловые поля. Зона пересечения смысловых полей оратора и слушателя определяет собою смысловое поле речи.
Если совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет. Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Хотя общая цель одна – смех, но конкретное обеспечение ее (содержание) оказалось негодным. Или наоборот: слушатель остался вполне доволен содержанием речи, но сделал из нее совсем не те выводы, на которые рассчитывал оратор (вы меня убедили в обратном, чего я и хотел). Здесь предложенное и ожидаемое содержания совпали, а общие цели – нет, и последствия речи оказались иными, нежели предполагал оратор. Допустим, оратор стремился возмутить (общая цель) слушателей зверствами террористов, а сторонники радикальных течений могут прийти на его лекцию с целью воодушевиться. Вас могут слушать, внимательно впитывая содержание вашей речи, с самыми разными целями, например, чтобы похвалить вас или чтобы раскритиковать. Речь достигает цели лишь тогда, когда слушатель доверяет оратору. Для этого последний должен обладать следующими качествами:
Речь достигает цели лишь тогда, когда слушатель доверяет оратору. Для этого последний должен обладать следующими качествами: 1) Обаяние, т.е. умение нравиться другим. Здесь, помимо того, принято называть хорошими манерами, важна естественность, умение быть самим собой, не брать на себя не присущих вам органически и не требуемых ситуаций речевых ролей. Не следует становиться в позу оракула, грозного судии или носителя абсолютной истины. Не следует также, если вы новичок, подражать кому-либо из понравившихся вам ораторов. Надлежит найти нечто достойное и подходящее в себе и развивать его, не впадая, естественное, в самолюбование. Не выращивайте из сливы яблоню! 2) Артистизм, т.е. умение играть по правилам, принятым в данной среде. Жизнь – театр, люди – актеры (В.Шекспир). Речевую роль, как и социальную, надо уметь играть, зная правила игры применительно к любой речевой роли и речевой ситуации. Станиславский говорит: 1. Разжигать себя и аудиторию следует постепенно, шаг за шагом – от спокойствия к буре страстей. К тому же прежде чем обрушить сои чувства на зрителя необходимо самому согреться и накопить внутри себя мощную и разнообразную по эмоциональной окраске волну переживаний. 2. Втолковывайте, объясняйте каждое слово как будто бы ваш партнер дурак, и ничего не понимает, или иностранец. Старайтесь растолковать, чтобы он действительно понял. 3. Доказывать с жаром, что дважды два четыре – неинтересно. Вот вам пример: когда я сам не был уверен в своей системе актерского мастерства, я огорчался, встречая малейшее возражение, когда же я уверовал я стал говорить спокойно. 4. У вас слишком скоро наступает уже. Но интересно не само уже, а путь к нему. Вот и идет завоевание Северного полюса: продвинулись еще на один градус, преодолели новое препятствие и все с интересом следят. А если бы сразу попали на северный полюс – никто бы этим не заинтересовался. 5. Да сгинет навсегда со сцены пустой актерский глаз, неподвижные лица, глухие голоса, речь без интонации, корявые тела с закостенелым спинным хрибтом и шеей, с деревянными руками, кистями, пальцами, ногами, в которых не переливаются движения, ужасная походка и манеры. 3) Уверенность. Слушатели не станут доверять оратору, который не уверен сам в себе. Чем более четко и однозначно сформулирована речь и чем тверже она звучит, тем больше эффект внушения. Вместе с тем, любая речь – своего рода экзамен, а на экзамене главное – знать предмет. Чем больше знаний, тем меньше волнения. Кроме того, не следует настраиваться ни на чересчур благоприятный, ни на заведомо неудачный результат вашей речи. Научитесь воспринимать плюс как плюс, а минус – как нуль (не в аналитическом, а в чисто психологическом плане). 4) Дружелюбие. Каков оратор в своем отношении к слушателям, таковы и они к нему. Хотите нажить врагов – атакуйте слушателей, хотите обрести друзей – уважайте их. Ищите общее между собой и потенциальными союзниками, а розное старайтесь пригасить. 5) Искренность. Это качество или его отсутствие в ораторе выявляются любой аудиторией мгновенно и, как правило, безошибочно. Лживую речь любые словесные ухищрения сделают лишь еще более искусственной и отталкивающей. Искреннему же оратору слушатель прощает многие недостатки не только формы, но и содержания речи. 6) Объективность, т.е. честность в изложении чужой позиции, недопущение вольных или невольных подтасовок, утрирований, окарикатуриваний, приписывания мнимых действий или намерений, подмены фактов и логики эмоциями, бранными или хвалебными ярлыками. 7) Заинтересованность предметом речи. Только магнит притянет железо. Скучает оратор – скучает и публика, и актуальность обсуждаемой темы лишь отчасти компенсирует его вялость. Заинтересованность, как и искренность, дружелюбие, объективность оратора, заразительны – они передаются слушателям. Эти семь качеств оратора называют проксемическими (проксемика – лат. сближение, т.е. установление психологического контакта оратора с аудиторией). Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики: 1) Закон гармонического диалога оратора и слушателей. Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована (не по форме, а по сути). Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора: А) Внимание к адресату. Слушателя надо изучать, знать его интересы, проблемы, пристрастия, больные места, психологический склад, - все, что может повлиять на результат вашей речи (подробнее об изучении аудитории см. раздел 1.7.). Б) Близость темы к слушателю. Близкой адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты; важнее же всего – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. Иначе вы рискуете быть отторгнутым духовной средой аудитории. Надо знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах. Стоит добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного, даже если он не связан непосредственно с интересным: сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной приправой для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке. В) Конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным. Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному. При помощи делаемых ораторами обобщений слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на абстрактный. 2) Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план (последнее соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи. Лучше кончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора. 3) Закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к сердцу слушателей (подробнее см. раздел 1.5.). 4) Закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному; то же относится и к его речи. Это кажется аксиомой, но здесь есть одна существенная оговорка: нельзя понравиться абсолютно всем, особенно в ценностно поляризованной аудитории (группа спорщиков, парламент, митинг, судебная коллегия и т.п.) – угодить одним сплошь и рядом, значит настроить против себя других. Это уже вопрос принципиальности оратора, его нравственной и гражданской позиции. Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей, является главным, а три остальных раскрывают его и служат средством его реализации. Готовясь к выступлению, следует с вниманием отнестись к своду ораторских правил, который Аристотель назвал риторическим каноном. Этот общий порядок работы над устным выступлением включает: 1) Изобретение содержания речи. 2) Расположение изобретенного речевого материала. 3) Словесное оформление (выражение, подбор речевых средств). 4) Запоминание (репетиция). 5) Произнесение.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 9245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |