КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория атомов
АНАКСИМАНДР ИЗ МИЛЕТА (ок. 610-547 гг. до н.э. – прожил 63 года)- родственник и ученик Фалеса. Первым стал употреблять термин «архэ» - в философском смысле «первоначало». Ввёл термин «Закон» - путём перенесения юридического понятия на природу. Первый в Элладе начертил географическую карту мира, изготовил глобус, изобрёл элементарные астрономические инструменты, ввёл в употребление солнечные часы. ПЕРИАНДР КОРИНФСКИЙ (666 – 586 г. до н.э. – прожил 80 лет) – жестокий тиран из Коринфа; убил жену в припадке гнева, из-за наговора на неё своих наложниц, потом которых сжёг живьём.
Основные мысли: · Мера важнее всего. · Сдерживай гнев. · В усердии всё. · Народное правление лучше тирании. · Будь готов умереть за Отечество. · Ничего не следует делать из-за денег. · Несчастья свои скрывай, чтобы не образовывать врагов своих.
ПИТТАК ИЗ МИТИЛЕНЫ (651-ок.569 г. до н.э. – прожил 82 года) - Один из семи мудрецов; с 579 по 569 г. до н.э. был правителем Свиды; страдал плоскостопием, был распоясанный и грязный, был тщеславным; имел жену знатнее себя, презиравшую его.
Утверждение Питтака «Трудно человеку быть хорошим?!» озаботило все последующие века. Какое слово здесь ключевое? На что мудрец делает смысловой акцент: Трудно человеку быть хорошим?! Трудно человеку быть хорошим?! Трудно человеку быть хорошим?! Трудно человеку быть хорошим?!
Всего четыре слова, но такова уж мудрость – она и в одном слове совьёт гнездо и из одной фразы разовьёт мысль, глубиной в жизнь и длиной в столетья. Основные мысли: ü Тщательно учитывай время. ü Человека выказывает власть. ü Лучше простить, чем мстить.
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок.490-430 г. до н.э. – прожил – 60 лет) – родом из г. Элея в Италии; италийский философ; был первым, кто изобрёл «Диалектику», т.е. метод опровержения противника путём выявления противоречий в его суждениях.
ü Посвятил всю свою жизнь доказательству невозможности существования «многого»; ü особенно прославился аргументами против возможности движения; ü прославился своими АПОРИЯМИ (трудностями) – неразрешимыми противоречиями. Литературное наследие: «О природе», «Истолкование воззрений Эмпедокла», «Споры», «Против философов». Основные мысли: · Философия дарует человеку презрение к смерти. · Движенья нет.
Литературное наследие: «О природе», «О неподвижных звёздах». Учение о первоначальной стихии – «апейрон» как едином и беспредельном. Апейрон, не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, пор многообразие предметов, живых существ, в т.ч. людей. · Началом всего является беспредельное время. Но родившись из вечной и неуничтожимой стихии беспредельного, все эти явления сами по себе не вечны. Люди и животные смертны, вещи приходят в ветхость и подвержены разрушению. · Из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются по неизбежности. Такая судьба всего сущего объясняется тем, что апейрон мстит своим созданиям за обособление от себя, за то, что возникнув, они в противоположность ему, обретают предел. · Откуда приходим, туда и возвращаемся. И в конце концов эта кара за «индивидуализм» выразится в том, что ограниченные своим пределом, определённые вещи, наполняющие собой мир, исчезнут, и вновь ничто не будет нарушать единства беспредельного. Ø Рождение и гибель миров происходят согласно порядку времени. Ø Что бы мы ни назвали бессмертным и непреходящим, то необходимо определиться как Бог.
ПАРМЕНИД ИЗ ЭЛЕИ (ок.540 г. до н.э.) – древнегреческий философ; происходил из богатого рода, из Южной Италии; был учеником Ксенофана и пифагорейца Аминия; встречался и беседовал с Сократом и даже дал однажды молодому Сократу совет: Ø «Твоё рвение к рассуждениям, будь, уверен, прекрасно и божественно, пока ты ещё молод, постарайся поупражняться побольше в том, что большинство считает и называет пустословием; в противном случае истина будет от тебя ускользать». Литературное наследие: поэма «О природе». В своей поэме Парменид, описал посещение его богиней справедливости Дике, которая и раскрывает ему тайну устройства мира. Богиня, символизирующая истину, торжественно провозглашает: «Необходимо, чтобы ты Единое изучил»; и указывает три пути:
Противопоставление истины и мнения в поэме, ознаменовало замечательное философское открытие – о любой вещи можно высказать самые различные мнения. Но лишь в одном случае мнение будет истинным – в том, когда оно совпадает с реальными её характеристиками. Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна. Ø В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, всё равно вернешься к началу, ибо истина, хорошо закруглена. Ø Противоречие не соответствует истине.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно позвать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того – постижимость разумом – важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, - это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то что неизменно, вечно тождественно себе, доступно только мышлению. Ø «Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует», т.е. мышление и бытие – это одно и тоже. Значение истины есть результат мышления, и этот результат следует признать, с ним необходимо считаться, даже если разум приходит к выводу, находящемуся в резком противоречии с той картиной мира, которую рисуют нам наши чувства. Ø Есть бытие, а небытия вовсе нет. Ø Бытие едино, непрерывно, цельно, неделимо и сплошь однородно. Единое Парменида – не что иное, как Бог – это и приводит к идее тождества мышления и бытия.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок.535-ок.475 г. до н.э. – прожил 60 лет) - родился и жил в г. Эфесе (Малая Азия), в царской семье. За глубокомыслие и загадочность изложения получил прозвище «тёмный». Имел скверный характер. Постоянно ругался с соотечественниками. В конце жизни удалился в горы и жил отшельником. Гераклит первым из греческих философов употребил термин «КОСМОС» (т.е. порядок). Первоначально оно применялось к обозначению государственного устройства и даже убранства приведшей себя в «порядок» женщины («Косметика»).
Литературное наследие: «О природе».
Учение об огне, движении и обмене противоположностейГераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает ОГОНЬ. В его учении он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир - это упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами, вспыхивающими и мерами угасающими». На основе превращения огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождается из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. Ø Огня смерть – воздуха рожденье, и воздуха смерть – воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, из смерти воздуха – огонь, и наоборот.
Образование космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «Всё течет, всё изменяется, нет ничего неподвижного». Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющего космоса с текущей рекой, потоком. Ø На входящего в одну и ту же реку текут всё новые и новые воды.
Движение по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет своё состояние. Ø В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает её. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Ø Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое.
Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о «мене», «обмене» противоположностей. Ø Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.
Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными. Ø Одно и то же в нас – живое и мёртвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое.
Утверждение, что всё есть обмен противоположностями, дополняется указанным, что всё происходит через борьбу. Ø Следует знать, что война всеобща, и правда борьба, и что всё, что происходит, через борьбу и по необходимости.
На основе борьбы устанавливается гармония мира. Ø В рождающемся соединяется, из расходящегося – прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу.
ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕРА (460-360 гг. до н.э. – прожил 100 лет) – происходил из знатной семьи, но всю свою жизнь провёл в бедности, предаваясь любомудрию. Производил впечатление человека помешанного – своей страстью к одиночеству и уединению. Без смеха никогда не появлялся на людях: настолько несерьёзным казалось ему всё, делаемое всерьёз. Ослепил себя, ставя надраенный медный щит против заходящего солнца, т.е. решил не видеть «мир несовершенным» и чтобы «открылись очи разума». «Демокрит сам себя лишил зрения, так как считал, что раздумья и размышления разума при созерцании и осмысливании природы будут более оживлёнными, когда освободятся от развлечений зрения и препятствий глаз». (Цицерон) Литературное наследие: «О природе человека», «Малый мирострой» (ок.420 г. до н.э.), «Об идеях», «Большой мирострой», «О цели», «О различии между законнорожденной и незаконнорожденной мыслью, или О касании круга и шара», «Геометрические вопросы». Исходной мыслью своего учения Демокрит, взял «в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, всё существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то, сцепляясь, то, разлучаясь, друг с другом». Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твёрдостью, и отличаются друг от друга по своему объёму и фигуре. Все тела состоят из атомов. Реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус, запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом – бытие, то пустота – это не бытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и реального множества и движения. С другой стороны, если бы всё было делимо до бесконечности, то пустота была бы во всём, т.е. в мире ничего бы не было, не было бы и самого мира. Отсюда вывод: если бесконечная делимость уничтожала бы всякую величину, разрешив её в ничто, то должны существовать твёрдые тела, иначе не было бы ничего плотного. Движение Демокрит считал вечным естественным состоянием космоса. При этом движение истолковывалось строго однозначно как механическое перемещение атомов в пустоте. Суть онтологии Демокрита сводилась: 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: всё многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению. 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому, место занимаемое им, совершенно случайно.
СОФИСТЫ - этот термин, сам по себе позитивный, означающий «мудрый», искушённый, со второй половины IV в. до н.э. означает особый тип философа – профессионала, учителя философии. Стал употребляться как негативный, в особенности в контексте полемики Платона и Аристотеля. Софисты совершили подлинную революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики физики и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Доминантные темы софистики - этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е всё то, что зовётся ныне культурой. Софисты – это зачинатели гуманистического периода в античной философии. СОФИСТЫ: Протогор, Горгий, Гиппий, Продин, Антифонт.
ПРОТАГОР АБДЕРСКИЙ (ок.480-410 гг. до н.э. – прожил 70 лет) - родился в Абдерах. В 411г. до н.э. был обвинён в атеизме, его книга «О богах» сожжена, а сам он приговорён к смертной казни, но после помилования изгнан из Афин. Утонул на пути из Южной Италии в Сицилию во время шторма. Литературное наследие: «О богах», «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетелях», «Истина, или Ниспровергающие речи», «Великое слово», «О сущем», «О том, что в Аиде».
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |