Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Средневековья и эпохи Возрождения




Средневековая (христианская) философия (I – XV вв.) была теоцентрична, (т.е. Бог находится в центре философии).

 

Основные черты средневековой теологической философии:

1. изучение самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, т.к. они считались творением Бога;

2. господствовали догматы (т.е. истины, не нуждающие в доказательствах) о творении (всего Богом) и

откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

3. сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

4. человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчёркивалась божественная сущность человека);

5. провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

6. выдвигалась идея о воскрешении человека из мёртвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

7. выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путём воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (Боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

8. мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

 

Основные этапы средневековой философии:

Патристика «учение отцов» (I – VI вв.). Видные представители: Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ариген. Задача патристики – воссоздание целостного мировоззрения, философии на основе Священного писания, Библии.

 

Главные проблемы патристики:

Ø проблемы сущности Бога и его тройственности;

Ø отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян);

Ø понимание истории как движения к определённой конечной цели и определение этой цели – «град Божий»;

Ø рассматривание свободы человека через возможность спасения или гибели его души;

Ø проблема происхождения зла в мире. Почему его терпит Бог и др.

 

Схоластика – это учебная (школьная) философия. Видные представители: Бонавентура, Фома Аквинский, Пьер Абельяр.

Проблемы схоластики:

Ø проблемы отношения разума и религии, религии и науки, о Божестве и тайной спасения;

Ø проблемы постижения христианского учения на рациональной основе научной философии.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

1. Сверхъестественное, даваемое в откровении, т.е. то, что,имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии.

2. Естественное, отыскиваемое человеческим разумом, т.е. то, что, сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога.

Христианское учение о мире характеризуется:

  • Теоцентризм – Бог центр бытия.
  • Креационизм - сотворение мира Всевышним из ничего.
  • Провиденциализм – предопределённость спасения мира Богом.
  • Теодицея – «оправдание Бога» - не случайность, оправданность зла в сотворённом Богом мире.

 

Значение средневековой теологической философии:

  • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
  • сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
  • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии, выделялась гносеология);
  • способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
  • положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатом собственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания («Я – концепция», рационализм);
  • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
  • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

 

Философия Эпохи Возрождения это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремлённость к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и антимистический характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.