Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Псевдолюбовь и её формы




Эрих Фромм (1900-1980) в своей книге «Искусство любить: Исследование природы любви» описал формы псевдолюбви, т.е. теми суррогатами, которыми заменяют понятие любви.

Во-первых, большинство людей считают, что любовь – дитя сексуального наслаждения и если два человека научатся в этом смысле вполне удовлетворять друг друга, то они постигнут искусство любить. Но это не так: любовь не является следствием сексуального удовлетворения, или знания сексуальных приёмов – эторезультат любви.

Во-вторых, невротическая любовь, проявляется в привязанности одного или обоих «любовников» к родителям. Уже, будучи взрослыми, они переносят эмоционально более сильное отношение к родителям на друга или подругу, видя в них не самоценных личностей, а только воплощение черт своих родителей, которые рассматриваются в виде идеала. Но поскольку идеал может быть только один и копия никогда не сравнится с оригиналом, то и любовь к другому человеку оказывается всегда слабее любви к родителю.

Одним из проявлений невротической любви является нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого» человека. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.

В-третьих, любовь-поклонение. Люди часто имеют склонность обожествлять любимого, почитать его как воплощение любви, света, блаженства. Любящий теряет себя в любимом человеке вместо того, чтобы находить себя в нём. А поскольку никакой человек не может в течение долгого времени жить в таком состоянии, то неизбежно наступает разочарование, возникает новый идол, потом ещё один.

В-четвёртых, «временная аберрация» (т.е. искажённое изображение). Многие молодожёны мечтают о блаженстве, которое якобы ожидает их впереди, тогда как в данный момент они уже начинают скучать друг с другом. Они живут вчерашним или завтрашним днём, но не в настоящем. Они сентиментально вспоминают своё детство или строят счастливые планы на завтра.

В-пятых, проекция своих проблем на детей – это когда человек чувствует, что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери. Не найдя смысла жизни для себя, можно и ребёнка воспитать неправильно. Часто детьми прикрываются при попытке расторжения несчастливого брака. Однако на самом деле атмосфера напряжённости и безрадостности в подобной семье более вредна для ребёнка, чем открытый разрыв.

В-шестых, «сентиментальная любовь». Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь, на самом деле не характеризует сколько-нибудь глубокое чувство к любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой, чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они, вероятно, вообще не способны.

Любовь это объективный закон существования человеческого мира; это усилие во что бы то ни стало остаться живым, не поддаться омертвляющему воздействию «мира»: ненависти, насилию, автоматизму мышления и поведения, сохранить в себе искру божественного начала.

 

Труд – это основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека; это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Значение этой деятельности огромно, поскольку именно она – источник достатка, обеспечивающий процветание, как отдельной семьи, так и целой нации.

Фридрих Энгельс писал: «Труд является ключевым условием всей человеческой жизни, причём в такой степени, что можно сказать: труд создал самого человека. Именно благодаря труду человек выделился из мира животных и стал подниматься по ступенькам общественного развития. Вся история общества – это история развития труда, совершенствования трудовых навыков, творческих способностей людей, техники и технологии производства». (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения в 50-ти томах. – М.: Политиздат, 1955-1981. – т.20. С.486; т.21. С.317).

По определению Альфреда Маршалла: «Труд это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. – С.124).

Но кроме экономических, нужно принимать во внимание и другие – ценностно-этические, религиозные и философские представления о труде:

& Труд как мука. В Античном мировоззрении простой хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников. Труд физический рассматривался как тягость, как мука. Говоря современным языком, античное общество не выработало позитивной трудовой этики. Труд воспринимался как наказание («Сизифов труд» - олицетворение этого времени).

& Теология труда. Христианство изменило такое негативное отношение к труду, свойственное языческой античной культуре. Труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело. Средневековая цивилизация - это цивилизация труда.

& Труд и ранний капитализм. Несмотря на подчёркивание ценности труда средневековыми теологами, доминирующими в то время были аристократически рыцарские ценности, весьма далёкие от трудовых. К тому же и низовая культура не делала особого акцента на труде. Средневековые люди, более ста дней в году посвящали различным церковным праздникам и карнавалам. Поэтому неудивительно, что нарождающийся городской буржуазный слой оценивал поведение представителей иных классов скорее как праздное. Исходя из этого наука и, особенно, полезные, «практические искусства» рассматривались как дар Бога недостойным детям. Делался акцент на трудовом начале, активном подходе к профессиональной и социальной жизни. Признание идеи святости ремесла способствовало более тесному контакта с природой в поисках продуктивного знания. Конечной наградой за эти усилия должно стать возвращение человеку власти над природой, что было основным мотивом Великого Восстановления.

& Труд как товар. Переход к достаточно развитой рыночной экономике, который начался в XVIII и набрал силу в XIX в., ознаменовался новым сдвигом в социальном статусе и образе труда. Труд всё более предстаёт как товар. При доминировании традиционного земледельческого типа производства рынок был вспомогательным инструментом хозяйственной жизни. Капиталистический тип экономики создаёт развитые рынки средств производства: не только товаров и услуг, но также труда, земли и денег (капитала).

Справедливость – у Платона добродетель правильного отношения к другим людям, сумма всех добродетелей вообще. В современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать её и не вторгаться в сферу её свободы, чтобы сохранить её свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей.

 

Свобода – это возможность поступать так, как хочется; это свобода воли.

В древности понятие свободы не существовало, потому что человек всегда был, зависим от природы, общества, богов или судьбы.

Ø Впервые ценность свободы поняли античные философы: эпикурейцы (главной ценностью в жизни человека является свобода) и стоики (свобода это одна из важных ценностей. Внутренняя свобода – душа, важная для человека; внешняя свобода – тело).

Ø В христианстве тема свободы связана со злом.

Ø Д. Дидро говорил, что свобода это иллюзия.

Ø Вольтер отмечал, что свобода это возможность делать всё, что захочется, когда никто не может заставить себя сделать по другому.

Ø И. Кант писал: «только свободный человек обладает моралью».

Ø Г. Гегель отрицал абсолютную свободу. Считал, свобода существует лишь в рамках закона.

Ø Экзистенциалисты, считали её главной ценностью жизни.

В современном обществе не существует понятия абсолютной свободы, человек всегда ограничивает своё поведение, и главным ограничением является закон. Идеализация свободы часто приводит к одиночеству человека.

 

Игра – это непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе.

Игра отличается от труда и от чисто инстинктивных действий. Она относится к определённой стадии развития высших существ: млекопитающих и человека.

Существуют многочисленные теории по вопросу о значении игры. Наибольшей известность пользуется теория немецкого философа, эстетика и психолога Карла Гросса (1861-1946), согласно которой игра представляет собой преднамеренное самообучение (функциональное упражнение) организма, особенно необходимое для человека в раннем возрасте. Игра детей проходит различные типичные ступени, исследование которых в детской психологии разъяснило многое из психической жизни ребёнка. Но даже в преклонном возрасте игра является источником постоянной радости и способствует поддержанию в человеке хорошего самочувствия. Игры большей частью основываются на народных и местных обычаях и традициях; они применяются также с педагогическими целями для физического и умственного развития человека.

Воспитательное значение игр было признано уже древними философами, позже оно получило дальнейшее развитие в трудах Руссо, Песталоцци и Фребеля.

ü «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет» (Шиллер).

ü «Человек должен выбирать: быть ничем или играть, что он и делает» (Сартр).

 

Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

В английском языке наиболее чётко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). Хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остаётся в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу.

В религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с другой стороны, согласно христианскому учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости Бога.

В этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. Вера – основа доверия. Оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности другой личности.

Вера всегда есть риск, т.к. это чувство может ошибаться. Она по своей сути всегда «слепа», ибо та вера, которая имеет надёжное основание и объективную гарантию, - не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. Кто знает, тот не может верить. Слепая вера (или слепое доверие) есть в своём роде высшее испытание моральной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку.

 

Смерть – это естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы.

После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много времени уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие (Платон и другие, а также и христианство) рассматривали жизнь как душу, пребывающую временно в «темнице» - теле. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие. Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед смертью: «смерть для нас ничто, ибо, пока мы живы, её нет, а когда она есть, нас уже нет» (Эпикур).

Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путём, т.е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так уж давно. Зародышевая плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследственности она переходит из поколения в поколение. Размножение, рассматриваемое с позиций существования рода, есть отрицание смерти. Теология рассматривает смерть как расплату за грехи; милость Божья обещает воскресение. Все попытки придать надёжную основу вере в бессмертие человека с самого начала обречены на неудачу и имеют своей целью избавить «Я» от неотвратимой угрозы смерти или требовательной божественной воли тем, что «Я» объявляет о неприступной зоне, в которой оно есть Бог (Райнер Мария Рильке, 1875-1926 – австрийский поэт-философ)

В экзистенциализме Хайдеггера человеческое существование выступает как бытие, идущее к смерти, т.е., по сути дела оно является страхом. Человеческое существование пребывает в страхе перед ничто, возможной невозможностью его существования. Смерть – возможность бытия, которая может овладеть даже самим человеческим существованием. Личное существование является, поэтому прелюдией смерти.

Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактическую целостность.

Тема 4. «ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ»

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Теория отражения и идеалистическое понимание сознания
  2. Сознательное и бессознательное. Психоанализ З. Фрейда.
  3. «Коллективное бессознательное» К.Г. Юнга.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.