Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод и методология

Отличие эмпирического от теоретического знания

Эмпирическое и теоретическое познание представляет собой сложное переплетение чувственного и рационального, хотя и в разной пропорции:

· в эмпирическом исследовании весьма велика доля чувственного познания, но здесь устанавливаются и связи между вещами;

· в теоретическом исследовании преобладает рациональное познание, но оно не лишено наглядных представлений.

 

Эмпирический уровень исследования составляют знания, полученные в основном из опыта, он базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом (наблюдение и эксперимент). Сущностные связи здесь чётко выделяются.

Теоретический уровень исследования характеризуется более высокой степенью обобщения и абстрагирования, отражением внутренних связей и закономерностей. Здесь отсутствует непосредственное практическое взаимодействие субъекта с объектами. Преобразование объекта осуществляется мысленно.

 

Формы научного познания:

 

1) Факт – это фрагмент бытия, включённый в систему научного знания. Требования к факту: это есть действительное событие; должен быть надлежащим образом удостоверен, зафиксирован исследователем.

2) Проблема – это знание о незнании (сложный вопрос, или группа вопросов, сложная задача).

3) Гипотеза – это более или менее обоснованное предположение (промежуточный пункт на пути от проблемы к теории).

4) Теория – это система строго доказанных научных положений, обладающая объяснительной и предсказательной силой.

5) Идея - форма концентрации знания, нацеливающая на дальнейшее познание и практическую деятельность, выступающая как ядро гипотезы или теории.

6) Концепция это точка зрения, подход к предмету, может выступать как замысел или организующее начало теории.

 

Метод – это система правил и приёмов теоретической и практической деятельности, разработанных на основе закономерных связей действительности (т.е. это способ познания).

Методология – это учение о методах.

 

Группы методов:

1. всеобщий диалектико-материалистический метод, в равной мере применяемый во всех областях познания и рассматривающий процесс познания в его целостности и развитии;

2. общие (общенаучные) методы, в принципе применимые во всех областях науки, но лишь на отдельных этапах исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент, моделирование и др.);

3. частные (специальные) методы, применяемые только в отдельных областях знания для выполнения определённых познавательных операций, которые по сути представляют собой разновидность анализа, эксперимента и т.п., а также дополняющие их методы обработки вещественного и мыслительного материала на основе соответствующих частнонаучных теорий.

Типология методов:

1. Общелогические методы работают на обоих (эмпирическом и теоретическом) уровнях исследования.

- Анализ есть расчленение целого на части (элементы).

- Синтез - соотношение каждого элемента с целым, воссоединение целого из частей.

- Индукция - метод мышления, при котором общий вывод строится на основе частных посылок (если какой-то металл, нагреваясь, расширяется, то и все металлы расширяются).

- Дедукция – метод мышления, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

- Аналогия – метод мышления, при котором на основе сходства объектов в одних признаках выдвигается предположение и о сходстве в других (уподобление электричества жидкости, снега сахару и т.п.).

- Моделирование – замена подлежащего изучению объекта его упрощённой копией (моделью).

 

2. Эмпирические методы представляют собой практические операции, позволяющие осуществлять непосредственный или опосредованный контакт субъекта с объектом.

- Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений. Осуществляет функции: получение новой информации, которая необходима для постановки новых проблем и выдвижения новых гипотез; проверка теоретических выводов. Наблюдения бывают: простые, т.е. с помощью органов чувств; сложные, вооружённые вспомогательными техническими средствами – приборами.

- Измерение – метод познания, основанный на сопоставлении измеряемой величины с другой, принятой за единицу (эталон).

- Эксперимент включает в себя названные выше эмпирические методы (эксперимент = наблюдение + воздействие на объект).

- Описание – это фиксация средствами естественного и искусственного языка данных наблюдений и экспериментов. Задача описания – подготовить осмысление фактического материала.

 

3. Теоретические методы

- Абстрагирование – метод познания, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одноимённым выделением интересующих нас свойств и отношений.

- Идеализация(специфический вид абстрагирования) - это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире («точка», «идеальная жидкость»).

- Исторический метод предполагает описание истории развития объектов так, как они реально формировались во времени.

- Логический метод направлен на рассмотрение высшей стадии развития, когда наиболее существенное выступает более отчётливо, чем в начале развития.

- Метод восхождения от абстрактного к конкретному (противоположен абстрактному и включает его в себя). Термин «конкретное» понимается в двух смыслах: во-первых, как реальное явление во всём многообразии свойств; во-вторых, сложное расчленённое понятие (или система понятий), дающее возможность отобразить это многообразие.

- Формализация есть вычленение и изучение формы (структуры) процессов. То есть форма рассматривается как самостоятельный предмет исследования.

- Аксиоматизация – сначала задаётся набор аксиом, т.е. исходных положений, не требующих доказательства. Затем из них по определённым правилам строится система выводных предложений (наиболее употребима в математике).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания научного знания | Современная наука и НТР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.