КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние финансов на эк-ку
Методы финансового регулирования социальной структуры общества Методы финансового регулирования территориальных пропорций - механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы) - финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований - иногда изменение состава налогов влияет на изменение территороиальных пропорций - использование прогрессивной ставки подоходного налога - высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость - льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами - различные социальные выплаты и льготы
Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. Налоговое регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема. Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг. Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом принято называть налоговым бременем (налоговым прессом, налоговой нагрузкой ). Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой базой. Рыночные преобразования в Российской Федерации потребовали отказа от действовавшего в условиях административно-командной системы управления экономикой индивидуального подхода к организации финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования и государства. Этот подход был основан на преимущественно неналоговых методах изъятия части доходов предприятий в бюджеты разных уровней (плата за фонды, отчисления от прибыли и др.). Виды платежей с дифференцированными по отраслям ставками, освобождение от уплаты обязательных платежей регулировались разрозненными подзаконными актами, принимаемыми в виде решений отдельных министерств и ведомств. Современная российская налоговая система начала функционировать в январе 1992 г., с момента вступления в действие налогового законодательства. Она ориентирована на поддержание конкурентной среды, что создается равными условиями налогообложения для всех налогоплательщиков, поэтому реформирование налогового законодательства, осуществляемое в последнее десятилетие, было направлено на устранение возможностей предоставления индивидуальных льгот. Налоговая система может оказывать негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п. Уменьшение налоговой нагрузки может осуществляться через отмену отдельных налогов, понижение налоговых ставок, уменьшение налоговой базы, сокращение контингента плательщиков. В Российской Федерации в настоящее время осуществляется снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что должно способствовать росту предпринимательской активности, ускоренному обновлению производственных фондов и расширению масштабов производства. Налоговый механизм включает также систему санкций за нарушение Налогового законодательства. Действенность налоговых санкций во многом зависит от эффективности работы налоговых органов, а также судебных и арбитражных органов. Правовые основы и практика их применения могут оказывать существенное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования. Статья 114 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок применения штрафных санкций только на основании судебных решений, до вступления в действие этого положения налоговые органы имели возможность бесспорного списания сумм задолженностей, пеней и штрафов со счета налогоплательщика, что нередко приводило к банкротству даже относительно благополучных в финансовом отношении организаций. Определенное воздействие на процессы производства, накопления оказывают также различные формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хоз-ния (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, гос.и муниципальные заказы) в кач-ве гос.мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности. Предоставление бюджетных средств как метод фин.регулирования основано на след.принципах: не делается различий между орг-правов.формами субъектов хоз-ния, которые могут получить соответствующие средства; используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках гос.поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты для организации конкурсов. Темпы эк.и соц.развития, а также эффективность производства в масштабах всего общества зависят от соотношения между потреблением и накоплением, складывающегося в результате фин.распределения. В развитой рыночной эк-ке оптимизировать инвестиционный процесс помогает фин.рынок, с помощью которого временно свободные фин.ресурсы и сбережения направляются в наиболее эффективные объекты. Фин.стимулирование инвестиционной деятельности гос-вом может осущ-ся как путем прямого гос.финансирования инвестиционных проектов, так и на основе создания льготных условий для негос.инвесторов. Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологий (это развито в развитых странах). Переход на рын.отношения потенциально благоприятствуют НТП. Обязательной составной частью фин.механизма НТП явл.система материального стимулирования научно-тех.достижений. Финансовые инструменты борьбы с монополизмом производителей. Наравне с другими методами государственного регулирования (антимонопольное законодательство, свободный внешний рынок и т.д.) решению проблемы монополизма способствуют и налоговые методы, в частности таможенное регулирование. Увеличение таможенных пошлин – протекционизм – является мерой поддержки отечественного производителя, имеющей кратковременный эффект, а кроме того оспариваемой многими странами и международными организациями, в частности ВТО. Определенное воздействие на процессы производства, накопления оказывают также различные формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственные и муниципальные заказы) в качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности, например, сельского хозяйства. Предоставление бюджетных средств как метод финансового регулирования основано на следующих принципах. Во-первых, не делается различий между организационно-правовым и формами субъектов хозяйствования, которые могут получить соответствующие средства. Во-вторых, как правило, используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках государственной поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты для организации конкурсов, в том числе для выработки критериев отбора участников и победителей.
5.3 Финансовое регулирование социальных процессов Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются: 1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь); 2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг; 3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости; 4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности); 5) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению; 6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ; 7) государственное финансовое регулирование рынка жилья; 8) содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов. Извечной дилеммой финансового регулирования социальных процессов является выбор между социальными выплатами и предоставлением бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории предпочтение отдаётся выплатам. В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами: - пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет; - материальная помошь малоимущим гражданам. - стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей; - жилищные субсидии; - пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам; Преимущества выплат перед льготами: - Возможность выбора использования денежных средств на те или иные цели - Денежные выплаты адресны, а следовательно более эффективны Недостатки выплат перед льготами: - Возможность неэквивалентной замены льгот компенсационными выплатами - Несовпадение общественных и личных нужд (например вместо предоставления бесплатного профессионального образования дать молодым людям деньги, которые они могут потратить не по назначению) В РФ наблюдается направление к отказу от льгот и замене их денежными компенсациями, так как люготы имеют слабое законодательное регулирование и зачастую в законах не указано, откуда должно производиться финансирование льгот. Основные направления финансового регулирования социальных процессов.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |