Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние финансов на эк-ку




Методы финансового регулирования социальной структуры общества

Методы финансового регулирования территориальных пропорций

- механизм межбюджетно­го регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы)

- финансирование целевых программ поддержки и развития отдель­ных регионов и муниципальных образований

- иногда изменение состава налогов влияет на изменение территороиальных пропорций

- использование прогрессивной ставки подоходного налога

- высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость

- льготы по налогам, уп­лачиваемым физическими лицами

- различные социаль­ные выплаты и льготы

 

 

Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. Налоговое регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогооб­ложение доходов организаций-производителей. Налоги являют­ся важнейшим стабилизатором антициклического регулирова­ния развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального эко­номического подъема. Косвенное и подоходное налогообложе­ние определяют объемы личного потребления, платежеспособ­ного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг.

Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствова­ния и экономики в целом принято называть налоговым бременем (налоговым прессом, налоговой нагрузкой ). Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогооб­ложения субъектов хозяйствования определяется видами нало­гов, их ставками, налоговой базой.

Рыночные преобразования в Российской Федерации потре­бовали отказа от действовавшего в условиях административно-командной системы управления экономикой индивидуального подхода к организации финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования и государства. Этот подход был основан на преи­мущественно неналоговых методах изъятия части доходов предп­риятий в бюджеты разных уровней (плата за фонды, отчисления от прибыли и др.). Виды платежей с дифференцированными по отраслям ставками, освобождение от уплаты обязательных плате­жей регулировались разрозненными подзаконными актами, при­нимаемыми в виде решений отдельных министерств и ведомств. Современная российская налоговая система начала функциони­ровать в январе 1992 г., с момента вступления в действие налого­вого законодательства. Она ориентирована на поддержание кон­курентной среды, что создается равными условиями налогообло­жения для всех налогоплательщиков, поэтому реформирование налогового законодательства, осуществляемое в последнее деся­тилетие, было направлено на устранение возможностей предос­тавления индивидуальных льгот.

Налоговая система может оказывать негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хо­зяйствования ограничивает их финансовые возможности по на­ращиванию производства, а частое изменение налогового меха­низма порождает чувство неуверенности, ослабляет действен­ность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п. Уменьшение налоговой нагрузки может осуществляться через от­мену отдельных налогов, понижение налоговых ставок, умень­шение налоговой базы, сокращение контингента плательщиков. В Российской Федерации в настоящее время осуществляется снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что должно способствовать росту предпринимательской ак­тивности, ускоренному обновлению производственных фондов и расширению масштабов производства.

Налоговый механизм включает также систему санкций за на­рушение Налогового законодательства. Действенность налоговых санкций во многом зависит от эффективности работы налоговых органов, а также судебных и арбитражных органов. Правовые ос­новы и практика их применения могут оказывать существенное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования. Статья 114 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок при­менения штрафных санкций только на основании судебных ре­шений, до вступления в действие этого положения налоговые ор­ганы имели возможность бесспорного списания сумм задолжен­ностей, пеней и штрафов со счета налогоплательщика, что нередко приводило к банкротству даже относительно благопо­лучных в финансовом отношении организаций.

Определенное воздействие на процессы производства, накопления оказывают также различные формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хоз-ния (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, гос.и муниципальные заказы) в кач-ве гос.мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности.

Предоставление бюджетных средств как метод фин.регулирования основано на след.принципах: не делается различий между орг-правов.формами субъектов хоз-ния, которые могут получить соответствующие средства; используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках гос.поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты для организации конкурсов. Темпы эк.и соц.развития, а также эффективность производства в масштабах всего общества зависят от соотношения между потреблением и накоплением, складывающегося в результате фин.распределения. В развитой рыночной эк-ке оптимизировать инвестиционный процесс помогает фин.рынок, с помощью которого временно свободные фин.ресурсы и сбережения направляются в наиболее эффективные объекты. Фин.стимулирование инвестиционной деятельности гос-вом может осущ-ся как путем прямого гос.финансирования инвестиционных проектов, так и на основе создания льготных условий для негос.инвесторов.

Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологий (это развито в развитых странах).

Переход на рын.отношения потенциально благоприятствуют НТП.

Обязательной составной частью фин.механизма НТП явл.система материального стимулирования научно-тех.достижений.

Финансовые инструменты борьбы с мо­нополизмом производителей.

Наравне с другими методами государственного ре­гулирования (антимонопольное законодательство, свободный внешний рынок и т.д.) решению проблемы монополизма способствуют и налоговые методы, в частности таможенное регулирование. Увеличение таможенных пошлин – протекционизм – является мерой поддержки отечественного производителя, имеющей кратковременный эффект, а кроме того оспариваемой многими странами и международными организациями, в частности ВТО.

Определенное воздействие на процессы производства, на­копления оказывают также различные формы и методы предос­тавления бюджетных средств субъектам хозяйствования (субси­дии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государствен­ные и муниципальные заказы) в качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности, например, сельского хозяйства. Предоставление бюджетных средств как метод финансового регулирования основано на следующих принципах. Во-первых, не делается различий между организационно-правовым и форма­ми субъектов хозяйствования, которые могут получить соответ­ствующие средства. Во-вторых, как правило, используется кон­курсный отбор претендентов на получение средств в рамках госу­дарственной поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты для организации конкурсов, в том числе для выработки критериев отбора участников и победителей.

 

5.3 Финансовое регулирование со­циальных процессов

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, ком­пенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потре­бительских товаров и услуг первой необходимости;

4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

5) бюджетное финансирование учреждений социальной сфе­ры (образование, здравоохранение, культура, социальное обслу­живание), а также государственная поддержка других некоммер­ческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятель­ности, финансирование общественных работ;

7) государственное финансовое регулирование рынка жилья;

8) содействие развитию финансового рынка, участники кото­рого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров на­коплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание спе­циального механизма защиты их интересов.

Извечной дилеммой финансового регулирования социальных процессов является выбор между социальными выплатами и пре­доставлением бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории предпочтение отдаётся выплатам.

В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфер­тами:

- пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

- материальная помошь малоимущим гражданам.

- стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей;

- жилищные субсидии;

- пособия при временной и постоянной нетрудоспособнос­ти, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным миг­рантам;

Преимущества выплат перед льготами:

- Возможность выбора использования денежных средств на те или иные цели

- Денежные выплаты адресны, а следовательно более эффективны

Недостатки выплат перед льготами:

- Возможность неэквивалентной замены льгот компенсационными выплатами

- Несовпадение общественных и личных нужд (например вместо предоставления бесплатного профессионального образования дать молодым людям деньги, которые они могут потратить не по назначению)

В РФ наблюдается направление к отказу от льгот и замене их денежными компенсациями, так как люготы имеют слабое законодательное регулирование и зачастую в законах не указано, откуда должно производиться финансирование льгот.

Основные направления финансового регулирова­ния социальных процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.