КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кирилло-Мефодиевское общество и его роль в развитии украинского национального движения
Польское восстание 1830-1831 гг., его проявление и последствия в украинских землях. Начало национального возрождения в Поднепровье. 1. Политический статус украинских земель в 19 веке. Главной особенностью, которая влияла на развитие украинского этноса, являлась раздробленность украинских земель, которые входили в состав разных государств. Большая часть земель входила в состав Российской империи. После упразднения Гетманщины и ликвидации какой-либо автономии этих земель, на Левобережной Украине была создана Малороссийская губерния, преобразованная в 1802 г. в Полтавскую и Черниговскую губер нии, преобразованные чуть позже в Малороссийское генерал-губернаторство с центром в Полтаве. В другой части Левобережной Украины (Слободской Украине или Слобожанщине) была создана Слободско-Украинская губерния, в 1835 г. переименованная в Харьковскую. Переименованием и присоединением к Малороссийскому генерал-губернаторству правительство размывало привязанность этих земель к традициям Гетманщины. Постепенно эта, связанная с Гетманщиной, идентичнось приобретала у части бывшей старшины форму региональной малорусской. Другая часть дворянства стремилась к сближению с великорусским дворянством, к карьере на имперской службе, прежде всего в столице. На протяжении всего 19, а потом и 20 века малороссы были широко представлены во властных структурах Российской империи. Попытки представить украинцев как народ-жертву несостоятельны и отвергаются не только российскими, но и многими украинскими историками. Постепенно на основе малороссийской идентичности начинается процесс формирования украинской идентичности и украинского национального движения. Правобережная часть Поднепровья вошла в состав России после разделов Речи Посполитой и в 1796 г. была разделена на три губернии: Киевскую, Волынскую, Подольскую. Польская шляхта сохранила тут свои поместья и должности, здесь в административных учреждениях по-прежнему господствовал польский язык. Значительная часть украинской шляхты была полонизирована, выделение её из польской проходило сложно. Здесь сильны были антирусские настроения и оппозиционность властям. В 1832 г. эти губернии были объединены в Киевское генерал-губернаторство (с 1840 г. – Юго-Западный край, далее - ЮЗК). В Причерноморье в 1802 г. Новороссийская губерния была разделена на Екатеринославскую, Таврическую и Херсонскую губернии. На все 9 губерний было распространено общеимперское законодательство, хотя до восстания 1830-1831 гг. на Правобережье сохранялась специфика, связанная действием норм Статута ВКЛ и Магдебургского права. Часть украинских земель находилась в составе Австрийской империи Габсбургов, также была раздроблена и входила в разные административные единицы. Украинское население проживало в Восточной Галиции (центр - Львов), в северной части Буковины (центр - Черновцы), в Закарпатской Украине, которая административно подчинялась Венгерскому королевству. Земли Галиции и Буковины были частью так называемого «Королевства Галиции и Ладомерии». В западной части Галиции преобладало польское население, а Краков исторически был одним из центров формирования польского этноса и польской государственности. 2. Начало национального возрождения в Поднепровье. Уже в первые десятилетия XIX в. наблюдался некоторый подъем духовной жизни, с которым связывается зарождение украинского движения, которое носило культурно-просветительный характер. Традиционно его начало связывают с появлением в 1798 году первых трех частей «Энеиды» Ивана Котляревского – поэмы, которая обрела славу первого произведения новой украинской литературы, произведения, которое засвидетельствовало появление украинского литературного языка и начало украинского национального возрождения. В основу бурлескно-травестийной поэмы «Энеида» положена одноименная эпопея римского поэта Вергилия, который своим произведением утверждал идею божественного происхождения основателей Римской империи. Котляревский сохранил сюжетную канву античного произведения, его героический пафос, но дополнил свою поэму новыми идеями и дал ей абсолютно другой, отличный от Вергилия, колорит. Созданная на материалах жизни Украины второй половины XVIII в., «Энеида» Котляревского показала украинский народ с его историей, языком, обычаями, верованиями, традиционным бытом. Это было сделано настолько мастерски, что поэму Котляревского и по сегодняшний день считают настоящей энциклопедией украиноведения. Она написана разговорным украинским языком, как простонародная сказка, рассчитанная на восприятие широкого круга читателей. «Энеида» утверждала дух боевого казацкого товарищества, мужество и патриотизм. Идеи национального возрождения содержатся и в «Истории русов» - памятнике украинской исторической прозы и публицистики конца XVIII в. Это произведение появилось в среде казацкой старшины. Хотя его авторство точно не установлено, большинство исследователей допускает, что создал «Историю» Григорий Полетика. Произведение распространялось в рукописной форме (впервые было напечатано в 1846 году О. Бодянским). «История русов» (русами тут называют украинцев) рассказывает про события в Украине от древнейших времен до 1769 года. Через все произведение проводится идея о правах и вольностях казацкой старшины, её заслугах в истории Украины. История украинцев показана через ее постоянную борьбу с султанской Турцией, Крымским ханством, Польшей и другими внешними и внутренними врагами. Славные страницы ее борьбы проявляются в эпической форме, они подобны народному героическому эпосу. Главная идея трактата – доказательство идеи, что Украина, а не Россия, является прямым наследником Киевской Руси, что украинцы - отдельный от россиян народ, со своими традициями, а поэтому Украина имеет все права на восстановление казацкого самоуправления. При этом, однако, не отвергалось право российского императора управлять Украиной. Содействовал национальному возрождению и 4-х томный труд Д. Бантыш-Каменского «История Малой Руси», который вышел в свет в 1722 году в Москве. Этот труд фактически является первой обобщающей работой по истории Украины с древнейших времен до конца XVIII в. «История Малой Руси» написана на широкой источниковой базе, с использованием ранее неопубликованных архивных материалах. В 1818 году вышла «Грамматика малороссийского наречия», подготовленная Алексеем Павловским. В 1819 году Николай Цертелев опубликовал в Петербурге фольклорный сборник «Опыт собрания старинных малороссийских песен», который считают началом украинской фольклористики. Возникновение научной фольклористики связывают с именем ученого-энциклопедиста, первого ректора Киевского университета Михаила Максимовича. Он был составителем 3-х сборников народных песен: «Малороссийские песни» (1827 год), «Украинские народные песни» (1834 год), «Сборник украинских песен» (1849 год). Первый сборник был издан в Москве. В нем было собрано 127 песен исторического, бытового и обрядного характера с комментариями составителя. Этот сборник называют «золотой книгой украинского народа». В начале XIX в. центром украинского национально-культурного возрождения стал Харьков. Тут с 1805 года существовал университет, основанный усилиями Василия Каразина на средства местного дворянства, купечества и мещанства. Новое учебное заведение (единственное в то время высшее учебное заведение на территории Украины, входящей в состав Российской империи) собрало вокруг себя наилучшие интеллектуальные силы украинского общества, деятелей украинской литературы, истории, этнографии. Ректором университета долгое время был известный украинский поэт Петр Гулак-Артемовский. В Харькове начали выходить журналы «Украинский вестник», «Украинский журнал», которые уже своим названием свидетельствовали, что они посвящены местному краю и его интересам. Литературное движение в Харькове возглавил основоположник художественной прозы в новой украинской литературе Григорий Квитка-Основьяненко. Вокруг него объединилась талантливая молодежь, которая вслед за своим учителем начала писать на украинском языке. Здесь начал свой самостоятельный творческий путь Николай Костомаров - в будущем выдающийся историк Украины. В Харьковский литературный кружок входили также Амвросий Метлинский, Левко Боровиковский и другие мастера слова, вдохновленные идеями западноевропейского романтизма и национального украинского возрождения. Все они считали, что спасают родной украинский язык от вымирания, создавая произведения на нем. Поэтичные произведения харьковских романтиков – так называли тот литературный кружок – содействовали стилистическому обогащению литературного языка, расширяли сферу его использования. Харьковские романтики много сделали для сохранения жемчужин украинского фольклора. Особенно выделился в этом деле выпускник, а потом профессор Харьковского университета, видный филолог-славист, этнограф, один из основателей Харьковского кружка поэтов-романтиков Измаил Срезневский. Он самостоятельно подготовил к печати 6 выпусков фольклорных и историко-литературных сборников «Запорожская старина», которые выходили в течение 1833-1838 гг. в Харькове. Наиболее ценными были два первых выпуска, где размещены песни о Национально-освободительной войне XVII в., отрывки из казацких летописей, пересказы, отрывки с «Истории Русов». Таким образом, период с конца XVIII в. по 40-е гг. XIX в. стал первым этапом национального возрождения Поднепровья – периодом «собирания наследия». Он отмечался поисками исторического прошлого, интересом к гетманщине, к этнографии. Усилиями украинской интеллигенции тогда появились многочисленные исторические и этнографические исследования, сборники фольклора. В российской историографии харьковский период называют периодом развития малорусского романтического украинофильства. Возникновение собственно «украинского» украинофильства было связано уже с Киевом и с его новым университетом св. Владимира. Здесь в конце 1845 г. возникло Кирилло-Мефодиевское братство, члены которого превратили украинофильство в модерную идеологию украинского национализма.
3. Польское восстание 1830-1831 гг., его проявление и последствия в украинских землях. В 1830 г. украинские земли оказались в водовороте событий, связанных с польским национально-освободительным восстанием против российского господства, которое началось в Королевстве Польском. Сейм в январе 1831 г. принял акт о детронизации Николая, что сделало войну неизбежной. Созданное в Варшаве в результате победы восстания Национальное правительство выдвинуло программу возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г. На предложения поляков начать переговоры император Николай I ответил, что восставшие могут рассмотреть лишь два его предложения: капитуляция или уничтожение. Следовательно, польские повстанцы выдвинули знаменитый лозунг: «За нашу и вашу свободу!" Они рассчитывали на объединение в борьбе против империи всех оппозиционных сил из массы россиян, украинцев, белорусов, литовцев. На Правобережье они призвали землевладельцев пообещать предоставить крестьянам землю, чтобы привлечь их на свою сторону, но большинство польской шляхты отвергло это предложение. На помощь восставшим выступили отряды польской шляхты с Правобережья. Украинское крестьянство считало их действия чисто «панской делом», и для того, чтобы убедить его присоединиться к польским шляхтичам, одних лозунгов было недостаточно. Российское правительство поначалу оказался в весьма затруднительном положении, но очень быстро нашло выход. Главнокомандующий русскими войсками, фельдмаршал Ф.Остен-Сакен обратился к украинским крестьянам Правобережья. «Не верьте им (т.е. полякам), - призвал он, - и тех, которые будут уговаривать и принуждать к бунту, старайтесь схватить и доставить начальству. Вы уже никогда не будете принадлежать тем помещикам, которые восстанут против законной власти». Содержание этого воззвания, которое читали во всех церквях Правобережья, крестьяне поняли как возможность освободиться из-под панского ига. Они охотно хватали шляхтичей-бунтовщиков и передавали их российским властям. Одновременно имперские чиновники решили использовать военные таланты потомков украинских казаков. Появился имперский указ о формировании полков из малороссийского казачества в Черниговской и Полтавской губерниях. Желающих записаться в них оказалось много, поскольку было заявлено, что все они навсегда останутся на казацкой службе. За шесть недель малороссийский генерал-губернатор Николай Репнин (1778-1845) сформировал 8 полков по 1 тыс. чел. в каждом. Однако в подавлении восстания казачьи полки принять участие не успели. Между тем российские войска в июне 1831 г. подавили выступления взбунтовавшей польской шляхты на Правобережье, а в начале сентября штурмом овладели Варшавой. Казачьи полки были расформированы. Польская шляхта подверглась репрессиям. Восстание ускорило административную и правовую унификацию в западных губерниях. В 1835 г. в Киеве было отменено действие Магдебургского права и введен имперский порядок городского управления. В 1840 г. был упразднен Литовский статут для всех западных губерний и общеимперские законы были распространены на весь Западный край. Был закрыт Виленский университет, а вместо него в Киеве был открыт университет св. Владимира с русским языком преподавания. Закрыли и гимназию в Кременце. Вскоре после событий 1830-1831 гг. были закрыты две трети базилианских монастырей униатов в порядке наказания за участие в восстании, а главный из них, Почаевский (на границе с Габсбургской империей), был передан православной церкви. В 1839 г. униатская церковь была присоединена к православной, бывшие униатские иерархи управляли теперь уже православными приходами. Началась политика поддержки украинского крестьянства против польских помещиков. В 1847-1848 гг. в помещичьих имениях трех губерний Правобережной Украины были введены инвентари – регламентация размеров крестьянских участков и повинностей на основе утвержденных правительством норм. В 1830-х гг. русские историки Н.Устрялов и М. Погодин начали пропагандировать идеи об «исконно русском» происхождении русинского населения бывших восточных земель бывшей Речи Посполитой, отрицая любые претензии поляков на «крэсы». 4. Кирилло-Мефодиевского общество (братство) – украинская тайная политическая организация, которая возникла в конце 1845 года в Киеве. Инициаторами его создания были учитель полтавского кадетского корпуса Василий Белозерский, служащий канцелярии Киевского генерал-губернатора Николай Гулак, профессор Киевского университета Николай Костомаров, писатель Пантелеймон Кулиш, этнограф Панас Маркевич. В апреле 1846 году к обществу присоединился Тарас Шевченко. Осенью 1846 года общая численность членов братства составила 12 человек. Организацию назвали в честь известных славянских просветителей 9 века Кирилла и Мефодия, чем засвидетельствовали просветительские и гуманистические цели и стремление найти способы улучшения положения украинского и других славянских народов через утверждение социальных идеалов христианства – справедливости, свободы, братства. Форма организации была заимствована из украинских церковных братств XVI – XVII вв. Программные положения Кирилло-Мефодиевского общества были изложены в «Книге жизни украинского народа» и в «Статуте Славянского братства св. Кирилла и Мефодия», основным автором которых был Н. Костомаров, и в «Записке», написанной В. Белозерским. Они предполагали: создание демократической федерации равноправных славянских республик; уничтожении царизма и отмена крепостного права; утверждение в обществе демократических прав и свобод для граждан; достижения равенства в праве на развитие национального языка, культуры и образования всеми славянскими народами. Главной целью товарищество считало достижение Украиной государственной независимости с демократическим устройством по примеру США или Французской республики. Государственную независимость страны члены братства представляли в федеративном объединении таких же независимых славянских государств, каждое из которых могло бы стать штатом или разделиться на несколько штатов. Киев должен был стать центральным городом этого федеративного образования. В Киеве раз в четыре года должен был собираться высший совместный консультативно-регуляционный орган – собор (или сейм). Для защиты федерации от внешних врагов предполагалось иметь небольшую постоянную армию, а каждый штат, кроме того, должен был иметь и свои вооруженные силы. Идею освобождения славянских народов и их объединения предполагалось распространять при помощи литературно-просветительской деятельности. Однако Т. Шевченко и Н. Гулак представляли революционное крыло братства и предлагали внести в программные документы идею свержения самодержавия, организации народного восстания против крепостничества Члены братства вели активную общественно-политическую деятельность. Они распространяли идеи товарищества через распространение его программных документов, прокламаций («К братья-украинцам», «К братьям великорусам и полякам»), произведений Т. Шевченко; писали научные труды и выступали с лекциями в учебных заведениях Киева, в которых пропагандировали свои взгляды. Заботились о развитии народного образования, собирали средства для открытия народных школ, написания и издания новых книг. Например, П.Кулиш подготовил первую учебную книгу по истории Украины для детей школьного возраста «Повесть об украинском народе», которая была издана в 1846 г. Кирилло-Мефодиевского общество просуществовало 14 месяцев. В марте 1847 г. после доноса провокатора деятельность организации была обнаружена, а ее членов арестовали. Следствие по делу кирилло-мефодиевцев проходило на протяжении марта-мая 1847 г. в Петербурге. Наиболее сурово был наказан Т. Шевченко, которого отдали в солдаты особого Оренбургского корпуса с запретом писать и рисовать. На трехлетний срок был заключен в Шлиссельбургскую крепость Н. Гулак. На протяжении года отбывал заключение Н. Костомаров. Других членов братства царский режим выслал в отдаленные губернии империи под надзор полиции. Российский историк А. Миллер считает, что участники братства были наказаны чрезвычайно мягко, Николай не хотел акцентировать внимание на украинской составляющей их деятельности. Значение Кирилло-Мефодиевского общества состояло в том, что оно впервые разработало политическую программу национально-освободительного движения. Произошел переход от культурно-просветительского к политическому этапу борьбы за национальное развитие Украины. Кирилло-Мефодиевского общество сформулировало основные постулаты украинского национального возрождения, обозначило формы и методы достижения поставленной цели. Николай Грушевский назвал Кирилло-Мефодиевское общество «лабораторией украинской политической мысли». В современной украинской историографии преобладает теория о колониальном статусе Украины в составе имперской России, о том, что к.18 -начало 20 вв. – это период украинского национального порабощения и возрождения. Значительная часть западных исследователей отрицает колониальный статус Украины в империи. Они указывают, что украинская казацкая старшина была заинтересована в скорейшей интеграции в империю, поскольку её культурное и образовательное преимущество открывало ей исключительные возможности для блестящей карьеры. Зап. окр. С.481
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |