КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность
Нервно-психическое развитие. К моменту рождения ребенка ЦНС и ПНС не достигает полного развития. Головной мозг. Масса головного мозга при рождении относительно велика, но мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, серое вещество плохо дифференцированно от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ. Особенно интенсивно развитие борозд и извилин идет на первом году жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте. Спинной мозг. Развивается раньше и является структурно и функционально более зрелым. Он относительно длиннее спинного мозга взрослого, что учитывают при необходимости спинномозговой пункции. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов:(сосательным, глотательным, защитным). У новорожденного отмечаются и некоторые примитивные рефлексы, исчезающие со временем(рефлексы опоры, Моро и др.). Образование условных рефлексов в периоде новорожденности ограничено, так как обычные внешние раздражители являются для коры головного мозга сверхсильными, ЦНС быстро утомляется, развивается торможение и ребенок погружается в сон. В 2-3 недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-го месяца условные рефлексы становятся более сложными, тонко дифференцированными. Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, слуха, зрения. Развитие органов чувств. У новорожденного хорошо развиты вкус и чувство осязания, хуже обоняние, самым сложным является развитие слуха и зрения. Нервно-психическое развитие. Процесс НПР скачкообразен и неравномерен. Темп и значение разностороннего развития в разные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, воздействуя на которые можно развить соответствующие психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте. Оценка Нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и является одним из важнейших показателей здоровья. Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности. При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка НПР проводится по следующим категориям.
На первом году жизни таких ведущих линий 8 – Аз – зрительные ориентировочные реакции; Ас – слуховые ориентировочные реакции; Э- эмоции и социальное поведение; Др -движения руки и действия с предметами; До – движения общие; Пр - понимание речи; Ар- активная речь; Н- навыки и умения в процессах На втором – 6 (Пр -понимание речи, Ар-активная речь, С-сенсорное развитие, И- игры, Д- движения, Н-навыки); на третьем – 7 ( Ар-активная речь,, С-сенсорное развитие, И- игры, К- конструктивная деятельность, Д- движения, Н-навыки);
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |