Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление дизайна

Раздел 1. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Введение

Учебное пособие

Технический дизайн

 

Запорожье, 2009

 


 

Технический дизайн: учебн. пособие, Запорожье, 2009 – 224 с.

 

 

Составитель: М.Г. Дудник

Рецензент: Л.И. Ивщенко


 

Учебное пособие содержит материалы по основам дизайнерской профессии. Раскрыто структуру дизайна, основ композиции в технике, биодизайна, цветоведения. Предложено методику ведения дизайн проекта.

Пособие предназначено для подготовки магистров в рамках Совместного Европейского проекта «Tempus» «Обучение компьютеризированному промышленному проектированию украинских инженеров». Может быть использовано при подготовке специалистов в области компьютерного проектирования и дизайна технологического оборудования.


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..7

Раздел 1. История дизайна……………………………………………8

1.1 Становление дизайна…………………………………………….10

1.1.1 Ремесло и промышленность…………………………………10

1.1.2 Модерн………………………………………………………..20

1.1.3 «Веркбунд и первый дизайнер Петер Беренс………………26

1.1.4 «Баухауз» - первая школа художественного конструирования……………………………………………..30

1.2 Зарождение дизайна в Советском Союзе……………………….35

Раздел 2. Композиция в технике…………………………………….52

2.1 Структура композиции в технике……………………………….52

2.2 Основные понятия теории композиции в технике……………..53

2.2.1 Точка…………………………………………………………….54

2.2.2 Линия……………………………………………………………58

2.2.3 Оптические иллюзии…………………………………………..62

2.2.3.1 Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза……62

2.2.3.2 Иррадиация…………………………………………………...63

2.2.3.3 Оптическое воздействие света………………………………66

2.2.4 Структурный план плоскости…………………………………68

2.2.4.1 Скрытая структура квадрата. Равновесие…………………..68

2.2.4.2 Два диска в одном квадрате…………………………………77

2.2.4.3 Равновесие психологическое и физическое………………..78

2.2.4.4 Для чего нужно равновесие…………………………………82

2.2.4.5 Вес……………………………………………………………..85

2.2.4.6 Направление………………………………………………….88

2.2.4.7 Верх и низ…………………………………………………….92

2.2.4.8 Правая и левая стороны……………………………………...94

2.2.4.9 Равновесие и человеческий разум…………………………..97

2.2.4.10 Равновесие передает значение……………………………101

2.2.4.11 Правила группирования по Вертхеймеру………………..104

2.2.4.12 Примеры из области искусства…………………………...110

2.2.4.13 Основные свойства пространственных форм……………114

2.3 Категории композиции. Тектоники. Объемно-пространственная структура……………………………………………………….116

2.3.1 Взаимосвязь тектоники и объемно-пространственной структуры……………………………………………………….119

2.4 Свойства и качества композиции……………………………..120

2.4.1 Симметрия. Асимметрия…………………………………….120

2.4.2 Контраст. Нюанс……………………………………………..123

2.4.3 Метрический повтор………………………………………....127

2.4.4 Ритм……………………………………………………………132

2.4.5 Единство характера формы…………………………………..136

2.4.5.1 Связь между характером формы и стилем………………..138

2.5 Свойства композиции………………………………………….138

2.5.1 Пропорции и пропорционирование…………………………138

2.5.1.1 Золотое сечение – гармоническая пропорция…………….140

2.5.1.2 Второе золотое сечение…………………………………….143

2.5.1.3 Золотой треугольник………………………………………..144

2.5.1.4 История золотого сечения………………………………….146

2.5.1.5 Ряд Фибоначчи……………………………………………...153

2.5.1.6 Обобщенное золотое сечение……………………………...153

2.5.2 Принципы формообразования в природе…………………...156

2.5.2.1 Золотое сечение к симметрия……………………………...160

2.5.3 Модуллор Ле Корбюзье………………………………………160

2.5.4 Масштаб и масштабность…………………………………….164

2.5.5 Гармоническая целостность. Соподчиненность. Композиционное равновесие………………………………...169

2.5.5.1 Пластичность………………………………………………..174

2.5.6 Бионика………………………………………………………..174

2.5.7 Динамическая и кинетическая форма в дизайне……………176

2.5.7.1 Кинетизм…………………………………………………….179

Раздел 3. Цветоведение………………………………………………….183

3.1 Основы цветоведения…………………………………………..185

3.1.1 Основы характеристики цвета……………………………….186

3.1.2 Общие положения контрастов……………………………….187

3.2 Психофизическое воздействие цвета………………………….191

Раздел 4. Эргономика……………………………………………….195

Раздел 5. Методика проектирования………………………………200

5.1 Методика ведения дизайн проекта…………………………….200

5.2 План……………………………………………………………...200

5.3 Выбор дизайн-концепции………………………………………201

5.4 Морфология вещи………………………………………………203

5.5 Пространственная структура…………………………………..204

5.6 Функционально-техническая структура………………………207

5.7 Материал………………………………………………………...209

5.8 Структура………………………………………………………..210

5.9 Поиск формы на основе пространственной перекомпоновки прототипа………………………………………………………..211

Именной указатель………………………………………………….214

Заключение………………………………………………………….224

Перечень ссылок……………………………………………………225


 

 

Программа курса «Технический дизайн» закладывает основы профессиональной грамотности и мастерства. В общей морфологической последовательности подготовки специалиста в области дизайна создание реальных дизайнерских решений и конкретных проектов выходит на первое место, где самостоятельной работе уделяется первостепенное значение. Сложность учебных заданий требует от студента усвоения методики дизайн-проектирования по таким разделам как: структура композиции, объемно-пространственная структура, нюансно-пластическая доработка, инженерно-техническая структура, эргономические требования, экономические расчеты, проблемы маркетинга, выявление концептуального мышления, использование футурологического подхода с учетом арт-законов и нормативных документов научно-технического содержания. Все это в конечном счете непосредственно влияет на уровень профессиональной подготовки специалистов дизайнеров.

В процессе изучения курса «Технический дизайн» студент должен стать специалистом, умеющим формировать предметный мир как часть человеческой культуры, иметь глубокие знания, позволяющие работать в промышленности, науке и социальной сфере.

В результате изучения курса студент должен иметь представление о методах проектирования промышленных изделий и художественного конструирования; оценивать эстетические свойства механических систем; использовать полученные значения при выполнении дизайна машин и технического оборудования.


Слово „дизайн” сегодня считается одним из самых модных. Существует дизайн причесок, дизайн одежды, дизайн интерьера, дизайн автомобилей, дизайн архитектурных сооружений и т.д. диапазон применения этого слова достаточно широк.

Дизайн – (от англ. design – замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) – художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество дизайнера, методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве.

…Долгое время слово “дизайн” считалось иностранным и заменялось определением “художественное конструирование”, а теория создания вещей «технической эстетикой». С 1919г. образцы, исполненные промышленным способом, получили название industrial design. Этот термин сначала утвердился в США, затем в других странах и был принят для обозначения новой области творчества в промышленном производстве. Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» — художник-конструктор, «дизайн-форма» — внешняя форма предмета и т. д. Дизайн и художественное конструирование рассматриваются как синонимы.

До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д.Понти считает, что цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т.Мальдонадо. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. За рубежом широко распространено мнение, что главная задача дизайна — создание вещей, которые легко было бы продавать. Таким образом, дизайн становится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка.

Определить область дизайна не всегда просто. Дизайн трудно отделить от архитектуры (когда речь идет о проектировании интерьеров), от скульптуры (когда проектируются, скажем, детские площадки или аттракционы), от прикладного искусства (создании новых видов посуды и мебели).

Цель данного пособия — ознакомление с окружающим предметным миром в широком смысле этого слова. Этот мир настолько близок всем нам, что трудно отделаться от мысли, что он в действительности понятен и открыт для нас, что его познание доступно каждому.

Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала — пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Мастерство дизайнера оценивается в умении соединить в своем произведении красоту и пользу, ведь дизайн находится на стыке искусства и техники. Не может быть красивым автомобиль, который не поедет, и самолет, который не полетит. „Внешность” предмета очень важна, однако при этом он должен оставаться качественным, функциональным и экономичным.

Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание. В самом деле, разве не приятно следить за тем, как работает машина, особенно когда процесс, цель этой работы нам понятны. Мы так и говорим: «умная машина», когда следим, как отпечатываются, перебрасываются и уносятся конвейером листы будущей книги, как действует экскаватор.

Наши оценки эстетических качеств предметов порой субъективны, а главное, не аргументированы. Что можно сказать о предмете, кроме «красиво» или «некрасиво», «изящно» или «грубо»? Оказывается, что научиться давать оценку вещи не так уж просто. Для этого необходимо освоить целый ряд понятий, из которых составляется характеристика произведения ремесла и дизайна.

Чтобы уяснить, что обуславливает эстетические качества вещи, нужно разложить общее понятие о красоте на составляющие. А так как о красоте судят по внешней форме предмета, то, прежде всего, нужно знать, какие признаки внешней формы вообще существуют. Только после этого можно говорить о том, какими именно качествами должна обладать конкретная вещь, по каким законам она должна быть сделана, чтобы иметь право называться красивой. Только тогда оценка будет аргументированной.

Многое делается понятнее, когда постигаются основные закономерности человеческого восприятия. Только изучив механизм восприятия, можно получить ключ к пониманию того, почему кажется, что этот предмет красив, как сделать предмет красивым, а всю предметную среду — гармоничной.

 

 

 

 

«Каждая эпоха неизменно создает новые формы и ценности, но так же разрушает их.» — Вальтер Гропиус

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Очередной» порядок престолонаследования | Ремесло и промышленность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.