Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные свойства пространственных форм

Примеры из области искусства

В зрительно воспринимаемых видах искусства подобие по расположению способствует группированию объектов, которые кажутся расположенными ближе друг к другу. Очевидно, толпа людей будет восприниматься как целостная группа, отделенная от других фигур, расположенных на том же расстоянии. Тесно связанное группирование может образовываться также между объектами, которые уда­лены друг от друга. Это достигается с помощью других принципов подобия.

Правила группирования служат не только целям чисто формальной организации композиций, но и способствуют выражению их символического значения. Соединение различных частей средствами подобия цвета, формы, размера, ориентации особенно важно в «разбросанных композициях», для которых в силу того, что они состоят из более или менее изолированных элементов, ритмично, но нерегулярно распределенных по площади картины, требуется объединение. Примером могут служить персидские миниатюры, картины Питера Брейгеля или произведения таких художников, как Жорж Сёра, например «Воскресенье в Гранд-Жатт». В этой картине, изображающей огромное число людей, сидящих и гуляющих среди деревьев, изумительно показано социальное одиночество городских жителей. В то же время их подобие как человеческих существ, удовлетворяющих одни и те же потребности, нашло свое выражение в использовании различных правил перцептивного группирования.

Таким образом, правила подобия, о которых говорилось выше, могут создавать единство бессистемно расположенных отдельных предметов. Фактор «согласующейся формы» всегда применяется к модели глобальной формы.

Фактор согласующейся формы может вызывать связи, обладающие беспредельно большими интервалами, пока данные части будут служить признаком общей зрительной модели. В изображении на рис. 2.32 у наблюдателя появляется стремление увидеть скорее окружность и больших размеров крест, чем четыре независимых маленьких крестика.

 

 

Рис. 2.32 – Иллюстрация Рис. 2.33 – Различие в размере

фактора «согласующейся создает эффект глубины

формы»

 

Пустые интервалы между криволинейными отрезками мысленно заполняются нами, объединяются вместе и достраиваются затем до полной окружности. Впрочем, то же самое происходит и в отношении прямых линий.

В определенной композиции различные факторы подобия могут либо содействовать друг другу, либо противодействовать друг другу.

Характерные различия оказываются наиболее явными, когда другие факторы остаются неизменными. На картине Ван Гога, изображающей его спальню, показаны два стула примерно одинакового цвета, формы и одинаково расположенные (рис. 2.33). В этом случае различие в размере, которое создает эффект глубины, выступает более наглядно, чем в случае, когда два объекта различались бы и по форме, и по цветовой окраске, потому что принцип подобия побуждает человека соотнести, сравнить их и обнаружить тем самым их различие.

Сходство и различие всегда относительны. Вопрос «насколько похожи эти два объекта?» является бессмысленным до тех пор, пока ничего не говорится о контексте, в котором находятся эти объекты. Треугольник и квадрат непохожи друг на друга. Но когда треугольник и окружность, нарисованные ребенком с его стремлением рисовать отдельными блоками, смотрятся лежащими на правильной, аккуратной лужайке, они очень похожи. Две монахини, гуляющие по оживленной улице, выглядят поразительно схожими, но если их рассматривать по отдельности, то на передний план выдвинутся индивидуальные различия. Фотографы знают, что подобие месторасположения – вещь относительная. На маленькой фотографии два человека будут выглядеть гораздо дальше удаленными друг от друга, чем это есть на самом деле, так как по отношению к более узкому пространству фотографии расстояние между ними увеличивается.

В произведении искусства взаимоотношения, основанные на любом перцептивном факторе, сводятся к простому делению на группы с одинаковыми изобразительными единицами.

 

 

а б

Рис. 2.34 – Подобие применимо к любой степени

 

Например, пять больших и пять маленьких фигур. Подобие в основном применимо к масштабам экстенсивных величин, например к любой степени размера: от самого маленького до самого большого (рис. 2.34 а). Степень подобия может даже меняться (рис. 2.34 б). Когда такие величины, рас­положенные в порядке убывания или возрастания степеней, нерав­номерно распределены по всей композиции, глаз объединяет их в по­рядке масштабного расположения и тем самым, будет разглядывать их иерархическую последовательность в такой очередности, как это будет удобно по отношению к композиции и целом. В картине «Воскресенье в Гранд-Жатт» Сёра глаз может начать с самой боль­шой фигуры и двигаться зигзагообразным путем по направлению к наименьшей. Таким путем глаз наблюдателя проделывает путь от переднего плана картины к ее фону и основанию.

В этом последнем примере подобие есть зрительный стимул для глаза. Движение взгляда является важным с точки зрения компо­зиции. Часто движение глаз в значительной степени содействует художественному эффекту от произведения искусства. Картина Эль Греко «Изгнание из храма» (рис. 2.35) выполнена в серо-желтом и коричневатом тонах. Ярко-красный цвет сохранен лишь для одежды Христа и одного из менял, который нагнулся вниз (левый угол картины). Так как внимание зрителя захвачено центральной фигурой Христа, подобие цвета заставляет его моментально посмотреть в левый угол картины, где находится второе красное пятно. Это движение дублируется взмахом кнута, который держит Христос след, от которого усиливается еще больше поднятыми вверх руками двух фигур. Тем самым глаз совершает действие, которое выражает главную идею картины.

Другой пример – это картина Питера Брейгеля «Слепые». Слепые тянут друг друга в ров. Согласованная форма соединяет шесть фигур в ряд тел, которые начинают постепенно скатываться и, наконец, падают. На этой картине последовательно изображены стадии одного и того же процесса: беззаботность, растерянность, тревога, заминка и, наконец, падение. Подобие фигур выражается не в стро­гом повторении предыдущего, а в постепенном изменении (рис. 2.36),

 

 

Рис. 2.35 – Эффект подобия Рис. 2.36 – Иллюстрация

цвета принципа движущегося

изображения

 

и глаз зрителя вынужден следовать за направлением этого процесса. Принцип движущегося изображения применен здесь для согласова­ния одновременных фаз в пространстве.

 

 

К основным свойствам пространственных форм относят:

- геометрический вид формы;

- величина;

- положение в пространстве;

- масса;

- фактура;

- цвет;

- светотень.

Каждое из этих свойств может изменяться в определенных пределах, иметь бесконечное множество состояний. При сопоставлении различных состояний свойств, возможны самые разнообразные их сочетания.

Геометрический вид формы определяется:

а) соотношением величин измерения формы по трем координатам пространства;

б) характером поверхностей, ограничивающих форму: криволинейных, прямолинейных, ломаных;

в) Геометрический вид формы в зависимости от соотношения величин измерения по трем координатам может иметь следующие типовые состояния: объемная форма, плоскостная форма, линейная форма.

Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичное состояние – куб.

Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам при подчиненности третьей координаты. Наиболее типичное и предельное состояние плоской формы – квадрат, где два измерения равны, а третье – предельно малое.

Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими измерениями предельно малыми по величине.

При изменении соотношений трех типовых состояний геометрического вида формы по трем измерениям обнаруживается возможность перехода от объема к плоскости, от плоскости к линии, предельное состояние этого свойства формы – куб, квадрат, линия.

Геометрический вид формы при прямолинейном или криволинейном его характере имеет следующие предельные состояния: линия, окружность, плоскость, цилиндрическая поверхность.

Здесь может быть развернут бесконечный ряд промежуточных состояний.

Величина формы рассматривается с одной стороны как соотношение протяженности формы по трем координатам, по отношению к человеку, с другой стороны как соотношение величин элементов формы или как соотношение двух или более форм. Пределами ряда форм по величине будут с одной стороны равенство сопоставляемых форм, с другой стороны – минимальные размеры объема одной формы по отношению к другой, когда обе формы ясно воспринимаются.

Положение формы в пространстве определяется положением форм по отношению к зрителю и по отношению к трем координатным плоскостям: фронтальной, продольной, горизонтальной.

Предельное отношение - когда одна часть формы удалена от другой без нарушения их композиционной связи. Форма может быть расположена под линией горизонта, на уровне горизонта или под линией горизонта. Форма может составлять разные уровни. И опять таки предельное удаление одного уровня от другого может быть без нарушения композиционной связи.

Кроме указанных типовых положений формы в пространстве могут быть и различные другие виды и сочетания их.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила группирования по Вертхеймеру | Категории композиции. Тектоника. Объемно-пространственная структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.