КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модуллор ле Корбюзье
Золотое сечение и симметрия
Золотое сечение нельзя рассматривать само по себе, отдельно, без связи с симметрией. Великий русский кристаллограф Г.В. Вульф (1863...1925) считал золотое сечение одним из проявлений симметрии. Золотое деление не есть проявление асимметрии, чего-то противоположного симметрии Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. В науку о симметрии вошли такие понятия, как статическая и динамическая симметрия. Статическая симметрия характеризует покой, равновесие, а динамическая – движение, рост. Так, в природе статическая симметрия представлена строением кристаллов, а в искусстве характеризует покой, равновесие и неподвижность. Динамическая симметрия выражает активность, характеризует движение, развитие, ритм, она – свидетельство жизни. Статической симметрии свойственны равные отрезки, равные величины. Динамической симметрии свойственно увеличение отрезков или их уменьшение, и оно выражается в величинах золотого сечения возрастающего или убывающего ряда.
Размеры человеческого тела на протяжении многих веков являлись основой всех измерений. Мера длины в Египте, Греции, Риме – фут – размер ступни. В России - сажень и локоть – единицы измерения, связанные с ростом человека; пядь – расстояние между большим и указательным пальцами. Дюйм – длина сустава большого пальца. Ладонь – ширина кисти руки. Появившаяся позже десятичная метрическая система имела преимущества перед всеми иными и поэтому получила распространение. Однако она не была связана с размерами человеческого тела. Это обстоятельство побудило выдающегося французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) для определения предметной среды предложить новую систему «Модуллор». Обвиняя метрическую систему в отсутствии «человечности», избрал для своего метода пропорционирование человека и золотое сечение (рис. 2.56). Главное в этой системе заключалось в том, чтобы найти соответствие основных членений шкалы размерам человека и одновременно совместить принцип модульного расчета с рядами золотого сечения. Ле Корбюзье пришел к выводу, что в основе архитектурных построений должны лежать пропорции человеческой фигуры, связанные по закону золотого ряда. Свою «золотую линейку» Ле Корбюзье назвал модуллором. По его словам модуллор – это измерение, опирающееся на математику и построенное по принципу «человеческого масштаба». В первом своем модуллоре Ле Корбюзье принимает средний рост человека за 175см и, исходя из этого размера, строит 2 шкалы золотого сечения. В дальнейшем, стремясь согласовать метрическую систему с измерениями в футах и дюймах, принимается величина роста мужчины в 183 см, т.е. 6 футов (182,88см). Человек с поднятой рукой дал основные точки, определяющие его положение в пространстве. Нога, солнечное сплетение, голова, кончики пальцев поднятой руки дают интервалы, связанные отношениями золотого сечения: 1130; 698 и 432мм. Частное от деления меньшего числа ряда на следующее большее – величина постоянная, равная 2/Ѵ5+1. От средней точки (солнечного сплетения) вниз строится убывающий аддитивный ряд. Начинается ряд с числа 1130 и состоит из составных: 698; 432; 266; 165; 102; 63; 39; 24; 15; 9; 6мм. В этот ряд сложения внесены некоторые коррективы, чтобы увязать между собою цельночисловое выражение иррационального отношения золотого сечения 2/Ѵ5+1.
Рис. 2.56 – Модулер Математическая строгость ряда сложения нарушена в числах 266 и 165. Однако «ошибка» в один миллиметр практического значения не имеет. Ле Корбюзье получил шкалу золотого сечения, достаточно связанную с основными размерами мужской фигуры, которую он назвал «красной шкалой». Вторая шкала, получившая наименование «синей» была образована путем построения «золотого» ряда, начиная с величины 2260мм, и давала удвоенные величины первой. Синяя шкала имеет следующий вид: 11; 18; 30; 48; 78; 126; 204; 330; 534; 863; 1397; 2260мм и т.д. Он строит свою пропорциональную систему, как и древнерусские мастера, на двух взаимосвязанных рядах, в которых величины второго ряда равны удвоенным величинам первого. Две шкалы модуллора Ле Корбюзье дают богатую гамму отношений, позволяющую получить в процессе проектирования гармонически связанные величины. Набор размеров, округленных до одного сантиметра и составленных на базе красной и синей шкалы Ле Корбюзье, дает возможность получать параметры геометрических форм, связанные между собой по закону золотого сечения или кратности, но в то же самое время близкие габаритам человека.
Красная шкала 6 10 16 27 43 70 113 183… ↘ ↘ ↘ ↘ ↘ ↘ ↘ Синяя шкала 8 13 20 33 53 86 140 226...
Модуллор Ле Корбюзье – это пропорциональный инструмент в основном для индивидуального проектирования. Эстетические задачи пропорционирования в модуллоре недостаточно согласованы с техническими. Величина чисел пропорциональных рядов, выраженных в миллиметрах или даже округленных до сантиметров, очень осложняет вычисления и согласование строительных деталей. Такая точность для большинства элементов зданий практически не нужна. Более целесообразно пользоваться округленными величинами, дающими большие возможности для унификации элементов. Здесь возникает вопрос о разумных пределах, в рамках которых, следует строить систему пропорционирования. В свою очередь, пользуясь своим модуллором, Ле Корбюзье строил отдельные здания и целые комплексы сооружений. Дальнейшее развитие идеи модуллора Ле Корбюзье позволило раскрыть механизм гармонии ритмических взаимосвязей в пропорциях мужского и женского тела, их динамическую дополнительность по отношению друг к другу, что снимает недоверие к золотому сечению на том основании, что пропорции тела женщины не соответствуют золотым. Ле Корбюзье, разработавший модуллор и осуществивший при его помощи множество прекрасных построек, не считал его универсальным и непогрешимым средством определения пропорций. Иногда ему показывали неудачно, плохо скомпонованные проекты, оправдываясь тем, что это сделано с помощью модуллора. Если модуллор, - отвечал он, - приводит вас к этому безобразию, выкиньте его. Вашим единственным судьей должны быть ваши глаза. Оценивайте все собственными глазами.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |