Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная западная философия




Материализм - направление в философии, не признающее самостоятельность идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Значение деятельности философов атеистического— материалистического направления.

Четко выделили два ведущих философских направления материализм и идеализм (Линию Декарта и линию Платона (идеалисты).

Дали более реалистическое определение субстанции - материя.

Выдвинули идею (распространенную в наше время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя.

Подвергли критике доопытное, сверхчувственное «чистое» знание.

Обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения).

Выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются комбинациями микрочастиц. Обратили внимание на движение, как свойство материи.

Обосновали идеи социальной справедливости,

Идеологически подготовили Великую французскую революцию.


· Философия И. Канта.

Эммануил Кант (1724 - 1804 г.г.) немецкий философ, профессор Кенигсбергского (ныне Калининградского) университета, основоположник немецкого классического идеализма.

Уделял большое внимание в своем исследовании проблемам развития и теории познания

Революционные для его эпохи философии выводы Солнечная система возникла из облака разряженных в космосе частиц в результате вращения данного облака. Природа имеет свою историю во времени (начало и конец) и не вечна и неизменна. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движения и покой относительны. Всё живое на Земле, в том числе и человек результат естественной биологической эволюции. Агностицизм Канта основан: «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь Видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. К началу 70 годов XVIII века (критический период) исследования Канта посвящены проблеме Познания. Черты идеализма в познании: Агностик - высказывался за невозможность познания окружающей действительности, познавательные способности разума человека ограничены. Наличие антиномий (т. е. неразрешимых противоречий) по Канту доказательство наличия границ познавательных способностей разума. существуют только простые элементы и то, что состоит из простых = в мире нет ничего простого) антиномии. Признавал Бога как высшую идею Считал, что человек изначально наделен злой природой. Во всем должна быть целесообразность - живом и не живом. Целесообразность духа - наличие Бога. Историческое значение философии Канта. · Дал научно обоснованное объяснение возникновение Солнечной системы из туманности вращающихся частиц. · Выдвинул идею о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, вещи в себе) · Вывел 12 категорий - предельно общих понятий составляющих каркас мышления. · Сформулировал категорический императив моральный запрет · Отрицал войны, предсказал «вечный мир»в будущем основанный на экономической невыгодности войны правовом запрете.

 

· Объективный идеализм Георга Гегеля

Георг Гегель (1770 - 1831 г.г.) профессор Берлинского университета, один из самых авторитетных философов своего времени, как в Германии, так и в Европе. Яркий представитель немецкого классического идеализма.

Основной вклад в философию Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея Мировой дух) Диалектика как всеобщий философский метод. Основной заслугой считается разработка Диалектического метода впоследствии К. Маркс и А. Энгельс отбросив идеализм, взяли диалектику Гегеля. Философия Гегеля - учение о бытие. Абсолютная идея (онтология)- ( · Единственно существующая; · Подлинная реальность · Первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; · Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. · Мировой дух проявляется посредством человека. · Проявляет себя в виде слов речи, жестов. · Целенаправленно и закономерно движется - действия поступки человека, ход истории. · Познает себя через познавательную деятельность человека. · Творит в виде результатов материальной и духовной культуры созданной человеком. IV. Виды отчуждения абсолютного духа» от идеи отделяются. · Окружающий мир; · Природа; · Человек. Затем после отчуждения (отделения) через мышление и деятельность человека закономерный ход истории возвращается снова к самому себе- Происходит круговорот Абсолютного Духа по схеме: Мировой (Абсолютный Дух) -отчуждение — окружающий мир и человек -мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного Духа к самому себе. Отчуждение (отделение) при этом происходит творение материи из воздуха

Через человеческую деятельность мировой дух опредмечивает себя, то есть диалектика Ге
геля — впервые это понятие четко сформулировано Гегелем - основополагающий закон развития
и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира

Смысл диалектики · Все - Мировой дух «конечный дух» человек, предметы и явления содержат в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, черное и белое, молодость и старость и т.д.) · Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу? Одновременно едины по своей сути и взаимодействуют. · Единство и борьба противоположностей - основа всеобщего существования и развития Механизм развития (от абстрактного к конкретному - борьба противоположностей) · Бытие - данному тезису находится антитезис (противоположность - небытие; · В результате взаимодействия двух противоположностей двух противоположных тезисов получается - новое утверждение, которое в свою очередь становится тезисом. но на более высоком уровне развития (бытие и небытие дают новый синтез «становление», который является новым тезисом. · Данный процесс происходит снова и снова и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

Отожествления бытия и мышления, без человека Мировой дух, Абсолютная идея были как бы невостребованными, витали в Космосе

Далее идет

· Искажение;

· Неправильное понимание человеком окружающего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля

· Является носителем абсолютной идеи

· Сознание каждого человека - это частица Мирового духа (абсолютной идеи)

· Именно в человека безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, Человек есть «конечный дух» Мирового Духа.

· Проявление Мирового духа посредством человека.


 

· Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872 г.г - его идеи считаются завершающим этапом немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фейербах) и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подтвержденной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвигает Теорию антропологического материализма в которой говорит:

· Единственно существующими реальностями являются природа и человек;

· Человек является частью природы;

· Человек есть единство материального и духовного;

· Человек должен стать главным интересом философии,

· Идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует Бог - плод воображения человека;

· Природа (материя) вечна и бесконечна никем не сотворена и неуничтожима;

· Все что нас окружает (предметы, явления) различные проявления материи;

· Бог - идеальный образ человека, созданный Человеком, это то, чем хотел бы видеть человек себя.


 

· Философия Марксизма.

Марксистская философия создана совместно немецкими, учёными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895 г) и является составной частью более широкого учения — Марксизма (включая в себя политэкономию и социально-политическую проблематику (научный коммунизм.)).

Главные произведения

«Тезисы о Фейербахе» К. Маркс, «Капитал» К. Маркс, «Манифест Компартии» К. Маркс и Ф. Энгельс, «Диалектика природы» Ф. Энгельс, «Роль труда процессе превращения обезьяны в человека» А. Энгельс и др.

Вся марксистская философия глубоко материалистична по своему характеру.

В основе лежит диалектический и исторический материализм.

Диалектический материализм основан на диалектике Гегеля, но на других материалистических принципах.

· Основной вопрос решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

· Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

· Материя находится в постоянном движении и развитии.

· Бога нет. Он является плодом человеческой фантазии, идеальным образом;

· Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

· Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы;

· Важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности;

· Развитие происходит по законам диалектики (3 закона);

· Единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания;

Исторический материализм: т. е. понимание развития исторического процесса с материалистической позиции.

· Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества в истории.

· Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.


 

· Иррационализм. Шопенгауэр» С. Кьеркегор, А. Ницше.

Иррационализм - отвергал логические связи в природе, восприятии окружающего мира, как целостной системы. Основная идея иррационализма (за пределами разума) заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей законов развития, неподконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например Аффектам, Вале.

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860 г.г.) в своем творчестве выступал против диалектики и историзма Гегеля призывал вернуться к Канту и Платону, (т. е. идеализму)

Развитие мира объясняется универсальной движущей силой которой, является Воля.

· Воля - абсолютное начало корень всего окружающего, идеальная сила. Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

· Окружающий мир есть лишь мир представленный в сознании человека.

· Сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе» (непознанная вещь) а Воля,

· Воля присуща не только живым организмам, но и не живой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли.

· Окружающий нас мир по своей сущности есть реализация воли.

· Взгляд на проблемы человеческой судьбы, счастья, носит пессимистический характер. Шопенгауэр не верит, что человек реализует свою волю для улучшения своего существования.

«Философия жизни» Фридрих Ницше - (1844 - 1900 г.г.)

Цель философии по Ницше Помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. Жизнь - единственная реальность, существующая для конкретного человека. Воля (лежит в основе, как жизни, так и окружающего мира) · Воля к жизни; · Воля внутри самого человека; · Направляется бессознательно · Воля - страсти, влечения; Воля к власти - в большой или меньшей степени присуща каждому человеку. Каждый человек стремиться к своего «Я» во внешнем мире

Философия основателя экзистенциализма Сьюрена Кьеркегор (1813 - 1855г.г.) ('

Кьеркегор поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов (материей, Богом, духом, познанием и т.п.) и почти не уделяет внимание человеку, растворяет его во всеобщих абстрактных вопросах.

Философ выделяет понятия:

Он считал, что философия должна повернуться к человеку, его существованию, проблемам, помочь человеку осознать свое «Я».

Неотъемлемое существование - полная подчинённость человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех» без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания.

Подлинное существование - выход из состояния подавления обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть ЭКЗИСТЕНЦИЯ.

Три стадии на пути к подлинному существованию;

· Эстетическая - человек плывет по течению и стремится только к удовольствиям;

· Этическая - человек осознано выбирает себя, им двигает долг;

· Религиозная - человек полностью осознает свое призвание, что внешний мир не имеет для него особого значения. Он как Иисус Христос «Несёт свой крест» превозмогая страдания и обстоятельства.


 

· Прагматизм. Ч. С. Пирс, Д. Дьюи, У. Джеймс.

Прагматизм наиболее значительно представлен в современной Американской философии.

Прагматизм - направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике разрешать, проблематические ситуации)

Основателями прагматизма считаются философы: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи – который внес особый вклад в становление и развитие совершенного прагматизма (Джон Дьюи 1859 – 1952 г)

Цель философии в системе Прагматизма.

Помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её.

Особенности философии

1. Американские прагматики считают, что философия в тесном связи с опытом помогает найти истину, которая ведёт к новому опыту и в дальнейшем к достижению целее (т. е. является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью)

2. Дьюи обращает внимание на то, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике, то есть совершило научно-техническую революцию, в то же время ни научные методы, ни высокие технологии, абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту., значит Опыт нужно преобразовать через образование.

3. Высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям занятым физическим трудом.)

4. Не существует единственно «высшего блага» к которому должно стремиться человечество.

5. Существует плюрализм целей и благ.

6. Цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны.

7. Моральные заповеди (не убий, не укради и т.п.) не имеют конкретного характера ч (например на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в конкретном случае.

8. Демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общения.

9. Основной рычаг социальной реконструкции — применение научных методов и высших технологий в образовании и морали.


 

· Экзистенциализм.

К. Ясперс, Ж-П. Сартр, Л. Камю, (человек бунтующий)

Карл Ясперс (1883 - 1969 г.г.) немецкий философ - один из первых кто поднял экзистен-циалистические проблемы в XX веке (в книге «Психология мировоззрений») вышедшей в 1919 году.

Особенности философии К. Ясперса

· Человек обычно живет «заброшенной» не имеющего смысла жизни «как все», не подозревая о том, кто он такой в действительности, не зная своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я».

· Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации - между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы.

· С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью - высшим бытием.

· Вся жизнь человека осознано или неосознанно направлена к трансценденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

· Человек приближается к трансценденции, абсолюту высвобождает энергию, осознаёт себя через так называемые «шифры - трансцендентального»

· Это - эротика, секс, соглашение с собой, свобода, смерть - конечность бытия.

Прежде говоря человек должен один раз побывать «на том свете» в реанимации, и посетить морг, подумать о бренности и хрупкости бытия. (прим. В- Сизов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.