Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и познание.

Характерные черты (свойства) материи.

Материя условно разделяется на не живую природу, живую, общество

Уровни не живой природы. · Субмикроэлеметнарный (квант, геюоны, суперструны) · микроэлементарный (андрюны из квантов, электроны) · ядерный (ядро атома) · Атомный (атомы) · молекулярный · уровень единичных вещей. · уровень макротел. · уровень планет. · уровень галактик. · П.Уровень Вселенной, мира в целом. Уровни социума (общества). · отдельный индивид. · Семья. · Группа. · Конситивы разных уровней. · Социальные группы (классы, страны) · Этносы. · Нации. · Расы. · Отдельные общества. · Государства, · Союзы государств. · Человечество в целом. Уровни живой природы. 1. До клеточный (ДНК, РНК белки). 1. Клеточный (клетка). 1. Уровень многоклеточных организмов. 1. Уровень видов. 1. Уровень популяции. 1. Биоценозы. 1. Уровень биосферы в целом.

· Наличие движения;

· Самоорганизация (создание самой себя без участия внешних сил).

· Размещённость в пространстве и времени;

· Способность к отражению;

· Неучтожимость.

Время, движение, пространство - способы существования материи


· Природа создания, его связь с языком.

Одним из свойств материи является способность к отражению, как на живом так и не на живом уровне.

Сознание есть высшая форма отражения материи. Формы сознания присутствуют у высших животных. Не нужно путать сознание с мышлением (мышление - понятийное –оперирование сложными понятиями) свойственно только человеку.

Все объекты, предметы в природе взаимосвязаны, при взаимодействии друг с другом они оставляют как бы свой «след» вызывая в них соответствующие изменения.

С момента возникновения жизни появляется принципиально новая форма отражения -биологическая - раздражимость. Является до психологической формой отражения на уровне живого.

Не более высоком уровне эволюции живых организмов появляется - чувствительность (является уже психологической формой отражения) - организмы способны отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Далее восприятие - объект в целом затем представления - обобщенные образы предметов, которые могут сохраняться в памяти.

В мозгу человека появляется более сложные процессы такие как - понятие, суждение, умозаключение (процессы абстрактно-понятийного мышления).

Сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью и языком, который является универсальным средством коммуникация и взаимодействия людей.

Труд, сознание, язык тесно связаны с собой. При этом язык выступает важнейшей формой в которой протекает мыслительная деятельность человека. Человек осознает своё «Я» формирует самосознание.

Попытки идеалистами (Г. Гегель и др.) дать объяснение происхождению сознания не выдерживает критики, (впитывание мирового духа (сознание) - у Гегеля идеи и т.п.)


· Сознание и бессознательное. 3. Фрейд и психоанализ.

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 г. г.) австрийский врач-психиатр, философ. Сделал следующие открытия:

· Наряду с сознательной деятельностью человека, которая контролируется мозгом существует бессознательное - особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной мере контролирует сознание. Особая форма жизни бессознательного - сны - реализация скрытых стремлений человека.

· Способ психологической защиты - реакция вытеснения из сознания в бессознание отрицательных эмоций, всего того, что нарушает равновесие психики.

Все это рано или поздно даёт о себе знать в виде «случайных» поступков, оговорок, описок, «странностей».

Далее З. Фрейд разрабатывает:

Психоанализ - направление в современной философии объясняющей роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Чтобы лучше понять связь бессознательного с сознанием разберём особенности психики по Фреду.

· Бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа мысли, желания, эмоции человека;

· Сознание небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители - мысли, желания;

· Между прихожей и кабинетом стоит сторож, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли;

· Иногда сторож уходит, засыпает, тогда часть «ненужных» посетителей прорывается в кабинет - в сознание;

· Но затем они снова вернувшиеся сторожем (проснувшимся) изгоняются в прихожую

Психика по Фрейду представляется как совокупность трех слоев - ОНО, Я, Сверх - Я.

Оно - мир бессознательного, где содержаться мысли и желания человека.

Я - сознание человека посредник между всеми компонентами психики.

Сверх - Я - давящая, запрещающая реальность (внешняя) - цензура, законы, запреты, мораль, культурные традиции.

«Я» человека часто подавляется одной из трёх сторон:

· бессознательного «ОНО»

· внешнего мира;

· запретов - «Сверх» - «Я»

Главные факторы, которые руководят психикой человека - это удовольствия. Психика подобно компасу ведет пути к удовольствию.

Психика вытесняет в бессознательное неприемлемые запрещённые желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

Зигмунд Фрейд делает выводы:

· По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше и загоняют в бессознательную сферу;

· Это приводит к массовым психозам, всенародной депрессии.

· А также к необходимости концентрирования более сложных, изощрённых ритуалов (дискотеки, различные мессы и т.п.)

Чтобы разрешить конфликт между бессознательным и сознательным необходимо провести психоанализ. Вывести у человека, что его угнетает, разъяснить ему это и человек выздоравливает, или испытывает облегчение


· Специфика и основные формы чувственного (сенситивного) познания.

Познание ~ процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека или деятельность людей по добыванию знания.

Раздел философии Гносеология. Разделяется на Гностиков - (материалисты) - мир познаваем и агностиков (идеалисты) - мир достоверно не познаваем.

Познание как процесс состоит из:

1. Чувственного познания (сенситивного) основанного на чувственных ощущениях, отражающих действительность и логике.

2. Рационального познания основанного на разуме, его самостоятельной деятельности.

3. Чувственное или сенситивное познание состоит из способности к ощущениям, восприятиям и представлениям.

4. Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета (его цвет, форма, вкус и т.д.)

5. Восприятие формирует целостный образ предмета на основе комбинации ощущений, воспринимается как комбинация, синтез ощущений его формы, цвета, вкуса

6. Представление более сложная форма чувственного познания - это сохранившиеся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшиеся человеком раньше, результат прошлых воздействий предмета на органы чувств. Может воспроизводится в отсутствии предмета.

Таким образом, чувственное (сенситивное познание) даёт знания отдельных предметах и их свойствах.

Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений законы бытия с помощью органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.


· Специфика и формы рационального (разумного) познания. Рассудок и разум.

Рациональное познание или абстрактное мышление опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах:

· Понятиях;

· Суждениях;

· Умозаключениях, отражающих, общее существенное в предметах.

На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах, мышление формирует понятие о свойствах, присущих определённому их множеству, оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности.

Таковы, например философские категории бытие, объективная реальность, движение, общество и т.п.

Являясь отвлечением, отхода от действительности мышление способно выделять общие свойства существенные связи вещей и процессов, создавать целостную картину мира. Мышление неразрывно связано с языком.

Рассудочные знания (здравый рассудок) в основном основаны на житейском опыте, принятых нормах в обществе. Если человек извлекает понятия, мысли доступные всем, говорят он в здравом рассудке. Однако научно обоснованная мысль учёного может вызвать у необразованных людей сомнение в его здравом рассудке.


· Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.

Чувственное (сенситивное) и рациональное (разумное при помощи разума) познание составляет стороны, моменты единого процесса познания.

Отражая объект с внешней поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлениям, то тоже восприятиям и ощущения,

Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию.

Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное первичное по отношению к мышлению, однако, в сформулированном познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным составляя познавательный единый процесс.

Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями.

Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного восприятия. Рационалисты - абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее.

Если эмпирики Материалисты (Бэкон, Гоббс, Гольбах и др.) исходили из признания реального мира, образами которого являются ощущения, эмпирики- идеалисты (Беркли, Юм, Мах) ограничиваем опыт комбинаций ощущений, признавая ощущения единственной реальностью.

В учениях рационалистов идеалистов (Гегель) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух.

Рассматривая познание как процесс, важно отметить, что в этот процесс включается также - внимание, память, воображение, интуиция. Кроме того, познавательная деятельность взаимодействует с эмоциональной и мотивационной, волевой сферой сознания, а также со всеми предпосылочными знаниями.


· Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Критерии истины.

Цель познания - достижение Истины. Но познание сложный противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.

Что такое истина и что такое заблуждение?

Истина - адекватное и идентичное отражение объекта субъектом;

Заблуждение - неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания.

В процессе познания участвуют:

Познающий субъект - человек, существо, наделённое разумом, определёнными знаниями.

Объект познания - окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Поэтому в истине момент содержаться и объективное и субъективное.

Объективность знания (объективная истина) - это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания, (например: Земля - планета Солнечной системы).

Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна (объём знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.

Так как знания непрерывно изменяются, развиваются абсолютных истин нет. Любая истина относительна (но это не совсем так - дата рождения человека - истина абсолютная, какого либо события.)

Относительная истина, это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания (так развивалась, например знание о материи - атом не делим, оказался сложной структурой).

Абсолютная истина - это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания, (гравитационная постоянная, годы знаменательных событий, даты рождения и другие),

Критерий истины - Декарт, Спиноза, Лейбниц видели критерий истины в ясности и отчетливости разума (но это относительное понятие), в выведении знаний из очевидных всеобщих положений.

Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности.

В диалекте под практикой понимается - целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные формы бытия | Сознание и познание. · Понятие общества. Специфика социального познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.