КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и принципы внешкольной работы. Особенности дополнительного образования
Тема 22. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ВИДЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1. Задачи и принципы внешкольной работы. Особенности дополнительного образования. 2. Функции учреждений дополнительного образования. 3. Классификация учреждений дополнительного образования. Виды УДО и их функционирование. 4. Направления внешкольной работы. 5. Структура учреждения дополнительного образования и ее характеристика. Материально-техническая база УДО. Рекомендуемая литература
1. Васильченко, Н.В. Приоритетные задачи инновационной деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения / Н.В. Васильченко // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 2. – С. 8–11. 2. Евладова, Е.Б. [и др.] Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 349с. 3. Малашевич, В.В. Внешкольное воспитание и обучение: аналитический обзор / В.В. Малашевич // Пазашкольнае выхаванне. – 2009. – № 4. – С. 57–64. 4. Якжик, В.В. Внешкольное воспитание и обучение: новое качественное состояние / В.В. Якжик // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 3. – С. 3–4. Внеклассная работа – воспитательная работа, осуществляемая классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-организаторами, учителями-предметниками с учащимися школы вне рамок классно-урочных занятий. Данный вид работы координируется и контролируется заместителем директора школы по воспитательной работе, директором школы и инспектором районного или городского отдела образования. Внешкольная работа – воспитательная работа, осуществляемая сотрудниками учреждений дополнительного образования (методистами, культорганизаторами, руководителями кружков и студий) с учащимися школ города. Координируется и контролируется заместителем директора внешкольного учреждения по учебно-воспитательной работе, директором учреждения и инспектором районного или городского отдела образования. Задачи внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися едины. К ним относят: · пробуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности; · раскрытие и развитие у учащихся природных задатков и способностей; · воспитание у детей и учащейся молодежи познавательной активности; · оказание школьникам помощи в выборе профессии и формирование первоначальных трудовых навыков; · культурную и содержательную организацию досуга учащихся. Внешкольная воспитательная работа с учащимися осуществляется в условиях учреждений дополнительного образования (внешкольных учреждений). «Учреждение дополнительного образования – это тип образовательно-воспитательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства» (В.И. Андреев). Учреждения дополнительного образования представляют собой учебно-воспитательные и методические центры внеклассной воспитательной работы. Особенностью учреждений дополнительного образования является то, что в отличие от обязательных школьных занятий внешкольный педагогический процесс носит добровольный характер, ибо учащиеся вовлекаются в него на основе свободного выбора и добровольности участия. Отличается внешкольный педагогический процесс и своим содержанием, так как охватывает такие отрасли знаний, искусства, техники, практической деятельности, которые выходят за пределы учебного плана школы. В условиях этих учреждений происходит творческое и интеллектуальное развитие учащихся в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизированности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». В отличие от общегообразования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии. Таким образом, выделяют следующие особенности дополнительного образования учащихся: • целенаправленное добровольное использование ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей; • свобода выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы; • возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога; • творческий характер образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ; • особые взаимоотношения ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку); • возможность получить допрофессиональную подготовку. Исходя из сказанного выше, внешкольная воспитательная работа опирается на следующие принципы: · добровольность учащихся в выборе видов деятельности в рамках свободного времени; · личностно и социально значимый характер любого вида деятельности; · опора на инициативу и самодеятельность учащихся; · интеллектуальное содержание занятий с использованием игровых методов; · стимулирование проявления учащимися любознательности, активности, целеустремленности; · четкая организация систематических занятий в соответствии с расписанием (кружки, студии, секции, клубы и т.д.); · массовость (охват как можно большего количества учащихся видами воспитательной работы); · учет индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся, из стремлений и интересов; · взаимосвязь и преемственность всех видов воспитательной работы. Соблюдение данных принципов является необходимым условием эффективности воспитательной работы в педагогическом учреждении. На этой основе можно выделить основные профессиональные задачи учреждений дополнительного образования: – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей; содействие удовлетворению их интересов и профессиональному самоопределению; – адаптация формирующейся личности к жизни в обществе; – развитие интеллектуального и духовного потенциала учащейся молодежи, физическое воспитание и укрепление здоровья; – организация содержательного свободного времени школьников; – формирование национального самосознания молодых людей, активное приобщение молодого поколения к культурно-историческому наследию белорусского народа. В поле зрения учреждений дополнительного образования, как справедливо утверждают многие педагоги, должны сегодня находиться не только одаренные дети, которые развивают свои способности в различных кружках, студиях и творческих мастерских, но и ученики с девиантным поведением, с недостатками в умственном и физическом развитии. Отсюда в число рабочих задач учреждений дополнительного образования включаются следующие: – установление прочных связей с семьями воспитанников, со школами, где они обучаются, со всеми другими социально-воспитательными структурами района; – организация работы с трудными подростками по месту жительства, вовлечение их во внешкольную деятельность на основе реализации их задатков и интересов; – создание педагогически целесообразных условий для деятельности детских и юношеских общественных организаций (БРСМ, БРПО и др.) и клубов по интересам («Брейн-ринг», «КВН», «Что? Где? Когда?» и др). В целом, деятельностьучреждений дополнительного образования основывается на принципах: – свободного развития личности; – национально-культурной основы образования; – приоритета общечеловеческих ценностей; – светского характера образования и воспитания; – демократического управления образовательными системами. Все учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) являются по своей сути институтами организации свободного времени детей, подростков и молодежи, способствуя тем самым социализации подрастающего поколения. В настоящее время республиканские, областные, городские и районные учреждения дополнительного образования включают в свои штаты социальных педагогов, психологов, социологов, регулярно проводят социологические и психолого-педагогические исследования среди разных возрастных групп учащейся молодежи. Затем с учетом результатов исследования составляются учебные планы, видоизменяются формы работы с учащимися.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |