Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления внешкольной работы




Направления внешкольной работы определяются на современном этапе нормативно-правовой базой, рассмотренной нами в предыдущей теме. Так, например, в «Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» сформулированы следующие основные задачи воспитания, определяющие направления воспитательной деятельности учреждений образования, в том числе и дополнительного образования в нашей республике. В соответствии с «Программой …» задачами воспитания являются:

Ø формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

Ø подготовка к самостоятельной жизни и труду;

Ø формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

Ø овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

Ø формирование культуры семейных отношений;

Ø создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Исходя из этих задач в «Программе …» представлены следующие основные направлениями воспитательной работы с обучающимися:

• гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

• идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

• нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

• эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

• воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

• воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

• гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

• семейное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

• трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

• экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе;

• воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

• воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;

• социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся, направленные на социальную адаптацию обучающихся и оптимизацию образовательного процесса;

На основе направлений воспитательной работы, обозначенных в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

• художественно-эстетическое;

• научно-техническое;

• спортивно-техничеекое;

• эколого-биологическое;

• физкультурно-оздоровительное;

• туристско-краеведческое;

• военно-патриотическое;

• социально-педагогическое;

• культурологическое;

• экономико-правовое.

Содержание дополнительного образования детей обуславливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях:

• личностный рост ребенка;

• совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно-деятельной сфере;

• повышение его функциональной грамотности.

Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей. Рассмотрим подробнее названные направления.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей по-прежнему является художественно-эстетическое дополнительное образование, ибо именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных учреждений: лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ, школ с углубленным обучением искусства, профильных художественных классов.

Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают множество учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направлен-ности, в том числе, центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.

Значительное место в системе дополнительного образования занимают учреждения дополнительного образования научно-технического и спортивно-технического творчества: станции и центры, клубы и дома техники. Однако изменившиеся условия жизни общества значительно осложнили функционирование учреждений этого вида. Все труднее содержать спортивно-технические и оборонно-технические виды деятельности: авто- и мотоспорт, авиа- и судомоделирование, ракетостроение, учебные суда и др., хотя развитие технического творчества учащихся имеет большое значение для социально-экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей, направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования, в котором существует ряд последовательных систем экологического образования: дошкольное, школьное, дополнительное предпрофессиональное.

Основу эколого-биологического дополнительного образования детей составляют станции юных натуралистов и эколого-биологические центры.

В числе форм организации дополнительной образовательной деятельности обучающихся в данном направлении выделяются такие социально значимые для детей и подростков, как экскурсии, походы, экспедиции, природоохранная работа, а также учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию различных научно-исследовательских проектах, конкурсах и конференциях, учебно-исследовательских работах, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства.

Физкультурно-оздоровительное и спортивное направление в системе дополнительного образования детей ориентированы на их физическое развитие, формирование системы валеологических знаний и навыков здорового образа жизни. Спортивное направление также призвано осуществлять работу с детьми и молодежью, одаренными в области спорта. Такая работа осуществляется в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ).

Туристско-краеведческое направление позволяет приобщать учащихся и молодежь к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия своей малой родины и страны. В ходе туристско-краеведческой работы решаются задачи формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, развития нравственной, эстетической и экологической культуры, вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма; расширения знаний по географии, биологии, экологии, истории, полученных в учреждении общего среднего образования.

Туризм и краеведение является не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления, но и ресурсом непрерывного образования. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения в системе дополнительного образования детей и молодежи.

В целях презентации, популяризации практического краеведения учащимися создаются новые экскурсионные маршруты по своей малой родине с использованием местных достопримечательностей, пополняются экспозиции музеев учреждений образования, что в итоге содействует привлечению интереса к данному региону, развитию внутреннего туризма.

Одним из аспектов туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности является развитие у учащихся интереса к богатому историко-культурному наследию нашей республики и соседних стран. Экскурсионные программы являются одним из элементов образовательных услуг, являясь практическим продолжением логического ряда в изучении истории, географии, экономики и др. предметных дисциплин.

Работа по данному направлению осуществляется станциями детского и юношеского туризма, центрами туризма и краеведения и т.д.

Военно-патриотическое направление работы учреждений дополнительного образования опирается на следующие формы: проведение тематических дней, мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам, встречи с ветеранами, поисковая деятельность и т.д.

Особое внимание необходимо обращать на музеи боевой славы, в которых собраны материалы о ветеранах войны, воинских соединениях и частях, участвовавших в освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, партизанах и подпольщиках, организовавших сопротивление на временно оккупированной территории.

В этом направлении также необходимо формировать у учащихся представления о военной службе и воинском долге, всесторонней готовности к военно-профессиональной деятельности и положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности. Это направление работы реализуется в ДЮСШ, Домами творчества детей, Дворцами учащейся молодежи и т.д.

Культурологическое направление работы УДО предполагает деятельность по изучению традиций белорусского народа, сохранению и изучению регионального фольклорного наследия: песенного, танцевального искусства, народных промыслов, народного костюма и т.д.; освоение достижений современной культуры белорусов (литература, театр, и др.); ознакомление учащихся с ценностями мировой духовной и материальной культуры. Направление осуществляется Домами творчества детей, Дворцами учащейся молодежи, Центрами творчества детей и молодежи и т.д.

Экономико-правовое направление работы УДО предполагает вооружение учащихся основами системы экономических знаний, а также правовых знаний через систему профильных кружков и клубов. Осуществляется в различных УДО.

Социально-педагогическое направление работы УДО предполагает социально-педагогическую поддержку и оказание психологической помощи учащимся, которые направлены на содействие в создании условий для развития творческих способностей учащихся, защиту прав и интересов, профилактику противоправного поведения и вредных привычек, формирование здорового образа жизни. Вовлечение учащихся специалистами СППС учреждения дополнительного образования в социально значимые мероприятия (благотворительные акции, марафоны и т.д.) позволяет им опробовать себя в различных социальных ролях, что способствует осознанному «творению себя», формированию у подрастающего поколения собственной системы мотивов и направленности деятельности, устремленности к самопознанию и самореализации, формированию чувства ответственности за собственный выбор перед собой и перед обществом. Перспективность данного направления дополнительного образования детей определяется его объективными возможностями обогащения гуманитарного и социального опыта подростков. Направление осуществляется в УДО всех профилей.

В целом, все представленные направления работы УДО должны способствовать целостному развитию личности воспитанника и содействовать его профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи начинается с развития профессионально-образовательных интересов в объединениях по интересам с базовым уровнем освоения программы и может продолжиться при реализации программы объединений по интересам на повышенном уровне. Наличие дополнительных знаний и навыков повысит конкурентоспособность учащихся как при трудоустройстве, так и при принятии решения продолжить образование в данной профессиональной области.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи необходимо создать условия не только для развития интересов, способностей учащихся, но и для подготовки учащихся к активной трудовой деятельности, формированию осознанного подхода к выбору будущей профессиональной деятельности и желанию трудиться в одной из отраслей народного хозяйства в соответствии с личностными особенностями и запросами рынка труда. Подготовка к выбору профессии важна, так как она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности.

Содержание деятельности УДО по каждому из названных направлений регламентируется следующим документом: Инструктивно-методическим письмом Министерства образования РБ “Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.