Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей в детских социальных приютах




Взаимодействие социально-педагогического центра с СППС учреждений образования и другими организациями.

Структура социально-педагогического центра, организация деятельности структурных подразделений.

Социально-педагогический центр как социально-педагоги-ческое учреждение. Положение о социально-педагогическом учреждении.

Тема 4. Деятельность социально-педагогических учреждений на современном этапе

 

1. Социально-педагогический центр как социально-педагогическое учреждение. Положение о социально-педагогическом учреждении.

2. Структура социально-педагогического центра, организация деятельности структурных подразделений.

3. Штатные сотрудники СПЦ, их профессиональные компетенции.

4. Взаимодействие социально-педагогического центра с СППС учреждений образования и другими организациями.

Рекомендуемая литература

 

1. Детство без жестокости и насилия / авт.-сост. Е.А. Климкович, С.В. Дормаш. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 176 с.

2. Нестеркова, О.Ю. Порядок ведения учета несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении /О.Ю. Нестеркова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 2. –С. 37–39.

3. Положение о социально-педагогическом учреждении: Поста-новление Министерства образования Республики Беларусь от 31.09.2009 № 57 // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 12. –С. 3–12.

4. Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: Приказ Мин. образования РБ от 24.05.2011 № 336 // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 10. –С. 3–12.

 

В Республике Беларусь для решения проблем детей, находящихся в социально опасном положении, созданы специальные учреждения образования – социально-педагогические центры (СПЦ), которые имеют статус социально-педагогических учреждений.

Согласно Кодексу об образовании (глава 61, статья 284) социально-педагогическое учреждение – это учреждение образо­вания, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи. Социально-педагогические учреждения могут быть следующих видов: социально-педагогические центры; детские дома; детские деревни (городки).

В этой же статье 284 Кодекса отмечается, что социально-педагогический центр — это «социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, координирует деятельность иных учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реа-билитации и оказанию им психологической помощи, осуществляет разработку и координацию выполнения индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, оказывает психологи­ческую и социально-педагогическую помощь законным представителям обучающихся и предназначено для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства».

Свою деятельность СПЦ осуществляют на основе Кодекса об образовании, Кодекса о браке и семье, Закона РБ от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», нормативных документов Министерства образования РБ: Положения о социально-педагогическом учреждении (постановление Мин. образования РБ от 31.09.2009), Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (приказ Мин. образования РБ» от 24.05.2011), Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и других документов, а также собственных Уставов центров.

Таким образом, одной из важнейших целей функционирования СПЦ является оказание комплексной и квалифицированной помощи в ходе социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в социально опасном положении (экстремальной жизненной ситуации).

В Программе воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, термин «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» трактуется как «лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия».

Как правило, ребенок считается находящимся в социально опасном положении, если его родители:

– злоупотребляют спиртными напитками, склонны к наркомании, токсикомании и другим аморальным проявлениям, свидетелем которых ребенок является;

– не удовлетворяют базисные потребности ребенка (в жилище, уходе, медицинский помощи, защите, пище, одежде и обуви, школьных принадлежностях);

– не поддерживают санитарно-гигиенические нормы в помещении, в котором проживают вместе с ребенком;

– не осуществляют надзор за жизнедеятельностью ребенка, оставляют его одного или с чужими людьми, вследствие чего ребенок, будучи безнадзорным (или беспризорным) совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения или преступления;

– жестоко обращаются с ребенком, подвергают его насилию сами или способствуют насилию над ребенком, совершаемым другими лицами;

– не могут защитить ребенка от насилия и жестокости.

Исходя из этого, основными задачами СПЦ как социально-педагогического учреждения в соответствии с «Положением…» являются:ü обеспечение прав детей на получение своевременной квали-фицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;ü организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в социальной реабилитации;ü оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи жертвам торговли людьми в возрасте от 3 до 15 лет и их реабилитация в детских социальных приютах; ü обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетнего, укрепления физического и психического здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда;ü оказание социальной, психолого-педагогической помощи выпускникам детских интернатных учреждений, специальных школ, несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, испытывающим трудности в социализации;ü осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей. ü социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;ü профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних;ü осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;ü организация социального патроната несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, после их возвращения в семьи;ü содействие деятельности комиссий по делам несовершеннолетнихместных исполнительных и распорядительных органов. СПЦ в пределах его компетенции в соответствии с Положением осуществляет следующие направления работы:• организует и координирует работу учреждений образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, по социально-педагогической и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации;• оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;• разрабатывает и реализует комплексные программы помощи различным категориям несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства;• координирует деятельность педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования по индивидуальной профилак-тической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;• разрабатывает и распространяет технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;• организует занятость (труд, свободное время) и временное проживание на государственном обеспечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;• проводит консультирование, в том числе анонимное и по телефону,несовершеннолетних, их родителей с целью поиска решения сложных жизненных ситуаций, профилактики насилия над несовершеннолетними;• осуществляет поиск, подбор и подготовку семей, принимающих на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, готовит несовершеннолетних к переходу на воспитание в семьи, в том числе воспитанников детских интернатных учреждений;• осуществляет социальный патронат несовершеннолетних после их возвращения в семьи.

В рамках решения названных проблем социально-педагогический центр является связующим звеном в цепи учреждений и организаций, которые занимаются профилактикой, выявлением, учетом и организацией работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Социально-педагогические центры, как правило, имеют следующую структуру:

· приемное отделение;

· отделение диагностики социальной дезадаптации;

· отделение реализации программ социальной реабилитации;

· отделение постинтернатной адаптации;

· социальный приют;

· информационно-правовая служба.

При необходимости в социально-педагогическом учреждении могут создаваться другие структурные подразделения в зависимости от типа учреждения и потребностей региона: клубы и студии разной направленности (спортивно оздоровительные, туристические, театральные и другие), телефон доверия. Рассмотрим функции каждого структурного отделения СПЦ. Приемное отделение детского социального приюта предназначается для:• проведения первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних;• организации направления несовершеннолетних на стационарное лечение в организации здравоохранения при наличии медицинских показаний;• оказания первичной психологической помощи;• изучения особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;• разработки индивидуальных программ социальной реабилитациинесовершеннолетних.В приемном отделении может создаваться группа наполняемостью до семи человек. Срок проживания несовершеннолетних в приемном отделении устанавливается до пятнадцати дней. В приемном отделении должен храниться набор продуктов для оказания экстренной помощи несовершеннолетним, поступающим в ночное время. Отделение диагностики социальной дезадаптации социально-педагогического учреждения предназначено для:• выявления и анализа факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;• определения форм и степени дезадаптации, особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетних;• разработки индивидуальных программ социальной реабилитациинесовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.Отделение диагностики социальной дезадаптации осуществляет психолого-педагогическое обследование несовершеннолетних, определяет формы и содержание социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, срок их реабилитации в учреждении, организует консультирование, в том числе анонимное и по телефону, несовершеннолетних, родителей или других законных представителей.В отделении диагностики социальной дезадаптации социально-педагогического учреждения может создаваться телефон доверия, по которому оказывается срочная анонимная психологическая помощь несовершеннолетним, обратившимся за помощью. Отделение реализации программ социальной реабилитации предназначается для:• организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;• оздоровления системы межличностных отношенийнесовер-шеннолетних, восстановления их социального статуса вколлективе сверстников по месту учебы (работы), жительства;• снятия психотравмирующих ситуаций среди их ближайшегоокружения;• содействия несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;• включения несовершеннолетних в разнообразные видыдеятельности.Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего реализуется в условиях дневного либо круглосуточного пребывания несовершеннолетнего в социально-педагогическом учреждении.По завершении реализации программы социальной реабилитацииработники отделения реализации программ социальной реабилитации осуществляют социальный патронат семьи несовершеннолетнего в течениесрока, установленного планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, утвержденного районной (городской, районной вгороде) комиссией по делам несовершеннолетних.Отделение реализации программ социальной реабилитации оказывает помощь работникам учреждения по вопросам социально-педагогической и психологической реабилитации несовершеннолетних. В отделении реализации программ социальной реабилитации образуются по мере необходимости реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом возраста, формы и степени их социальной дезадаптации. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних. Наполняемость реабилитационных групп – не менее семи человек. Отделение постинтернатной адаптации может предоставлять в случае необходимости временное (до шести месяцев в течение календарного года) проживание и государственное обеспечение несовершеннолетним из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершившим или оставившим по разным причинам учебу в учреждениях образования, в случаях, когда возникли трудности в решении проблемы их трудоустройства и обеспечения жильем.Отделение постинтернатной адаптации выполняет следующие функции:• организует диагностику причин возникновения трудностей в получении образования и социальной адаптации;• обеспечивает педагогическую, психологическую, социальную помощь и защиту прав, реабилитацию и поддержку;• ведет работу по формированию здорового образа жизни, профилак-тике правонарушений, подготовке к позитивному жизненному выбору;• формирует умения и навыки самостоятельного проживания. Информационно-правовая служба выполняет функции:• ведет учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации;• осуществляет защиту прав и законных интересов несовер-шеннолетних, консультирование несовершеннолетних, родителей или других законных представителей по вопросам реализации прав несовершеннолетних, оказывает содействие органам опеки и попечительства в устройстве в семьи на воспитание несовершеннолетних, принятых на реабилитацию, организации психолого-педагогической, правовой подготовки семей к приему на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в наблюдении за адаптацией несовершеннолетних в семьях, принявших их на воспитание;• создает базы данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите,о прошедших реабилитацию в специализированном учреждении для несовершеннолетних; о семьях, принявших на воспитание несовершен-нолетних, оставшихся без попечения родителей; о современных технологиях и литературе, используемых в работе педагогов социальных и педагогов-психологов.Можно заключить, что деятельность каждого структурного подразделения СПЦ имеет свою специфику и в то же время построена таким образом, что в условиях СПЦ работа с воспитанником носит комплексный характер, предполагая диагностику проблем, оказание социально-педагогической, психологической и социально-правовой поддержки, помощи и реабилитацию детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, а также несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших или оставивших учебу в учреждениях образования. 3. Штатные сотрудники СПЦ, их профессиональные компетенции.

В штатный состав СПЦ входят следующие специалисты: директор, заместитель директора, социальные педагоги, психологи, воспитатели, медицинские работники. Каждый из специалистов центра имеет свои должностные обязанности, которые определяют его профессиональные компетенции. Так, руководитель социально-педагогического учреждения:

ü организует работу учреждения;

ü несет ответственность за результаты работы социально-педагогического учреждения;

ü действует от имени социально-педагогического учреждения, представляет его во всех организациях;

ü в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для работников и несовершеннолетних социально-педагогического учреждения;

ü утверждает структуру и штатное расписание социально-педагогического учреждения согласно типовым штатам и в пределах средств, выделенных на оплату труда;

ü в пределах, установленных законодательством, распоряжается

имуществом, в том числе средствами социально-педагогического учреждения, и несет персональную ответственность за сохранность имущества и его эффективное использование;ü выступает стороной от лица нанимателя в коллективных договорах с работниками социально-педагогического учреждения;ü обеспечивает здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте;ü принимает необходимые меры по профилактике производ-ственного травматизма, постоянно контролирует знание и соблюдение работниками требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;ü сообщает о приеме несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства;ü сообщает в органы опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего о помещении воспитанников опекунских, приемных семей, детских домов семейного типа и детских деревень в социально-педагогическое учреждение; ü принимает меры по созданию условий для комплексной реабилитации и обучения несовершеннолетних, независимо от их образовательного уровня и особенностей психофизического развития;ü осуществляет иные функции, предусмотренные законодатель-ством.

Профессиональные компетенции социального педагога СПЦ таковы:

· осуществление патронажа детей из семей группы риска, определение наиболее приемлемых методов и форм решения личных и социальных проблем детей;

· взаимодействие с социальными службами в поиске оптимальных форм нормализации поведения детей, сотрудничество с педагогами и психологами школ и других учебных заведений, социально-психологическими службами города и района, специалистами ведомств и административных органов;

· формирование банка данных о детях, проживающих в семьях с неблагоприятным морально-психологическим климатом;

· сотрудничество с молодежными, детскими объединениями, учреждениями, клубами, органами образования, социальными службами по вопросам оказания помощи воспитанникам Центра, нуждающимся в опеке и попечительстве, а также попавшим в экстремальные жизненные ситуации;

· разработка индивидуальных подходов к коррекционно-реабилитационной работе с детьми, разработка на этой основе индивидуальных программ социальной реабилитации несовершен-нолетних в условиях СПЦ и индивидуальных программ сопровождения неблагополучной семьи;

· участие в разработке и реализации межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на основе собранной информации, индивидуальных потребностей ребенка и семьи;

· участие в разработке и реализации социальных проектов и программ работы с детьми, оказавшимися в социально опасном положении;

· осуществление посредничества между личностью ребенка и его семьей, школой, социальным окружением, различными службами, правоохранительными и административными органами;

· участие в подборе кандидатов на роли приемных родителей (усыновителей) и в правовой подготовке кандидатов к исполнению роли приемных родителей (усыновителей);

· организация знакомства воспитанника с кандидатами на роль приемных родителей, при условии принятия органами охраны и защиты детства и судебными органами решения о передаче ребенка в приемную семью;

· организация различных видов социальной деятельности воспитанников и сотрудников центра, проведение мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив и др.;

· ведение необходимой документации.

Профессиональные компетенции педагога-психолога СПЦ следующие:

· оказание экстренной психологической помощи детям, попавшим в социально опасную ситуацию;

· проведение комплексной психологической диагностики и составление заключения по выявленным проблемам;

· планирование коррекционной работы с детьми и составление индивидуальной психологической коррекционно-реабилитационной программы на каждого ребенка;

· проведение просветительской психологической работы с детьми, родителями, педагогами Центра и образовательных учреждений;

· консультирование специалистов Центра и других учреждений образования по проблемам детей, оказавшихся в социально опасном положении;

· проведение психологической реабилитации семей в соответствии с диагностикой и планом защиты законных прав и интересов несовершеннолетних;

· осуществление коррекции детско-родительских отношений;

· организация психологической диагностики кандидатов в приемные родители (усыновители);

· подготовка детей-воспитанников приюта к передаче в приемную, опекунскую (попечительскую семью), семью усыновителей;

· реализация программы психолого-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители (усыновители) к исполнению роли приемных родителей (усыновителей) и принятию ребенка в семью;

· Ведение необходимой документации.

В число компетенций воспитателя СПЦ входят:

· обеспечение жизнедеятельности несовершеннолетних в СПЦ (питание, медицинское и психологическое обслуживание, обеспечение одеждой, обувью, инвентарем и т.д.);

· организация и охрана жизни и здоровья несовершеннолетних в период их обучения в образовательных учреждениях, во время дополнительных послеурочных мероприятий в СПЦ; проведение с воспитанниками инструктивных занятий;

· разработка совместно с другими специалистами индивидуальных и групповых программ реабилитации несовершеннолетних;

· осуществление воспитательной коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними на основе диагностики, проводимой психологами и медицинскими работниками;

· подготовка несовершеннолетних к созданию собственной семьи, знакомит их с правовым законодательством, вырабатывает опыт общения с малознакомыми людьми;

· мотивация несовершеннолетних к необходимости обучения, к восстановлению контактов с семьей, оздоровлению межличностных отношений с окружающими;

· решение проблемы социально-психологической и педагогической поддержки и реабилитации родителей с целью пересмотра их позиции по отношению к детям и своему образу жизни и др.

Профессиональные компетенции медицинского работника СПЦ следующие:

· оказание первичной медицинской помощи ребенку, поступившему в приют;

· организация углубленного медицинского обследования специалистами в клинических условиях состояния здоровья ребенка, поступившего в приют;

· диагностика отклонений в состоянии физического и психического здоровья и развития детей-воспитанников приюта;

· организация при необходимости квалифицированной медицин-ской помощи детям-воспитанникам приюта в условиях стационара;

· ведение на каждого воспитанника приюта медицинской карты;

· разработка и реализация в условиях СПЦ программы медицинской реабилитации воспитанников, включающей лечебно-оздоровительные мероприятия (витаминизация питания, организация диетического питания, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и физические игры, ежедневная гимнастика и др.);

· проведение занятий и консультаций с воспитанниками и их родителями по поддержанию здорового образа жизни;

· участие в воспитательных мероприятиях учреждений образования по профилактике нарушений здорового образа жизни учащимися и их родителями;

· поддержание контактов с медицинскими службами учреждений образования, психоневрологическим и кожно-венерологическим диспансерами;

· организация медицинского заключения о состоянии здоровья воспитанников при передаче их на воспитание в государственные учреждения, замещающие формы жизнеустройства.

Таким образом, можно заключить, что профессиональные компетенции различных специалистов СПЦ имеют свою специфику, однако успешность деятельности Центра по социальной защите прав и законных интересов ребенка будет успешной при условии конструктивного сотрудничества специалистов не только друг с другом в условиях СПЦ, но и со специалистами других учреждений образования, а также государственными и общественными организациями.

Социально-педагогический центр в силу своих функциональных обязанностей призван обеспечить организацию и координацию работы специалистов СППС учреждений образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, по социально-педагогической и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних и их семей.

Сотрудничество специалистов СПЦ со специалистами СППС учреждений образования и других государственных и общественных организаций в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется по направлениям:

– профилактика попадания детей в экстремальные жизненные ситуации;

– выявление детей, находящихся в социально опасном положении (для всех категорий семей по запросам учреждений, организаций и родителей);

– коррекционно-реабилитационная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, в том числе реализация программ помощи детям, нуждающимся в особой защите; устройство ребенка, лишенного родительского попечения; сопровождение выпускников приемных семей; социально-педагогическая помощь детям, находящимся в конфликте с законом;

– мониторинг положения детей и семьи;

– методическое и информационное обеспечение процесса защиты детства, повышение квалификации субъектов взаимодействия.

Следует отметить, что учёт всех детей (если они не работают и не учатся) в городе (районе) ведут специалисты детской поликлиники, учреждений образования и ИДН. Об­щий банк данных находится в отделе образова­ния города (района). В результате последовательных действий спе­циалистов вышеназванных учреждений из обще­го банка данных выделяется группа риска. В соот­ветствии с Инструкцией о порядке выявления де­тей, нуждающихся в государственной защите (от 05.05.07 г. № 30), из этой группы на основании индивидуальной работы с каждой отдельной се­мьёй определяются дети, находящиеся в социаль­но опасном положении. На этом этапе подключа­ются специалисты СПЦ. В СПЦ находится подробный банк данных о детях города (района), находящихся в социаль­но опасном положении, который актуализируется каждые три месяца специалистами Центра. В целом песонифицированный банк данных СПЦ включает: семьи, находящиеся в социально опасном положении (крайнее неблагополучие); приемные и опекунские семьи; кандидатов в приемные родители (усыновители); детей, состоящих на учете в ИДН; детей, состоящих на учете в КДН; детей, состоящих на ВШУ; количество семей «группы риска» – малообеспеченных семьей, многодетных семей, неполных семей, опекунских семей, семей переселенцев и беженцев, семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОПФР.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей как комплекс профессиональных действий, направленных на обследование семейной ситуации, установление и оценку внутрисемейных факторов риска, является первым этапом в работе с данной категорией семей. Его приоритетность обусловлена тем, что от того, как скоро неблагополучие семьи окажется в центре внимания заинтересованных специалистов во многом зависит результативность работы по выводу семьи из социально опасного положения. Как показывает практика, позднее выявление тяжелого внутрисемейного положения зачастую делает бесполезным все усилия по его нормализации.

Например, в рамках решения этой задачи при СПЦ г. Мозыря функционирует, периодически обновляется и выверяется специалистами Центра в ходе патронажей централизованный банк данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в государственной защите, и их семьях, проживающих в г. Мозыре и Мозырском районе. Более того, в целях раннего выявления неблагополучных и асоциальных семей, своевременной изоляции несовершеннолетних из таких семей, в марте 2008 г. на координационном совете Мозырского райисполкома было принято решение о формировании банка данных семей с неблагоприятным воспитательным фоном. Специальное социальное расследование условий пребывания несовершеннолетних во многих из семей данной категории, осуществляемое специалистами Центра, позволяет переориентировать данные семьи в категорию «находящихся в социально опасном положении» и вовремя приступить к решению проблемы. Важный момент в работе СПЦ по выявлению семейного неблагополучия – это тесное взаимодействие с заинтересованными учреждениями, такими как комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН), орган опеки и попечительства, сельские Советы, учреждения здравоохранения, ЖЭУ и др.

Успешное решение проблем, связанных с семейным неблагополучием, во многом зависит от правильно спланированной специалистами СППС на учрежденческом уровне работы в этом направлении. Так, по заказу учреждений специалисты СПЦ проводят социальное расследование (под­робный анализ ситуации) в семьях и определяют степень риска для проживания детей в социаль­но опасных семьях, так как для этого нужны спе­циальные знания и согласованная работа коман­ды. Они дают консультации по процедуре призна­ния детей находящимися в социально опасном по­ложении, помогают социальным педагогам учреж­дений осуществлять патронат семей и специаль­ную психолого-педагогическую поддержку детей и родителей, степень риска которых не очень вели­ка (например, родители периодически употребля­ют алкоголь, наличие материальных или медицин­ских проблем). Например, ежемесячно коррекционную по­мощь в Мозырском СПЦ получают около 70 взрослых и 150–170 детей этой категории.

В соответствии с Инструкцией специалисты СПЦ осуществляют процедуру признания в социально опасном положении детей до трёх лет. Специалисты Центра сопровождают все наи­более трудные случаи семей, дети в которых на­ходятся в социально опасном положении, и имеется значительный риск опасности, но родители ещё идут на контакт. Социальные пе­дагоги СПЦ работают непосредственно на терри­тории этих семей в соответствии с требования­ми Инструкции. На каждого ребёнка составляется программа реабилитации, которая один раз в ме­сяц обсуждается на Совете по семье. На данном эта­пе специалисты СПЦ объединяют всех возможных участников этой работы (СППС, ОВД, учреждения здравоохранения и др.), так как дети одной семьи могут на­ходиться дома (до трёх лет), а также ходить в детский сад, школу и т.д.

Функционирование на базе Центра централизованного банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, позволяет отслеживать статистическую картину наполняемости банка и снятия несовершеннолетних с учёта на учрежденческих уровнях, нарушения в работе специалистов СППС (отсутствие взаимодействия с другими учебными заведениями, в которых обучаются братья или сёстры несовершеннолетнего, состоящего на учёте; недостаточное внимание к малолетним детям (до 3 лет), воспитывающимся на дому и др.).

Также специалисты СПЦ оказывают помощь сотрудникам учреждений образования по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении: проводят методи­ческую и консультационно-просветительскую работу с администрацией, специалистами СППС и педагогами учреждений образования, организаций, членами сельских советов посредством выступлений на родительских собраниях в учреждениях образования, на методических объединениях социальных педагогов и психологов, педагогических советах, заседаниях сельских советов; посредством правового и психологического консультирования семей, специалистов СППС, педагогов, администрации; распространения информационно-методических материалов на электронных носителях по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении; распространения информационных буклетов в среде неблагополучных родителей.

На примере работы Мозырского СПЦ можно отметить и такую форму взаимодействия Центра с учреждениями образования, как функционирование на базе учреждений образования коррекционных групп, внедряющих коррекционно-развивающие, реабилитационные, психо-профилактические программы сопровождения учащихся общеобра-зовательных школ, имеющих определённые проблемы в учебно-воспитательном процессе, приоритетно – несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Целевая направленность в работе коррекционных групп:разрешение экстремальных ситуаций путём развития устойчивого стремления к позитивному мировосприятию, преодоление аддиктивных зависимостей, коррекция неблагоприятных интимно-личностных отношений, коррекция неблагоприятных установок, связанных с перспективой создания семьи.

Еще одним примером сотрудничества специалистов СПЦ и СППС учреждений образования г. Мозыря и Мозырского района является День СППС, проводимыйежеквартально (для каждой школы индивидуально, согласно установленного графика) на базе СПЦ в целях повышения эффективности работы специалистов СППС с неблагополучными семьями, где обсуждаются достижения и проблемы в организации психологической и социально-педагогической работы с несовершеннолетними и их семьями по выводу их из социально опасного положения. Отслеживание качества работы специалистов СППС с данной категорией семей, систематизация и обобщение передового опыта в их работе производится специалистами Центра на базе материалов, полученных в Дни СППС.

Специалисты СПЦ ориентируют СППС учреждений образования на следующие цели работы с ребёнком и семьёй – ликвидация последствий психотравмирующей семейно обусловленной ситуации и обеспечение успешной социализации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (цель работы с ребёнком); создание условий в семье для нормального пребывания в ней ребёнка и восстановление воспитательных функций родителей (цель работы с семьей). В ежеквартальных отчётах, представляемых специалистами СППС в Дни СППС, специалисты указывают задачи, поставленные ими и степень их достижения на момент отчёта, а также всё разнообразие форм и методов достижения результата, после чего специалистами Центра и СППС учреждений образования осуществляется их детальный анализ.

Анализ проделанной специалистами СПЦ и СППС работы в системе охраны и защиты детства позволяет выделить позитивные результаты, нерешенные вопросы и пути дальнейшего решения имеющихся проблем.

1.Условия приема, содержания и выпуска несовершеннолетних из ДСП.

2. Требования к работе социального педагога (воспитателя) приюта с детьми, нуждающимися в социальной защите.

3. Этапы и содержание работы специалистов по реабилитации детей в приюте.

4. Социализация детей в процессе коррекционно-реабилитационной деятельности в условиях приюта.

5. Работа специалистов приюта с неблагополучной семьей. Патронат над семьей после возвращения ребенка из ДСП.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Войтко, Н.В. Реабилитация воспитанников социального приюта посредством программы социализации / Н.В. Войтко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 4. – С. 30–34.

2. Малиновский, И.Н. Программа социально-педагогической работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации / И.Н. Малиновский // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 12. –С. 50–56.

3. Простак, Г.Д. Реабилитационно-воспитательная работа в социально-педагогическом учреждении / Г.Д. Простак // // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 4. –С. 35–42.

4. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. –С. 55–61.

1. Условия приема, содержания и выпуска несовершеннолетних из ДСП.

Ребенок, утративший родительское попечение временно помещается в социально-педагогическое учреждение – детский социальный приют. Положением о социально-педагогическом учреждении (Постановление Совета Министров РБ 31 августа 2009 г. № 57) закреплены следующие функции детского социального приюта в рамках опеки и попечительства:

ü предоставление детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям, находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите, временного места проживания и государственного обеспечения до возвращения их в семьи или определения совместно с органами опеки и попечительства форм жизнеустройства несовершеннолетних, наиболее соответствующих их интересам;

ü осуществление психолого-педагогической и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, находящихся в социально опасном положении, детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

ü организация оказания медицинской помощи по показаниям, диагностика уровня психического и физического развития ребенка и отклонений в его поведении;

ü содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; поиск и подготовка семей для устройства в них воспитанников приюта из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление психологической и педагогической подготовки детей к переходу на воспитание в семьи;

ü разработка и реализация утвержденных учреждением комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, развитии, социальной адаптации.

Специалисты приюта (СПЦ) участвуют также в реализации утвержденных руководителем районного (городского) исполнительного комитета индивидуальных программ защиты прав и законных интересов детей, оставшегося без попечения родителей. Одной из первоочередных задач социального педагога при этом является сбор документов, удостоверяющих социальный статус ребенка, свидетельствующих о его наследственных, имущественных и жилищных правах.

Документы, подтверждающие сиротский статус ребенка, следующие:

• свидетельства о смерти родителей, или только матери, если отец ребенка не состоял в браке с его матерью, или

• справка из ЗАГСа по форме № 2 (выдается при регистрации рождения ребенка, мать и отец которого не состояли в браке) или

• решения суда о лишении родителей родительских прав, или решения об отобрании ребенка у родителей без лишения родительских прав (решение об ограничении в родительских правах), заверенные оригиналом печати суда, или

• решения суда о признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими, об объявлении их умершими, или

• справки из медицинских учреждений о том, что родители больны и не могут выполнять своих родительских обязанностей в связи с длительной болезнью, или

• приговоры суда о том, что родители осуждены и отбывают наказание;

• если родители от отказались от ребенка, то в его личном деле должен быть документ, который называется «согласие на усыновление»;

• если ребенок был брошен своими родителями, то в личном деле должен быть документ, который называется «акт о подкидывании ребенка», составленный милицией.

Кроме этих документов в личном деле воспитанника учреждения временного пребывания детей сиротской категории должны быть:

• справка о составе семьи;

• справка (информация) о виде жилья, в котором семья проживает (проживала). Если биологическая семья ребенка имела государственное жилье, в котором он жил до устройства в социально-педагогическое учреждение, – в личном деле должно быть решение исполкома о закреплении этого жилья за ребенком или закрепление права ребенка на проживание на этой жилплощади.

Если ребенок осиротел из-за смерти последнего из родителей, в его личном деле должна находиться опись имущества, оставшегося после смерти родителя. Если такая опись есть, в обязанности директора детского социального приюта (директора школы-интерната, детдома) входит обеспечение его сохранности и контроль за его использованием (в порядке исполнения статьи 155 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Положения об органах опеки и попечительства в РБ, Положения о порядке управления имуществом несовершеннолетних подопечных).

Руководитель учреждения (конкретно, от его лица, социальный педагог этого учреждения), в котором временно находится ребенок, утративший родительское попечение, ходатайствует о назначении пенсий, пособий на ребенка, если имеются основания для их назначения (пособие по потере кормильцев, назначаемое в связи со смертью родителей, пенсия по инвалидности и т.д.).

При устройстве несовершеннолетнего на воспитание в замещающую семью, возврате его родителям или переводе из социально-педагогического учреждения его законному представителю (опекуну, попечителю, руководителю государственной формы устройства) выдаются:

• свидетельство о рождении (достигшему 16 лет – паспорт), полученные в законодательном порядке;

• справка о пребывании в социально-педагогическом учреждении на государственном обеспечении;

• справка о состоянии здоровья (история развития ребенка);

• справка (документ) об образовании;

• сведения о родителях и других близких родственниках;

• документы, подтверждающие право ребенка на имущество, денежные средства, жилую площадь, пенсионное удостоверение и сберегательная книжка и другие документы, если таковые имеются в личном деле.

При передаче несовершеннолетних в детские интернатные учреждения или их законным представителям, лицо, принимающее несовершеннолетнего, расписывается в журнале учета лиц, находящихся в социально-педагогическом учреждении. Личные вещи и документы ребенка передаются по акту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.