Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с биологическими родителями воспитанников приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа

В профилактике социального сиротства одним из видов реабилита-ции семьи является восстановление отца и матери в родительских правах как результат их ресоциализации, осознания родительской ответственнос-ти и стремления вернуть своим детям любовь, заботу и тепло родитель-ского дома. Именно этот вид реабилитационной работы с семьей является одной из задач специалистов, направленной на воссоединение ребенка с биологической семьей, если он был у родителей отобран по решению суда.

В решении этой задачи должны принимать участие и замещающие родители. С этой целью социальными педагогами реализуется программа работы с биологическими родителями по организации встреч с их детьми, находящимися на воспитании в замещающих семьях или детских домах семейного типа. Данная программа имеет следующее содержание.

Раздел 1. Работа с замещающим семьями:

– ознакомление с законодательными и правовыми документами об установлении контактов приемных, опекаемых детей с биологической семьей на этапе подготовки кандидатов в замещающие родители;

– разъяснение значения контакта с родственниками для сохранения родственных связей и идентификации ребенка на начальном этапе сопровождения замещающей семьи;

– определение целесообразности проведения встреч (учитываются образ жизни и состояние здоровья родителей, желание ребенка и его психоэмоциональное состояние, возможность конфликтов и т.д.).

– подготовка замещающих родителей к встрече с биологическими родителями (действия, если ребенок начнет плакать, если родители придут в нетрезвом состоянии, учет желания ребенка видеть родителей, тактичное общение с родителями и ребенком и т.д.),

– определение формы контакта ребенка с родителями (прямая – встречи, обмен письмами и открытками, телефонные звонки и т.д.; косвенная – связь через третье лицо, например, социального педагога).

Раздел 2. Планирование встречи (если она целесообразна):

– решение организационных вопросов (кто и чем будет заниматься при встрече ребенка с биологическими родителями);

– планирование и организация встречи (определение места и времени визита – дома у замещающих родителей, в парке, учреждении образования и т.д., учет событий в жизни ребенка – мероприятие в школе и т.д.).

Раздел 3. Подготовка биологических родителей к встрече с замещающей семьей и ребенком:

– информирование биологических родителей о месте нахождения ребенка и изучение положения в биологической семье (устраняются ли причины, из-за которых ребенок был изъят из семьи – осуществилось ли трудоустройство, проводится ли лечение от алкоголизма, улучшаются ли санитарно-гигиенические условия жизни и др.);

– выявление желания родителей воссоединиться с ребенком и установить с ним контакт;

– разъяснение роли замещающей семьи в защите прав ребенка на безопасность, охрану здоровья, развитие и т.д. и мотивация биологических родителей на установление сотрудничества с замещающей семьей;

– согласование с замещающей семьей периодичности и продолжительности встреч с детьми;

– повышение родительской компетентности, формирование умений рационально вести хозяйство, создавать благоприятную среду по воспитанию детей;

– оказание детям материальной помощи (подарки, фрукты, одежда);

– обучение родителей планированию визитов, предоставление возможности устанавливать, кто будет участвовать в ходе встречи (другие родственники и т.д.), ориентация родителей на то, что будет оцениваться замещающим родителем (или социальным педагогом) во время встречи;

– содействие биологическим родителям в том, чтобы они определились, желают ли они восстановиться в родительских правах и воссоединиться с ребенком, или они уже не хотят или не могут воспитывать его, но хотят сохранить с ним контакт, не беря на себя ответственность за его воспитание;

– при желании родителей в будущем восстановиться в родительских правах, необходимо спланировать совместно с ними этапы подготовки семьи к воссоединению, включая обстоятельства жизни семьи, требующие изменения, проведение встреч с ребенком и обсуждение реакции детей на визиты родителей и общение с ними. Если семья должна воссоединиться с несколькими детьми, то план воссоединения может включать возвращение в семью детей поочередно через определенные промежутки времени, что даст возможность родителям лучше подготовиться к приему детей и привыкнуть к осознанию ответственности.

Раздел 4. Подготовка детей к визитам и встречам с биологическими родителями и другими родственниками:

– замещающая семья должна вести «Книгу жизни» ребенка, т.е. альбом-дневник, который включает представление основных событий в жизни ребенка, фотографии родителей, друзей, родственников, учителей и фотографии, отражающие его жизнь в приемной семье, рисунки, копии документов и т.д. Книга оформляется вместе с ребенком по мере его взросления, она помогает восстановить события его прошлой жизни;

– ребенок должен получить сведения о жизни своих биологических родителей после размещения в замещающей семье;

– следует учитывать факт, что разлука с родителями может привести к тому, что у ребенка возникнет к ним чувство отчуждения, особенно если у него возникнет привязанность к приемным родителям. Тогда ребенок будет отказываться от встреч с биологической семьей. Ребенку следует объяснить, что родителей не выбирают, каждый должен знать свои корни и историю своей семьи. Следует вызвать у ребенка чувство милосердия и устранить ненависть к своим родителям, иначе это может разрушительно сказаться на его собственной личности и жизни;

– ребенок должен знать о том, где и с кем он встретиться, кто будет присутствовать на этой встрече, как долго она будет длиться;

– перед встречей с родителями целесообразно организовать встречу ребенка с родными братьями и сестрами (если они имеются) в доме замещающих родителей или в нейтральном месте; определить, кто из замещающей семьи будет присутствовать при встрече с согласия ребенка;

– если встречи с родителями вызывают у ребенка положительные эмоции, возможна организация посещения ребенком биологической семьи по месту ее проживания; при этом ребенок должен знать, что во время встречи с родителями в замещающей семье или посещения им родителей у них на дому ему будет обеспечена безопасность и защита;

– если после встречи с родителями у ребенка отмечается грусть, раздражение, подавленное настроение и т.д., нужно тактично расспросить ребенка о причинах такого настроения, выяснить проблемы, вызвавшие такое состояние, на основании этого принимать дальнейшее решение о встречах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии успешности воспитания и личностно­го развития ребёнка в приёмной семье | Категории обслуживаемых лиц и порядок предоставления социальных услуг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.