Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции Дюркгейма, Вебера и Парето




По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи».

К «социальным фактам» он относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом.

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей: 1. «механистическую солидарность» и 2. «органическую солидарность». Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение.

В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. Социальное действие – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

1. осмысленный характер;

2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

1. целерациональное

2. ценностно-рациональное

3. традиционное

4. аффективное

В. Парето был ученым-экономистом, свою социологическую концепцию он изложил в многотомной работе «Трактат по общей социологии».

Согласно В. Парето, социология представляет собой синтез различных дисциплин: права, политической экономии, общей истории и истории религии. Будучи приверженцем использовании в социологии естественной методологии, он назвал свой метод «логико-эмпирическим», подчеркнув, тем самым решающую роль наблюдения и эксперимента,результаты которых представлены в математической форме.

Представление об обществе как социальной системе выгодно отличалось от примитивных механистических аналогий мыслителей XIX века. Он полагал, что на современном этапе знаний об обществе невозможно дать строгое системное описание всех входящих в него элементов в количественной, математической взаимосвязи

Основу социальных действий людей образуют бессознательные психо-биологические импульсы, называемые им «резедуй» (остатки), имеющие врожденный характер.

 

 

1. По Спенсеру, эволюция – интеграция материи, которая сопровождается рассеиванием движения, во время которой материя переходит от состояния неопределенной, несвязной однородности к состоянию определенной и связанной разнородности. Эволюция охватывает все сферы деятельности. Спенсер убежден в том, что процесс эволюции неизбежно приведет к таким изменениям, которые сделают жизнь более полной и счастливой. Развивает учение о всеобщей эволюции, которое позволяет рассматривать принципы социального структурирования, роста и дифференциации. Он выделяет 3 фазы «большой эволюции»: неорганическую, органическую и надорганическую. Социальная эволюция – часть надорганической, где происходит взаимодействие различных особей, скоординированных коллективной деятельностью. Предел эволюции – равновесие системы, затем одряхление системы и переход к уравновешиванию противоположных сил. При эволюционных изменениях и росте в структуре и функциях происходят соответствующие изменения.

Л. Уорд, рассматривал механизм эволюционного развития общества, выдвигает идею изменения самого механизма. Именно с эти связан его интерес к «генезису» и «телезису». «Генезис» - стихийная естественная эволюция. «Телезис» - сознательная и целенаправленная. А начинается эволюция как «космогенез», который охватывает всю Вселенную. С появлением жизни возникает «биогенез», с появлением человека «антропогенез», когда же люди организуются в общества – возникает новый механизм социальной эволюции – «социогенез». Все механизмы дополняют друг друга. Возникновение человека и общества определяет то, что эволюция становится многомерной и гуманизированной.

Далее стоит заметить, что теории социальной эволюции XIX века часто склонялись к однолинейности, утверждая существование единственной линии развития человеческого общества, от простого к более сложному. Предполагалось, что все общества, восходя по пути эволюции, должны проходить одни и те же стадии развития.

Основными принципами социологии Самнер считал неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование. Эволюция прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая столь же "естественна", как сама эволюция или гравитация. Социальное неравенство выступает как естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Идея естественного отбора трактуется Самнером как идея естественности и закономерности социального отбора. Нарастание имущественного неравенства, по мнению социолога, - не препятствие общественному прогрессу, а его предпосылка и условие.

Ленин о марксовой теории эволюции: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения,— таковы некоторые черты диалектики как более содержательного (чем обычное) учения о развитии».

2. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства, - класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, - угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Во всех известных ему обществах характер этих отношений был таков, что социальное положение подавляющего большинства индивидов довольно жестко регламентировалось от момента их рождения и до самой смерти. Такое положение вещей в принципе не исключало определенную социальную мобильность. Но она ограничивалась лишь отдельными индивидами, что не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом. Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишались необходимого для существования и выживания. В социальной поляризации Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Таким образом, по Марксу, люди являются продуктом общества и, прежде всего объективного положения в процессе производства. Но, будучи вовлеченными в классовую борьбу, они становятся сами творцами общества. Таков общий взгляд на классы и классовую борьбу, который, однако, для Маркса никогда не был догмой и существенно корректировался сообразно изменению социальных реалий.

Классовый анализ у Вебера носит предварительный характер и продиктован стремлением противопоставить классовому анализу Маркса методологически обоснованный аналитический понятийный инструментарий. Здесь он, явно с оглядкой на Маркса, выделяет три главных социальных класса: класс владельцев, класс предпринимателей (Erwerbsklasse) и «социальный класс» (Soziale Klasse). Деление носит аналитический характер: один и тот же индивид может принадлежать ко всем трем классам. «Социальный класс» характеризуется только в том смысле, что любой принадлежащий к нему может покинуть его (с изменением индивидуальных обстоятельств, в том числе, например, по возрасту). Главным классообразующим признаком оказывается, в конечном счете равнонаправленность экономических интересов: классы -- это группы людей «в одинаковом (или похожем) типичном положении в отношении интересов» Вебер считал, что: «классы» не являются сообществами; они представляют чаще всего только возможную основу совместных действий, и что мы вправе говорить о «классе» лишь в тех случаях, когда:1) некоторое множество людей объединено специфическим причинным компонентом, касающимся их жизненных шансов; 2) такой компонент представлен исключительно только экономическими интересами в приобретении товаров или в получении дохода; 3) этот компонент обусловлен ситуацией, складывающейся на рынке товаров или на рынке труда.

3. Сущность человеческих общностей. Веберовская и Дюркгеймовская концепции человеческих общностей кажутся абсолютной противоположностью. Вебера обычно причисляют к номиналистам. Дюркгейма — к нореалистам. К тому же в работах того и другого нередко встречаются формулировки, подталкивающие к выводу: методологические установки обоих ученых были полярно противоположными. Вебер рассматривает действие в непосредственной взаимосвязи с субъективными смыслами осуществляющего его индивида, Дюркгейм считает, что социология не должна опираться на психическую конституцию индивида. Над индивидом господствует коллективная реальность. Если социология действительно существует, то предметом ее изучения может быть только неизведенный еще мир, не похожий на те миры, которые исследуются другими науками; но этот новый мир будет ничто, если он не будет представлять собою целой системы реальностей.

Однако их позиции можно согласовать. Труды обоих авторов дают материал для модификации тезиса-антитезиса в синтез ≪высшего уровня≫, как сказал бы Маркс. Дюркгейм не соглашался с тем, что его социальный реализм направлен против индивида. Он полагал основанием социальных явлений взаимосвязь всех индивидуальных сознаний. Дюркгейм: ≪Мы разумеем: 1) что группа, образованная из ассоциированных индивидов, есть реальность совершенно иного рода, чем каждый индивид, взятый отдельно; 2) что коллективные состояния существуют в группе, природе которой они обязаны своим происхождением раньше, чем коснутся индивида как такового и сложатся в нем в новую форму чисто внутреннего психического состояния≫. Собственно говоря, обе интерпретации группы могут быть согласованы с методологическим индивидуализмом Вебера. Дюркгейм вполне обоснованно защищал концепцию: социальные факты есть внешний фактор по отношению к ощущениям отдельных индивидов, поскольку он является принудительным. Иначе говоря, социальные факты не могут сводиться к физиологическим и психическим явлениям. Речь идет о таких феноменах, которые нуждаются в особом исследовании, поскольку они не входят в традиционное

понимание фактов. В трудах Вебера тоже нетрудно обнаружить идеи, совпадающие с утверждением Дюркгейма: социальные факты являются фактами по происхождению. Он прекрасно понимал, что субъективный смысл или рациональное размышление как свойства социального действия обладают интеллектуальным характером. Однако они не могут быть изучены по образцу анализа психических свойств и психофизических состояний. Социология изучает любую ситуацию в категориях средств, целей, намерений и оценок, которые относятся к специфическим материальным и культурным условиям, существующим в конкретных исторических обстоятельствах. Отсюда вытекает, что Вебер тоже был противником редукционизма.

Подобно Дюркгейму, Вебер признавал действительность ≪морального порядка≫ или ≪ценностно-нормативную≫ действительность. Вебер не отрицает личные мотивы соблюдения норм — соображения социального престижа, стремление избежать забот и неприятностей, собственная польза и т. д. Несмотря на это он полагал ≪порядок правильного поведения≫ фундаментальным фактом всех социальных отношений. Индивиды осознают его и сообразуют с ним свои действия. Таким образом, номинализм Вебера в отношении бытия форм социальной организации смягчается его признанием действительности социального порядка. А реализм Дюркгейма тоже ослабляется признанием того факта, что индивидуальное сознание в процессах взаимодействия есть единственное основание социальных фактов.

Даже проблема действительности группы дает основание для сближения позиций Дюркгейма и Вебера. Например, Вебер подчеркивает, что группа обладает действительностью при условии существования людей, которые считают ее влиятельной силой, сообразуя с нею собственные действия. То же самое имел в виду Дюркгейм, требуя понимать группу как образование, обладающее собственной действительностью.

И все же некоторое различие акцентов, а не сути дела, останется навсегда. Дело в том, что термины ≪социальная группа≫ и ≪социальная система≫ могут трактоваться двояко: как множество индивидов, действующих сообща на пользу или во вред другим индивидам; как совокупность прав и практик, на основе которых объединенные индивиды обеспечивают постоянство своего бытия как общности. Первое определение относится к членам общности и может быть названо аспектом взаимодействия. Тогда как комплекс прав, практик и образцов их организации есть системный аспект общности. В них по-разному рассматриваются члены общности. Каждый аспект есть предмет особого исследования. Спенсер и Дюркгейм занимались системными аспектами общества и социальными институтами, применяя при этом структурно-функциональный подход. Зиммель и Вебер изучали аспект взаимодействия и потому главное внимание уделяли индивидам, объединенным в общности. Социальные факты как вещи и понимающее описание. Дюркгейм провозгласил: главный принцип социологического анализа состоит в трактовке социальных фактов как вещей. Вебер решительно занял другую позицию: главный принцип социологического анализа заключается в толковании социальных действий в категориях субъективных смыслов, которые приписывают им действующие индивиды. На первый взгляд, эти положения исключают друг друга. Однако при детальном анализе они дополняют друг друга, поскольку фиксируют разные аспекты социологического исследования: методологический, связанный с объективностью исследования; онтологический, связанный с толкованием смыслов как основного элемента человеческих действий.

Принцип Дюркгема — социальные факты надо рассматривать как вещи — был первым шагом на пути разрыва социологии с популярными концепциями и конструированием понятий для анализа социальных фактов. Речь идет о разрыве с обыденным социальным знанием. Люди оперируют аппаратом псевдонаучных понятий без предварительного наблюдения, описания и сравнения вещей, которые обозначаются данными понятиями. В итоге возникает то, что Дюркгейм называл ≪идеологическим анализом≫ общества: анализируются и сравниваются одни понятия, а конкретные факты подгоняются под них в качестве примеров, вместо того, чтобы сами факты сделать предметом анализа. Из его сочинений Вебера вытекает, что германский социолог тоже стремился к освобождению от идеологии и максимальной объективности социологических утверждений. Вебер сделал упор на нейтральность оценок при познании социальных явлений. Этот момент можно истолковать как парафразу суждения Дюркгейма о толковании социальных фактов как вещей.

Согласно Веберу, смыслы — это факты, которые нуждаются в признании и изучении. Со своей стороны Дюркгейм постоянно пользовался понимающим описанием для объяснения закономерностей поведения индивидов. Наряду с понятием понимающего описания Дюркгейм пользовался понятием идеального типа. А еще, согласно Дюркгейму, существует связь типичных социальных чувств с генезисом религиозного культа. Она тождественна связи аскетического протестантизма с духом капитализма, зафиксированной Вебером.

 

1Предпосылки возникновения социологии и ее позитивистского направления.
2 Сравнить теории солидарности у Парето и Дюркгейма: пути развития общества.
3Политические учения Маркса, Вебера, Парето

1Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. На мировую сцену вышел и начал бурно развиваться капитализм, который принес с собой многие социальные болезни. В европейских странах происходило то, что присуще нашей стране сегодня: богатые становились богаче, а бедные беднее. На усиление эксплуатации трудящиеся ответили массовыми акциями протеста, вспыхнули восстания лионских и селезских ткачей, возникло движение лудитов, чартистское движение и т.д. Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Социология появилась во Франции как раз во время Французкой революции, ее как таковую тоже можно считать предпосылкой возникновения социологии. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество. Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в XVII в. впервые в теориях "социальной физики" возникает идея о том, что общество - это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений.

Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук — математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание. Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Такие усилия были обусловлены борьбой с философским и «научным» агностицизмом.(Агностици́зм — философская позиция полагающая принципиально невозможным познание метафизических истин). Основоположник позитивизма и автор термина «позитивизм» французский философ Огюст Конт, выступивший с большим шеститомным трудом «Курс позитивной философии», одно время был секретарем великого утописта-социалиста А. Сен-Симона. Однако он позаимствовал не социалистические идеи Сен-Симона, а идеи об определяющей роли техники, науки и промышленности в общественном и научном прогрессе. Совершенно самостоятельно он разработал принципы позитивной философии и социологии. Для обоснования идеи, что время метафизики (философии как самостоятельной науки) закончилось и наступило время «положительного» знания, О. Конт формулирует три закона: 1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.

 

 

2 Сравнить теории солидарности у Парето и Дюркгейма: пути развития общества.

Важной проблемой Дюркгейм считал солидарность, которая является основным критерием социального развития. Он различал органическую, и механическую солидарности. В неразвитых архаических обществах существовала механическая солидарность, основанная на сходстве индивидов и выполняемых ими функций. Современное развитое общество напоминает организм с различными органами, поэтому Дюркгейм называет новый вид солидарности, возникающий в нем, органической солидарностью. Разделение труда обусловливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Изменяется и общественное сознание. Первый тип означает относительное равенство, ограниченную свободу и почти полное отсутствие возможностей для развития индивидуальных способностей. Второй тип развивается посредством эволюционного совершенствования социальной системы разделения труда.

3 Основной вклад Вебера в изучение политических форм и режимов может быть представлен по четырем направлениям.Во-первых, Вебер - автор теории легитимности власти. Легитимность, согласно Веберу, означает признанность власти, ее и выступает в качестве гаранта стабильности имеющихся в обществе структур, процедур, решений и должностных лиц, "независимо от конкретного содержания их действий". Это центральный элемент того явления, которое Вебер называл "политическим господством", подразумевая под этим такой общественный порядок, где приказывают и выполняют приказы. Однако выполнения приказов, по убеждению Вебера, добиваются отнюдь не только применением силы.\ Если нормы диктующиеся властью, признаются большинством в обществе и воспринимаются как ценности, можно быть уверенным, что государственная власть имеет под собой достаточно прочные основания. Или иначе говоря, власть обладает легитимной основой для своих действий. Легитимность может быть трех типов - рациональная, традиционная и харизматическая. Соответственно, власть обретает свои полномочия на основе трех различающихся способов - рационально разработанных правил человеческого общежития, сложившихся в обществе традиций и харизмы лидера. Вторым важнейшим достижением Вебера была разработка типов политического лидерства, возникающего к условиях стабильных и нестабильных обществ. Основываясь на своей концепции легитимности и политического господства, Вебер соответственно выделял и типы лидерства: рациональный, традиционный и харизматический. Каждому из них был присущ собственный стиль поведения, использования средств управления, каждый опирался на специфический административный персонал и социальные слои. Принципиально важным представляется выделение Вебером лидерства харизматического склада, возникающего в условиях социальной и политической нестабильности. Третье направление деятельности Вебера - анализ социальных оснований политической стабильности и нестабильности. Вебер строил свой анализ, принципиально противопоставляя его марксистскому, в основу которого было положено гипертрофирование роли экономических факторов. И если для Маркса в основе всего лежал экономический интерес, то Вебер само возникновение такого интереса рассматривал лишь как частный случай реализации социальных ценностей. Фундаментально важной для него оказалась категория ценности, а не интереса. Опираясь на эту категорию, социолог разработал значительно более сложную, многовариантную систему социальной стратификации, нежели классовая. В основе этой стратификации - не одно (классовое, или экономическое), а два начала (статус и класс).

К политическому учению Парето можно отнести его теорию элит. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина `элита` - превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.
Элита разделяется на две части: `правящую` и `неправящую`, первая непосредственно участвует в управлении, а вторая - далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. `Ресурс согласия` основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. Парето так же как и Вебер говорил о легетимности власти. Согласно Парето, политические революции возникают из–за того, что в элите появляется много элементов плохого качества вследствие плохой циркуляции элит. Политическая власть осознаёт своё превосходство и никому не хочет уступать свое место. Учение Парето оппозиционно учению Маркса. Для Парето властная структура любого общества детерминировала все остальные процессы подобно тому, как для Маркса экономическая структура определяла вектор общественного развития. Маркс выводил власть из экономического господства, которое для него означало собственность на средства производства, а Парето утверждал, что борьба происходит между доминирующей политической элитой и конкурирующими элитами, стремящимися прийти к власти.

Маркс. Главной работой в политическом учении Маркса является «Манифест коммунистической партии». Важнейшая идея "Манифеста" - идея диктатуры пролетариата. Она намечается уже в предшествующих трудах Маркса и Энгельса ("Немецкой идеологии" и др.), но только в "Манифесте" дается ее теоретич. и историч. обоснование. Борьба классов, говорится здесь, составляет движущую силу историч. развития общества, основанного на частной собственности. Закономерным результатом этой борьбы в каждом исторически определенном обществе - обществ.-экономич. формации – являются социальные революции. Если бурж. революция свергла господство феодалов, то революция пролетариата, низвергая диктатуру буржуазии, с необходимостью приводит к диктатуре рабочего класса. "...Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. В "Манифесте" дан анализ развития производит. сил и производств. отношений, обосновано положение об определяющей роли способа произ-ва, о соотношении экономич. структуры (базиса) общества и обусловленной ею политич. и идеологич. надстройки, ведется острая критика всех устоев бурж. общества – бурж. собственности, бурж. семьи, морали, религии и т.д., и заложены вместе с тем теоретич. основы для их научного, материалистич. понимания. "Манифест" заканчивается замечат. словами: "Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.