Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологизм Дюркгейма

ПАРЕТО

ВЕБЕР

Сравнение социального действия у Вебера и Парето

 

Начнём с того, что как Вебер, так и Парето считали, что в социологии нельзя все соц процессы объяснять чисто экономическими факторами, ибо они лишь составляющая всей совокупности соц.факторов, обуславливающих соц.жизнь, т.е, модель человека «homo economicus» не приемлима в соц, ибо она обедняет природу человека.

 

Тем не менее, Вебер выделил 2 модели «homo economicus»:

- иррационально-авантюрная (торговцы, ростовщи-ки, спекулянты, представители финанс. капитала, не производящие товар). Модель криминальна, противостоит морали (насилие, разбой, труд рабов).

- рациональная (подразумевает, что на место символов, имеющих сакральное значение, человек в процессе рационализации подставляет смыслы целерациональные, разумные, общество организовывается на подчинении холодному расчёту, прагматике, экономич.выгоде).

На основании рациональности и иррациональности Вебер строит свою концепцию социального действия. Социальное действие по Веберу – действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Этот смыслбывает неконструируемый и реальный (люди вкладывают в свои действия), этот смысл является усреднённым, типичным для данной эпохи. Для Вебера задача социологии – понять социальное действие и объяснить его процесс и воздействие.

4 типа социального действия (идеальные типы)в соответствии с теми смыслами, кот. вкладывает:

1) целерациональное действие –действие, ориен-тированное на социальный успех (исключает нерациональные, непродуманные действия).

2) традиционное действие –определяется обыча-ями, традициями, привычками, нормами общ-ва, каждодневная повторяемость, смысл традиционный (религия в устойчивых монархиях).

3) ценностно-рациональное – зависит от ценност-ных ориентаций действия (готов пожертвовать успехом ради сбережения этой ценности), действия, связанные с убеждениями, установками, предпоч-тениями, идеалами. Лежит между рациональнос-тью и нерациональностью (человек рефлексирует на тему своих ценностей, но укоренённость ценно-стей в личностной биографии, преференциях не относит действие к сугубо рациональному).

4) аффективное – определяется вспышками эмоций, нарушение стандартов поведения, выходы за рамки правовой нормативности.

В процессе истории преобладает целерациональное действие.

Парето во многом схож с Вебером блаблабла…

Он говорит о наличии постоянной оппозиции между логичными и нелогичными действиями. При логичных действиях цель и средства ее достижения соответствуют друг другу объективно и субъективно, такие действия руководствуются разумом и регулируются нормами. Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчасти политики. В данном случае средства и цели связаны между собой объективной логикой, основанной на действительно существующих связях, и потому ведут к достижению целей. Иными словами, средства здесь адекватны целям.

Нелогичными являются все иные действия, обусловленные логикой чувств, они характеризуются тем, что люди, их совершающие, не знают истинных объективных связей между явлениями и поэтому используют неадёкватные средства для достижения целей, «нелогически» соединяя цели и средства. Связь средств цели в данном случае иллюзорна и существует только в представлении действующего субъекта. Таковы, например, жертвоприношения и другие религиозные обряды, цель которых умилостивить божество и добиться тем самым поставленной цели. Такого рода средства не связаны с целью объективно и потому не ведут к её достижению.

Т.е. в своей концепции соц.действия можно сказать, что Парето односторонне подчеркивал эмоциональную природу человеческих побуждений, имеющих природное естественное происхождение.

Нелогичные действия подразделяются на четыре рода:

1) нелогичные субъективно и объективно – традиционные действия в соответствии с обычаями, этикетом, если они не были рационально обоснованы.

2) нелогичные объективно, но логичные субъективно – играют наибольшую роль в общественной жизни и распространены в цивилизованном общ-ве.

3) логичные объективно, но нелогичные субъективно - инстинктоподобные действия

4) логичные объективно и субъективно - все действия в области экономики, многие действия в политике, юриспруденции, военном деле и т.д.

Парето также утверждал, что действия человека никогда не являются тем, чем они кажутся ему самому. Специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум для маскировки своих нелогических действий при помощи кажущихся логическими теорий и аргументов.

 

15. Интеллект истоки Вебера М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом как его методологические установки, так и его мировоззрение. В методологическом плане, в сфере теории познания огромное воздействие на него оказали идеи неокантианства, и прежде всего Г. Риккерта. По собственному признанию Вебера, большое значение в формировании его мышления имели работы К. Маркса, побудившие его к исследованию проблем возникновения и развития капитализма. Что касается общефилософского, мировоззренческого плана, то Вебер испытал на себе два различных, а во многих отношениях и взаимоисключающих влияния: с одной стороны, философии И. Канта; с другой, почти в тот же период, он находился под влиянием и был большим почитателем Н. Макиавелли, Т. Гоббса и ф. Ницше. Для понимания смысла его взглядов и поступков следует отметить, что Кант привлек Вебера прежде всего своим этическим пафосом. Кантовскому нравственному требованию честности и добросовестности в научных исследованиях он оставался верным до конца жизни. Гоббс и особенно Макиавелли произвели на него сильное впечатление своим политическим реализмом. Как отмечают исследователи, именно тяготение к этим двум взаимоисключающим полюсам '(с одной стороны кантовскому этическому идеализму с его пафосом "истины", с другой - политическому реализму с его установкой "трезвости и силы") определило своеобразную раздвоенность мировоззрения М. Вебера. Конец XIX века - период становления теоретических воззрений М.Вебера, связанных с принципами познания социальной (социально-исторической) действительности. В этот же период возникло направление в философии, которое отстаивало положение о том, что науки о культуре (духе) должны иметь свой собственный методологический фундамент, отличный от познавательных принципов наук о природе. Одним из идеологов учения наук о культуре явился В. Дильтей - автор концепции "понимающей психологии". Смысл его рассуждений сводился к тому, что непосредственное знание, интуиция принимается в качестве метода гуманитарных наук, а опосредованное знание, рассудочное, понятийное, логическое (дискурсивное) - в качестве метода наук естественных.

М. Вебер
был согласен с Дильтеем в том, что, анализируя человеческую деятельность, нельзя исходить из тех же методологических принципов, что и естественные науки, то есть он разделял общую антинатуралистическую тенденцию учения "наук о духе". Как и Дильтей, Вебер считал, что абстрагироваться от того, что человек есть существо сознательное, не может ни историк, ни социолог, ни экономист. Но, в отличие от Дильтея, руководствоваться при изучении социальной жизни методом непосредственного вживания, интуиции Вебер решительно отказывался. Ибо было ясно, что результат подобного способа изучения не обладает общезначимостью, он слишком субъективен.

Социологизм – методологическая позиция Э.Дюркгейма, подразумевающая самостоятельность и автономность социолог. подхода к рассмотрению реальности. В нём сущ. 2 аспекта:

1.– онтологический – отвечает на вопрос «Чем является реальность?». Базовые постулаты:

a) Социальная реальность – часть универсального природного порядка, устойчива, реальна, обладает собственными законами.

b) Общество – социальная реальность особого рода, имеет специфическую природу и доминирует над индивидом. Дюркгейм говорит, что индивидуальное сознание человека подчинено коллективному (т.е.человек – двойственная реальность, имеющая 2 природы: социальную и индивидуальную). Однако Дюркгейм признаёт, что индивид - биологическая единица, обладающая некими неизменными чертами, тем не менее, он испытывает влияние коллективного сознания и есть продуктом общ-ва, т.е. он – продукт коллективных представлений о том, каким человек должен быть.

2.– методологический – здесь Дюркгейм требует объективности научного подхода и говорит, что любое социальное явление необходимо рассматривать независимо от убеждений и позиций самого учёного, при этом методы рассмотрения соц явлений должны быть аналогичны методам естественных наук, ибо они наиболее объективны.

Цель социологии - исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм выделяет 3 принципа методологии социологизма:

1.Социальные факты следует рассматривать как объективные и независимые от человека.

2.Принцип методологического монизма: рассмотрение общ-ва с позиции общества.(т.е. Дюркгейм против редукции)

3.Социология как самостоятельная наука и как наука наук включает 3 элемента:

· общую социологию;

· социальную морфологию(демография, структура нас.);

· социальную физиологию (непосредственно отрасли социологии, т.е., то, в чём проявляется общ-во)

Важное место в «Правилах социологического метода» Дюркгейма занимает понятие «социальный факт», которое подвергается причинному или функциональному анализу.. По Дюркгейму предметом социологии является реальность, имеющая особые, только ей свойственные проявления, а именно они и называются социальными фактами. Сумма соц.фактов – социальная реальность. Признаки социальных фактов:

· объективность существования независимо от мышления и восприятия

· факты принудительны

Следовательно, соц.факты – продукт коллективного сознания. Причины соц.фактов нужно искать в других соц.фактах. Несколько позднее Дюркгейм именует соц.факт как «социальный институт» - все верования и поведения, к-рые устанавливает группа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социология Маркса Вебера. Социология религии | Э.Дюркгейм о развитии общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.