Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства социальной группы




22.10.2009

15.10.2009

Общество – это разные типы взаимодействия, что следует из разных определений.

 

Последнее определение – Давидова и Филиппова:

Общество, или социальность, или социальное – в широком смысле совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается всесторонняя зависимость друг от друга. В узком смысле – тип общения, предстающий как исторически объединённая целостность (например, наша страна или русское общество).

 

Общество не = государство.

 

Слово общество появилось в 19 веке, когда социальная наука начала оформлять свои концепты. Общество мы так просто наблюдать не можем, мы конструируем некую теорию, концептуальный конструкт.

 

Общество – стихийное или естественно складывающееся взаимодействие людей.

Общество – квазиобъект: мы его увидеть не можем, мы придумали его так называть.

 

Государство – искусственно сложившийся конструкт, призванный управлять этими взаимодействиями. Это конструкт, т.к. территорию люди обозначили, и страна появляется из концепций этой страны.

 

Исторически общество первично, а государство вторично (появилось после общества).

 

Взаимодействия людей, общество – объект социологии.

 

Предметов социологии много – столько, сколько теорий общества, взглядов на него.

Например, культурность как социальный феномен, инструмент взаимодействия (некоторые культурные, некоторые некультурные). Предмет науки можно описать через перечисление всех типов социологических исследований, которые проводятся на Земном шаре. Существует социология литературы, социология образования, социология армии, социология моды и др. Всё это – разные взгляды на способы взаимодействия внутри общества. Они входят в предмет социологии.

 

 

Социальная структура

 

Это взаимодействие между людьми, занимающими разные социальные позиции. Группы, классы, касты, страты, сословия, социальные институты.

 

В разных местах, ситуациях у нас разные социальные позиции (например, разные в семье и на работе). И в течение дня человек путешествует по социальной структуре.

 

Социальная структура – всегда совокупность сгустков общения, например, семьи, церкви, образования, производства, государства, науки и др. соц. институтов, социальных групп (профессиональных, возрастных, демографических, отличающихся по религии и другим параметрам). Все статусы образуют социальную структуру.

 

Взаимодействие людей крайне неоднородно: здесь оно есть, там его нет, в одном месте его больше, в другом меньше.

Молодежи не существует в виде группы, её можно назвать группой, но это будет искусственная, придуманная социологами группа. Так и объединяют в группы для того, чтобы навязать товар (например, объединяют в группу «молодежь», навязывают моду и пытаются убедить, что джинсы надо менять каждый сезон, иначе не круто).

 

Каждую группу можно разделить ещё на более мелкие. Например, в Санкт Петербурге разделили по этической составляющей миропонимания: на интеллектуалов и интеллигентов.

Интеллигент – альтруистическая направленность личности и отказ от насилия.

Что говорят такие студенты? – «не забыть про нравственный закон, который внутри каждого из нас»

Интеллектуал – эгоистическая направленность личности и допустимость насилия по принципу «чтобы чего-то достигнуть, надо пойти по головам»

Что говорят такие студенты? «мне нравится в моих сверстниках их наглость – надо быть наглым, чтобы добиться своих целей»

 

Концепт «социальная структура» создана для того, чтобы получить инструмент анализа общества, как-то назвать существующие в обществе явления. Это инструмент, направленный против психологии.

Психология объясняет социальное поведение людей их внутренними характеристиками, внутренним миром (было такое-то детство, смотрели такие-то фильмы и т.д.).

Социологи считают это шаманством, т.к. не знают, как они определяют то, что определяют, а иногда и ошибаются.

Социология объясняет поведение человека влиянием на него социальных структур.

«Бритва Акама»: не надо увеличивать количество сущности сверхнеобходимым. И не надо привлекать лишнее, когда можно и без него всё объяснить.

У социологов задача проще: общество проще, чем человеческий мозг.

 

Социальный факт – независимая от нас реальность (например, билетик в автобус), но в то же время результат взаимодействия людей (которые придумали тот же билетик).

 

Наличие социальной структуры создает ясность, организованность, целенаправленность наших поступков.

 

Все мы размышляем о своем жизненном пути в терминах: работы, учеба, семья, отдых. Всё это – придуманные концепты (придуманные не кем-то одним, просто так получилось).

 

Появляется возможность управлять обществом: отдельно взятыми ячейками удобнее управлять. Организации – тоже придумки для более удобного управления.

 

В любой социальной структуре иерархическая структура. Существует неравенство на всех уровнях. В частности, разделение труда влияет на это: одни функции имеют большую, другие меньшую ценность. Есть лидер и коллектив, начальник и подчиненный.

Неравенство воспроизводит социальные связи. Не будет неравенства – не будет взаимоотношений «начальник – подчиненный» – и что останется от организации?

 

Способы организации неравенства бывают разные.

 

Можно выделить, например, касту, сословие или класс.

 

Кастовый – очень жесткий тип организации неравенства. Выделение в касту происходит с рождения (родился – и сразу, например, неприкасаемый или брахман). Человек наделяется какой-то религией. Из касты в касту перейти нельзя.

 

Сословная организация: ограничения только законодательные и национальные. А так сословие можно поменять. Например, аристократия. Аристократом можно стать, например, выйти замуж за графа – и стать графиней.

 

Классовая организация. Полная свобода и основание выделения классов чисто экономических. Денег заработал – стал буржуазией, денег нет – работаешь на заводе. Браки между классами возможны. Принадлежность к этому социальному образованию не врожденная, а достигаемая.

 

Вертикальное деление: сверху богатые, снизу бедные, посередине средний класс.

Хотя, класс – это не только уровень дохода, это ещё что-то. Обладание только богатством не гарантирует, что социологи зачислят в высший класс.

 

В США деление такое:

 

Высший высший класс (1,44%) составляет элиту. «Пропуском» в этот слой служат унаследованное богатство и социальная известность семьи; как правило, это старые поселенцы, состояние которых увеличивалось на протяжении нескольких поколений. Они очень богаты, но не выставляют богатство напоказ Социальная позиция представителей этого элитарного слоя настолько безопасна, что они могут отступать от принятых норм, не опасаясь лишиться при этом своего статуса;

 

Низший высший класс (1,56%) – это профессионалы в своей области, получающие чрезвычайно высокий доход. Они заработали, а не унаследовали своё положение. Это активные люди с большим количеством материальных символов, подчеркивающих их статус: самые большие дома в лучших районах, самые дорогие автомобили, бассейны и т.д.

 

Высший средний класс (10,22%) – люди, для которых главным является карьера. Основой карьеры может стать высокая профессиональная, научная подготовка или опыт управления бизнесом. Представители этого класса очень требовательно относятся к образованию своих детей, для них характерно несколько выставленное напоказ потребление. Дом в престижном районе для них является главным признаком их успеха и достатка.

 

Низший средний класс (28,12%) – типичные американцы, являющиеся примером респектабельности, добросовестного отношения к работе, верности культурным нормам и стандартам. Представители этого класса также большое значение придают престижности своего дома. Они не всегда уверены в наличии у себя хорошего вкуса и поэтому приобретают стандартные мебель и украшения, в отличие от потребителей высшего среднего класса, которые более свободно экспериментируют с новым стилем.

 

Высший низший класс (32,60%) – люди, ведущие обычную жизнь, заполненную повторяющимися изо дня в день событиями. Представители этого класса проживают в не престижных районах города, в небольших домиках или квартирах. К этому классу относятся строители, подсобные рабочие и другие, труд которых лишен творчества. От них требуется наличие лишь среднего образования и некоторых навыков, работают они обычно вручную.

 

Низший низший класс (25,22%) – люди, находящиеся в крайне бедственном положении, имеющие проблемы с законом. К ним относятся, в частности, иммигранты неевропейского происхождения. Человек из низшего класса отвергает нормы средних классов и старается жить сегодняшним днем, тратя большую часть своих доходов на питание и делая покупки в кредит.

 

Если в Америке средний класс – реальная группа (и в неё входят 60%), то в России некоторые вообще считают, что средний класс – плод воображения, идеологическая метафора, созданная для интеграции общества, чтобы задать ещё один вектор, куда надо стремиться (выше), другие предполагают, что это реальная группа. Они так полагают по подсчетам из характеристик: стабильный наличный доход, наличие собственности, образования и квалификации, достаточно высокий статус в обществе (например, статус студента МГУ). У нас (в отличие от Америки) есть ещё один критерий – самоопределение: куда человек сам себя относит.

 

Зачем средний класс выделяют? – об этом в следующий раз.

 

 

 

 

Мозг в целом устроен у всех одинаково. Социологи об этом знают.

 

Одни (часто американцы) моделируют мнение других, те смотрят на вещи, людей и события так, как они говорят.

 

О количестве людей, принадлежащих к среднему классу, нет точных данных, исследователи называют цифры от 7 до 22 %.

 

В средний класс входит: более или менее высокий материальный уровень, обладание собственностью, образование (для среднего класса считается достаточным среднее, т.к. оно уже не обязательное для всех, и у низшего класса его нет), стабильный доход (желателен), физический характер труда (как правило).

 

Приблизительно ¼ среднего класса составляют жители села. Сел много, и в каждом селе есть хоть одна зажиточная семья, живущая богаче городских (остальные стонут, что у них нет работы).

 

Социальные группы

 

Это главное, чем занимается социология – её интересует их взаимодействие.

 

Группы делятся:

- по функциям (специализированные и полиэвалентные),

- по нахождению в пространстве (в одном месте и в разных),

- по времени (постоянные, временные и спорадические - т.е. как регулярные вспышки),

- по степени обязательности вступления (можно не вступать, нельзя не вступать: раньше нельзя было не вступать в октябрята или комсомольцы),

- первичные (психогруппы – ближайшее окружение: 1-2 друга, ближайшие родственники) и вторичные (социогруппы),

- по степени формализованности (формальные, напр. студенческая и неформальные, напр. КВН)

 

Критерии вычленения групп (что считать группами)

 

Разные науки подходят к этому вопросу по-разному.

 

Демографы (демографический подход)

Например, нужно вычислить, сколько детских садов будет спустя опред. количество лет. Выясняется, сколько в этом городе молодых семей, в которых потенциально могут быть дети детсадовского возраста в нужном году (или уже есть дети опред. возраста, кот. к нужному году будут детсадовского возраста)

 

Маркетологи (статистический подход)

Нужно выяснить потребителей помады опред. марки, кому можно продать её. Выясняют характеристики людей, потребляющих помаду (пол, возраст, образование и др.).

 

Социальных психологов волнует, как формируется личность, её мышление в определенной группе. Социологию интересуют реально существующие группы.

Группа должна иметь органичный характер, она формируется в результате определенных ясных причин. Например, студенческая группа 406 сформирована с целью упорядочить

 

Люди взаимодействуют внутри группы на регулярной основе, или хотя бы

 

 

Как правило, люди внутри группы занимаются разными видами деятельности, группа может объединяться по одному фактору, но внутри неё могут совпадать и другие, например, интересы индивидов (пример: студенческая группа, объединенная Университетом, но внутри неё некоторых студентов объединяет и интерес к кино).

 

Как правило, индивиды осознают свою принадлежность к группе.

 

У социальной группы всегда есть границы, определенные и устойчивые. Пример: границы студенческой группы – список группы. У других групп может не быть списка, но они знают друг друга (пример: кто идет в поход).

 

Группа имеет отчетливый гомогенный (однородный) состав: все члены группы в одном признаке, а часто и во многих очень похожи. Гомогенный состав отличен от гетерогенной.

 

Минимальный состав группы – 2 человека

 

 

Пример формальной группы – бюрократия. (!есть такой вопрос в билете)

Бюрократия – самая эффективная организация достижения социальной цели. Когда не было бюрократии, и армия была стаей, и много чего было не организовано, как следует.

 

Формальную группу (бюрократию) отличает:

- строгая иерархия власти (позволение вышестоящему лицу осуществлять контроль за нижестоящими)

- строгое разделение обязанностей между членами группы, согласно их компетенции (предполагается, что высококомпетентные люди занимают более высокие должности, отсекаются т.н. талантливые любители).

- в бюрократической организации четкая организация правил (то же самое, что в армии называется уставом).

- принципиальные ограничения личной инициативы (безличность административной деятельности). Человек, который идет на службу в бюрократическую организацию, становится её винтиком.

- власть не передается по наследству

- постоянно декларируется публичная оценка деятельности, всё на виду

 

Проблемы бюрократии вытекают из её эффективности:

- подавление личности (личность настолько сильна, что она всё время к чему-то стремится, ей сложно быть просто винтиком в структуре)

- бывает, что цель начинает затуманиваться. Самый яркий пример – армия в отсутствии войны.

- власть узаконивается присутствием на этой должности, даже без знаний

 

Любая бюрократия как-то само-организуется и с помощью неформальных принципов (и тетушку с 3 детьми, ничего не умеющую, найдут, как уволить).

 

Липшиц: «Бюрократ – главное слово… сам видел. Встречал даже непорочных старых дев. Взаточников, конечно, тоже хватает. Их надо ловить… все-то не отберешь… получается, что… непобедимое… бюрократы – живые люди, но когда собираются вместе, образуется бюрократия...». Т.е. человечество не придумало ничего лучше, чем хорошая бюрократия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.