КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Джон Д. Рокфеллер
ВОПРОС 2. «КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ» Основные принципы классической методологии: 1.Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности – нет никаких специфических социальных законов; 2.Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук; 3.Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими; все социальные явления должны быть описаны количественно; 4.Социологическое знание должно быть объективным, т.е. не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) французский социолог: Социальный факт: - предметом социологии являются социальные факты, составляющие систему социальной действительности; - «социальный факт – это всякий образ действия, чётко определённый или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время своё собственное существование, независимое от него». При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом его социологического метода; - в работе «Правила социологического метода» (1895) излагает основные требования к социальным фактам, позволяющие социологии существовать как науке: · 1-е – рассматривать социальные факты как вещи, т.е. они внешни для индивидов; материальны, строго наблюдаемы и безличны; между ними есть отношения причинности – постоянные законы функционирования общества; · 2-е – систематически отмежёвываться от всех врождённых идей, т.е. порвать со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиду в отношении социальных фактов; · 3-е – признание примата (первенства, приоритета) целого над составляющими её частями, т.е. источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида. Социальный порядок: - социальный порядок является важнейшей функциональной предпосылкой общества; - у человеческой природы есть две стороны: · эгоистическая – детерминированная биологическими потребностями, которые реализуются в удовлетворении интересов, что затрудняет интеграцию индивидов в общество; · способность верить в моральные ценности – детерминированная духовными потребностями, способствует социальной жизни и стабильности. В основе консенсуса лежит коллективное сознание, состоящее из общих убеждений. Без этого консенсуса по основным моральным ценностям социальная солидарность стала бы невозможной, и индивиды не смогли бы находиться вместе, образуя интегративное социальное единство. «Там, где интерес является единственной правящей силой, индивидуумы оказываются в состоянии войны друг с другом». «Общество должно присутствовать в индивидууме», что обеспечивается главным образом через религию: осознавая свою зависимость от потусторонней силы, люди осознают свою зависимость и от общества.
Георг Зиммель (1858 – 1918) немецкий социолог: - его считают основоположником так называемой формальной социологии, главным в которой было понятие формы, хотя он осознавал, что она возникает на основе связанного с ней содержанием, которое, однако, без формы существовать не может; - форма – универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое являло собой исторически обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодействий; - взаимодействие – основа общества, т.к. общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов; оно всегда складывается вследствие определённых влечений или ради определенных целей; - общество – совокупность взаимодействий формы и содержания; - общество непрерывно порождается взаимодействием индивидов, которые соединяются в общество, т.е. «обобществляются»; - задача социологии как науки состоит в том, чтобы изучать различные формы обобществления, классифицировать и анализировать формы социальной жизни; - социальное содержание не требует специального социологического рассмотрения, потому что оно является предметом внимания многих других наук об обществе, которые, в свою очередь, не занимаются изучением социальных форм; - классификация социальных форм: · социальные процессы – подчинение, господство, примирение, соревнование и др.; · социальные типы – означают систематизацию некоторых сущностных характерных качеств человека, не зависящих от взаимодействий между людьми (аристократ, бедняк, циник, кокетка, женщина и т.д.); · модели развития – характеризует социальную дифференциацию, взаимосвязи группы и индивидуальности. Усиление индивидуальности ведёт к деградации группы: чем меньше группа, тем её члены менее индивидуальны и, наоборот, с увеличением группы её члены становятся более непохожими друг на друга. - абстрагирование от содержания позволяет проецировать «факты, которые мы считаем общественно-исторической реальностью, на плоскость чисто социального».
Макс Вебер (1864 – 1920) немецкий социолог: Понимающая социология: - социология означает науку, которая хочет истолковывающим образом понять социальное действие и благодаря этому причинно, объяснить его в его протекании и в его последствиях; - предметом социологии должно стать не столько непосредственное социальное действие (поведение), сколько его смысловой результат; - социальное действие есть такое действие, которое обязательно включает в себя акт человеческого сознания, может быть понято другим человеком и через понимание причинно, объяснено; - социальное действие есть не просто деятельность индивида, наделённого сознанием, а действие, всегда ориентированное на другого человека, что, собственно, и составляет основу социальной связи; - возможные виды социального действия: · целерациональное – характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны; · ценностно-рациональное – подчинённое сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность; · аффективное – обусловленное чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта; · традиционное – диктуется привычками, обычаями, верованиями; осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения. Идеальный тип: - идеальный тип – это теоретическая конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена, процедура идеализации, рассмотрение объекта в «чистом виде», т.е. создание идеальной модели; - исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности; - выполняют роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события; - конструкция идеальных типов должна служить средством «независимого от ценностей» исследования. Рациональность: - рассматривает становление рационального общества индустриального типа (т.е. капиталистического), которое характеризуется рациональным способом ведения хозяйства, рациональным управлением, рациональной политикой, рациональной религией и т.д. - рациональное управление реализуется в бюрократическом управлении, которому характерны: иерархия, безличность, непрерывность, регламентированность, ограниченность ответственности, конкурсное замещение должностей. Социология власти: - власть рассматривается с позиции легитимных типов: · традиционный – основанного на традициях, привычках поведениях; · легальный (бюрократический) – подчинение законам из соображений рациональности; · харизматический – основанный на вере в выдающиеся качества субъекта власти. ВОПРОС 3 «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ» Предпосылки возникновения социологии в России: Социология в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. Произошло значительное оживление социальной жизни, связанное с появлением революционных демократов, народников и иных общественных движений, как противостоявших правящему царскому режиму, так и поддерживающих его. В качестве важного социального явления возникает общественное мнение, изучать и учитывать которое становится необходимым для всех господствовавших и оппозиционных структур. Главную роль в возникновении социологии в России сыграли идейно-теоретические предпосылки, выразившиеся в существовании и влиянии отдельных социальных концепций, имевших как отечественное, так и зарубежное происхождение.
Этапы развития социологии в России в рассматриваемый период:
1-й период (1860 – 1890-е гг.) – господство субъективной социологии и позитивизма: - появляются первые «чисто» социологические работы, выполненные в духе субъективной социологии и позитивизма (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); - социология рассматривалась как высшая наука в системе научного знания о мире, призванная открывать и разрабатывать наиболее общие социальные законы, однако при этом объект и предмет социологии российскими исследователями не был выявлен достаточно чётко, в результате чего социология и социальная философия оказались «неразмежевавшимися», а зачастую просто соединены; - в рамках первого периода российской социологии сложилось несколько направлений исследований: · субъективная социология и тесно связанное с ней психологическое направление (Н.И.Кареев, Н.М.Коркунов, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н. Южаков); · позитивизм М.М.Ковалевского; · натурализм в его различных формах (Н.Я.Данилевский, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников, А.И.Стронин), среди которых выделялся географический детерминизм и органицизм; ·экономический материализм и ортодоксальный марксизм (Г.В.Плеханов).
2-й период (1890-е гг. – начало XX в.) – господство неокантианства: - «ядром» антипозитивистского течения критикующего попытки сближения социологии с естествознанием и объяснения социальных процессов с помощью естественнонаучных методов становится неокантианство; - доказывалось, что общественную жизнь нельзя рассматривать как разновидность естественного, природного процесса. В ней необходимо видеть в первую очередь культурно-ценностные аспекты человеческого поведения, обладавшие уникальными, неповторимыми особенностями; - подчёркивалось отрицание единства гуманитарного и естественнонаучного знания и признание доминирующего значение первого; - наиболее яркими представителями были: Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов. 3-й период (начало 1900-х – рубеж 1910-1920-х гг.) – господство неопозитивизма: - ведущим направление становится неопозитивизм (А.С.Звоницкая, П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев); - главным предметом исследований становятся социальное поведение, социальные связи, социальное взаимодействие, социальное общение; - неопозитивисты ратовали за превращение социологии в описательную науку с предельно объективным и точным изучением как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях самых различных сторон социального поведения и взаимодействия; - наряду с неопозитивизмом возникает так называемая «христианская социология» (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк), предметом которой также выступает социальное, что позволяет социологии отмежеваться от других наук и выйти на уровень предметного самоопределения; - усиливается развитие как легального, так и ортодоксального марксизма и экономического материализма (Г.В.Плеханов, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, В.И. Ульянов); - сохраняются практически все ранее утвердившиеся направления социологической мысли в России. Этапы развития социологии с 1910-х по 1930-е гг.: 1-й (конец 1917 – 1922 гг.) – время противоборства немарксистской (антимарксистской) и марксистской социологии: - отечественная социология развивается преимущественно как теоретическая наука. Эмпирические исследования, традиции которых не были заложены в дореволюционный период, почти не проводились, хотя потребность в них была; - в целом отношение к социологии на первых порах послереволюционного развития было положительным. Начался процесс её институционализации; - в 1918 г. был создан Социобиблиологический институт, в рамках которого, помимо научных исследований планировалось обеспечение необходимого уровня высшего социологического образования, обучение работников государственного и партийного аппарата и распространение социологических знаний среди народа; - в 1919 г. возобновило работу Русское социологическое общество М.М.Ковалевского, на базе которого регулярно собирались слушать доклады и лекции ведущие учёные страны как марксистской, так и немарксистской ориентации; - среди учебников и научных трудов немарксистской ориентации выделялись работы В.М.Хвостова, П.А.Сорокина, К.М.Тахтарева и др. К числу основных марксистских авторов следует отнести прежде всего Е.А.Энгеля и Н.И.Бухарина; - власть хорошо понимала, что нельзя давать возможность готовить кадры, проводить исследования и издавать книги по социологии профессорам либерального направления, в результате чего в 1921 г. был закрыт Социобиблиологический институт, а чуть позже – Русское социологическое общество; - в связи с отсутствием в достаточном количестве необходимой учебной литературы, а главное – подготовленных педагогических кадров, способных пропагандировать идеи социализма и коммунизма (главным образом на основании открытых в Петроградском и Ярославском университетах первых социологических кафедр) Наркомпрос вскоре запретил преподавание социологии вообще; - результатом деятельность правительства стало либо прекращение научной и педагогической деятельности в области социологии либо выезд дореволюционной профессуры из страны (более 80 социологов); - в статье «О значении воинствующего материализма» (1922 г.) В.И.Ленин изложил концепцию, суть которой была выражена в двух положениях: 1) кто не с нами, тот против нас; 2) мы не так сильны, чтобы за деньги пролетариата разрешить в стране враждебное большевизму инакомыслие. 2-й (1920 – 1930 гг.) – марксистская социология в СССР: Теоретический уровень: - наибольшим теоретическим влиянием на процесс становления советской марксистской социологии в начале 1920-х г. пользовалась концепция Н.И.Бухарина, изложенная в книге «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» – отождествление социологии (социологической теории) с историческим материализмом, который был провозглашён социологической теорией марксизма и определён как «общее учение об обществе и законах его развития, т.е. социология»; - одна группа марксистов (Н.И.Бухарин, Н.Н.Андреев, Д.С.Садынский, С.А.Оранский, С.Ю.Семковский и др.) стремилась доказать, что марксистская социология является как частная наука по отношению к философии марксизма; другая группа (С.Я.Вольфсон, С.З.Каценбоген, З.Е.Черняков) соглашаясь с основным тезисом Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, рассматривали последнюю как составную часть философии; - в целом, все точки зрения отражали своеобразную социологическую доминанту в подходе к соотношению философии, исторического материализма и социологии, которая, однако, выражалась по разному: 1) подчёркивание материалистического понимания мира и исторического процесса; 2) выявление общей теории общества; 3) отрицание социологического значения исторического материализма и доказывания, что социология носит враждебный по отношению к нему характер (исторический материализм рассматривался только как научно-философская теория общества; марксисткой социологии нет и быть не может, социология может быть только буржуазной); - для развития марксисткой социологии периода 1920-х гг., особенно их первой половины, были характерны многочисленные дискуссии – устные и в публикациях, отличавшиеся научной корректностью, терпимостью к оппонентам, отсутствием догматизма, искренней верой в справедливость и торжество идей марксизма; - в работах и дискуссиях поднимался целый ряд проблем, касавшихся не только предмета и метода социологической науки, но и социальной и национальной структуры общества и её отдельных элементов, процессов классовой и социальной дифференциации; - к концу 1920-х – началу 1930-х гг. стала вырисовываться в представлениях социологов социально-классовая структура советского общества, включавшая в себя два неантагонистических класса – рабочий класс и колхозное крестьянство и межклассовую прослойку трудовой интеллигенции.
Эмпирико-прикладной уровень: Время становления отечественной эмпирической социологии, когда эмпирические и прикладные исследования охватили практически все основные сферы жизнедеятельности общества, коснувшись многочисленных и, как правило, актуальных социальных проблем: - проблемы социального управления, труда и быта рабочих и крестьян, социальные аспекты развития производства, города и деревни, вопросы жизни рабочей и сельской молодёжи, развития культуры и образования, семьи и досуга; - особое место среди эмпирических исследований занимало изучение бюджетов времени рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Так, концепция бюджетов времени Струмилина предлагала для научного изучения и практического использования трехчленную формулу «труд – отдых – сон». Она отражала стремление к реализации идеи «трёх восьмёрок»: 8 часов работы, 8 часов отдыха и 8 часов сна. Но от неё отказались. Взамен появилась иная структура времени, в основу которой было взято положение о диалектической взаимосвязи необходимости и свободы – структура бюджета включала в себя необходимое и свободное время. - определённое внимание уделялось характеристике методологии, методики и техники конкретно-социологических исследований. Использовалась практически вся палитра их методов: опросы, интервью, беседы, наблюдение, контент-анализ документов, эксперименты, анализ бюджетов времени; - в основу многих исследований были положены необходимые статистические данные. Большую роль сыграли переписи населения 1920 и 1926 гг.; - однако при всех успехах существовал ряд недостатков: отсутствие глубоких теоретически выводов, что было следствием налёта эмпиризма; невысокий уровень обработки полученной информации – вручную, продолжительно – и как следствие запоздалые выводы; социологию пытались сделать служанкой партийного и государственного руководства страны, придатком идеологической машины, что в соответствие специфики самой науки, особенно эмпирических социологических исследований было трудновыполнимо; - сначала происходит умаление роли и падение значения социологического знания в новых условиях резко ухудшившейся в экономическом, социальном и политическом отношениях жизни; в начале 1930-х оно становится ненужным, поскольку практически оказывается не в состоянии выдавать чёрное за белое; наконец её запрещают как буржуазную науку.
Возрождение социологии (конец 1950-х – начало 1970-х гг.): - возрождение отечественной социологии началось в период «хрущёвской оттепели», в конце 1950 – начале 1960 гг. когда появилась возможность доступа к зарубежной социологической литературе, и перевода отдельных работ на русский язык; - в 1956 г. в Амстердаме на III Всемирном социологическом конгрессе присутствует советская делегация; - в 1958 г. в Москве было созвано международное совещание социологов с приглашением на него президента Международной социологической ассоциации (МСА) Ж.Фридмана и других известных за рубежом учёных; - в 1958 г. создаётся Советская социологическая ассоциация (ССА), которая в том же году стала членом МСА; - процесс «внешней» институционализации социологии, как бы он ни был оторван от внутренних потребностей её развития, явился важным и серьёзным стимулом для развёртывания социологических исследований в стране; - возрождение социологии шло параллельно с двух сторон – теоретической и эмпирической: ▪ теоретическое возрождение – продолжались дебаты о месте социологии в марксизме, о её соотношении с диалектическим и историческим материализмам, о том, как соотносится теоретическая социология с эмпирическими исследованиями и является ли она вообще социологией; ▪ эмпирическое возрождение – в вузах увеличилось количество преподавателей, стремившихся к прикладной работе; появлялись первые социологические службы на крупных промышленных предприятиях; - в 1960-х был выпущен целый ряд книг по социологии, сыгравших важную роль в становлении её как науки и практической сферы деятельности; - стало очевидно, что социология имеет свой категориальный аппарат, свою систему понятий, которая обладает значительной спецификой и позволяет рассматривать общество и его конкретные проблемы, не прибегая постоянно к использованию философский абстракций; - в 1968 г. был создан Институт конкретных социологических исследований (ИКСИ АН СССР), в котором появилась своя аспирантура, готовившая социологов; - процесс институционализации социологии в конце 1960-х – начале 1970-х вышел за пределы Москвы и охватил многие республики и крупны области. В ряде академических институтов страны были созданы социологические отделы; - но успехи социологии вызвали мощное сопротивление со стороны её противников. Социологии было отказано в праве быть самостоятельной наукой, объявив её прикладной дисциплиной. Произошло искусственное разделение теоретической (существовала в рамках философской теории) и эмпирической социологии. По-прежнему осуществлялся жёсткий партийно-идеологический контроль, который к концу 1960-х приобрёл достаточно угрожающие симптомы партийно-идеологического нажива, давления и наступления реакции. Резкой критике подверглась деятельность ИКСИ, в результате чего произошла реорганизация института, ряд научных подразделений был упразднён.
Социология в период застоя (1970-е – 1980-е гг.): Особенности положения отечественной социологии в период «застоя»: 1) резко усилилось социологическое мифотворчество, которое носило заказной характер. Социологические исследования были призваны идеологически обеспечить правдивость мифа о стабильности и процветании советской системы и общества развитого социализма, тогда как на деле начались их застой и стагнация; 2) не смотря на растущее стремление социологии и социологов доказать свою полезность и необходимость для общества и его конкретных структур, снижается уровень востребованности как теоретической, так и эмпирической социологии; 3) многочисленные попытки доказать необходимость профессиональной и образовательной институционализации социологической науки за счёт введения должностей социолога на предприятиях и в учреждениях открытия профессионального социологического образования постоянно наталкивались на ожесточённое сопротивление со стороны людей, противодействовавших признанию самостоятельности социологической науки; 4) определённым образом снизилась научная и социальная активность многих ведущих социологов страны, которые в условиях ужесточения политико-идеологических тисков вынуждены были зачастую работать «в стол»; 5) сузились возможности теоретической конфронтации социологии с философскими и научно-коммунистическими теориями, основанными на материалистическом понимании истории и признании решающей роли материального производства и экономических отношений в развитии общества; 6) отношение к зарубежной социологии по-прежнему определялось официальными партийными установками на продолжение и усиление идеологической борьбы с ней.
Достижения социологии в период «застоя»: Появились ряд интересных и значимых работ: - В.А.Ядова (о методологии и методике социологического исследования и развитию диспозиционной концепции социального поведения личности; - Б.А.Грушиной (о проблемах массового сознания); - Т.И.Заславской (о методологии системного анализа сельских регионов); - А.Г.Здравомыслова (об изучении структуры личности); - И.С.Кона (о самосознании личности) и др.
Большёй интерес вызывали исследования и публикации, выполненные в рамках изучения труда, промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной структуры общества, рабочего класса, интеллигенции, города, села, образования, культуры, молодёжи, рабочего и внерабочего времени, образа жизни, общественного мнения, средств массовой информации и пропаганды, семьи, личности и др. Много внимания уделялось анализу проблем в области методологии, методики, техники и процедуры социологического изучения проблем. Имели важное значение для развития отечественной науки исследования и работы в области истории социологии, прежде всего зарубежной.
В этот период в отечественной социологии сформировались необходимые предпосылки для нового этапа её развития, который наступил в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
ВОПРОС 4: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ»
В рамках современного этапа развития социологии выделяют периоды: 1-й период (1920 – 1930-е гг.): - определяется мощным наступлением эмпиризма и его доминированием в социологической теории и практике – экономический и социальный прогресс общества; - центром социологии становится США, где в этот период господствует Чикагская социологическая школа (Р.Парк, Э.Бёрджесс); - во второй половине 1920-х – 1930-е гг., в США появляются глубоки и имеющие существеннее значение для дальнейшего развития науки социологические теории П.Сорокина и Т.Парсонса; - в Западной Европе преобладали исследования теоретического характера, большое влияние на развитие которых оказали идеи психоанализа и социальная антропология(во Франции школа Э.Дюркгейма, в Германии – Франкфуртская социологическая школа); - в это время происходит зарождение трёх ведущих для социологии XX в. направления: символического интеракционизма (Дж.Г.Мид), феноменологии (М.Шелер, А.Шюц), структурного функционализма (Т.Парсонас); - появляется целый ряд отраслей социологической науки (индустриальная социология, социология труда, социология менеджмента, социология города и др.).
2-й период (1940 – 1960-е гг.): - характеризуется значительным усилением теоретико-методологических построений, как своеобразной реакцией на доминирование в социологии эмпирической линии, нанесшей в предшествующий период, определённый урон теоретической социологии; - проявляется глубокий кризис эмпирической социологии, зачастую проявлявшей полную самодостаточность и не обращавшейся к «большой теории»; - мировым центром социологии продолжает оставаться США, а основными социологическими центрами в становятся Гарвардский и Колумбийский университеты (вместо доминирования Чикагского университета); - к числу самых значительных теорий, созданный в этот период, следует отнести: концепцию социокультурной динамики, теорию интегрального типа личности и общества (П.Сорокин), теории социальной системы и социального действия, структурно-функциональный анализ, концепцию неоэволюционизма (Т.Парсонс); теории функционального анализа и среднего уровня (Р.Мертон); - среди крупных европейский социологов, осуществлявших конкретные эмпирические исследования на промышленных предприятиях и затрагивающих вопросы трудового поведения работников, их отношения к производственной деятельности, мотивации и профессионально-ценностных ориентаций, взаимодействия различных групп занятых, проблем совершенствования управления социальными процессами и т.д., можно выделить Ж.Фридмана, А.Турена, Дж.Голдтори, Д.Локвуд и др.; - этот период ознаменовался созданием в 1949 г. под покровительством ЮНЕСКО Международной социологической ассоциации и проведением первых всемирных социологических конгрессов.
3-й период (1970-е – первая половина 1980-х гг.): - характеризуется стремлением к существенному обновлению теоретического арсенала в рамках ряда появившихся концептуальных направлений – постиндустриализма (Д.Белл, А.Турен), постмодернизма (М.Фуко, Ж.Лакан), модернизации (М.Леви, У.Мур) неофункционализма (Дж.Александер, П.Коломи) и др.; - заявляет о себе первыми крупными работами новое поколение социологов-теоретиков – Э.Гидденс, Дж.Александер, Дж.Ритцер, Р.Будон, П.Бурдье, Ю.Хабермас и др.; - многие исследователи стремятся как можно резче отгородится от классических идей социологии, заявляя о поиске новых путей развития этой науки; - намечается постепенный переход к социологии постмодерна; - зарождается социологический интерес к созданию интегрированных теорий и концепций; - усиливается роль всемирного социологического сообщества, возглавляемого Международной социологической ассоциацией.
4-й период (вторая половина 1980-х – 1990-е гг.): - характеризуется попытками вывести социологическую науку на новый уровень теоретического осмысления процессов как в реальной жизни, так и в самой социологии; - основная особенность периода – стремление к интеграции во всех сферах и проявлениях социологической науки и практики; - осуществляется переход к постклассическому развитию социологии, одна из основных особенностей которого состоит в теоретическом акцентировании активной роли социального субъекта; - получают развитие такие теории как: теория структурации Э.Гидденса, теория постмодерна З.Баумана, теории метатеоретизирования и макдональдизации Дж.Ринцера, многомерная социология Дж.Александера, теория социального поля (пространства) П.Бурдье, теории социальных изменений и культурной травмы П.Штомпки и др.; - обосновывалась идея консолидации различных подходов, концепций, культур, образов жизни, в рамках которой нашла своё отражение усиливающаяся тенденция к интернационализации социологии, формированию социологического знания, состоящего из теорий, не отрицающих друг друга, а принимающих их как данность.
Основные направления социологических исследований в современной России: Сохранение национального своеобразия отечественной социологии обеспечивается прежде всего за счёт тематики и основных направлений исследований. В перестроечный и постперестроечный период на первое место вначале вышли проблемы общественно-политического характера, начиная от определения содержания и вектора переходных процессов и кончая новыми политическими ценностями общества и его конкретных социальных групп. В экономической и социальных сферах социологи стремятся к изучению явлений, связанных с новыми формами собственности, видами предприятий, типами экономического и социального поведения людей. Особое внимание обращается на экономический и социальный кризисы. Отдельный интерес для учёных представляет изучение социальной структуры, стратификации и мобилизации российского общества в переходный период. Поскольку появляются новые, подчас многочисленные, социальные слои (страты), которые существенно влияют на жизнь общества (предприниматели, коммерсанты, политическая элита, безработные, бомжи, охранники, торговцы и др.). С точки зрения проблематики социальной сферы, нашедшей своё отражение в социологических исследованиях, следует также назвать вопросы бедности и богатства, усиления в обществе социального неравенства. Особое место среди направлений исследований в отечественной социологии занимают проблемы этнических конфликтов и межнациональных отношений, а также различные аспекты криминализации страны. Исследования социальной и политической сфер охватывают проблемы демократизации социальной и политической жизни общества, создания правового государства, гражданского общества, изменений в социальных идентификациях, формирования и деятельности власти на самых разных уровнях, начиная от центральной и кончая муниципальной.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |