Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление социальным конфликтом




Факторы, влияющие на образование, протекание и разрешение конфликтов.

Теория обмена по П.Блау.

Теории социального взаимодействия.

Социальное взаимодействие.

Социальное действие как основа социальной связи.

4.Социальный конфликт: структура, типы, источники.

 

Положения ГОСТ:

Социальное взаимодействие и социальные отношения.

 

Основные понятия:

М.Вебер (понимающая социология), Т.Парсонс (теория социального действия), А.Маслоу («иерархия потребностей»). Взаимодействие, обязательные условия социального взаимодействия, взаимодействие на микро- и макроуровнях, типы социального взаимодействия. Теория обмена Дж.Хоманса, теория социального взаимодействия. Подходы к определению социального конфликта, конфликт, структура конфликта, функции конфликта, типы и источники конфликта.

 

Темы рефератов:

 

Основная литература по теме:

1. Абудлова Е.А. Социология для студентов. Р н/Д.: 2007.

2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2007.

3. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2007.

4. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2007..

5. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 2000.

6. Социология. Учебное пособие. Пятигорск, 2000.


ВОПРОС 1:

«СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ»

 

Основные понятия:

М.Вебер (понимающая социология), Т.Парсонс (теория социального действия), А.Маслоу («иерархия потребностей»).

 

М.Вебер (понимающая социология):

Социология означает науку, которая хочет истолковывающим образом понять социальное действие и благодаря этому причинно, объяснить его в его протекании и в его последствиях. Предметом социологии должно стать не столько непосредственное социальное действие (поведение), сколько его смысловой результат.

Социальное действие:

«Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении».

Социальное действие характеризуется двумя основными признаками:

1) оно имеет субъективный смысл, то есть связано с субъективным, личностным, индивидуальным осмыслением возможных вариантов поведения;

2) совершая действие, субъект сознательно ориентируется на ответную реакцию окружающих, то есть имеет место ожидание этой реакции.

Возможные виды социального действия:

· целерациональное – характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны;

· ценностно-рациональное – подчинённое сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность;

· аффективное – обусловленное чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта;

· традиционное – диктуется привычками, обычаями, верованиями; осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

 

Т.Парсонс (теория социального действия):

Признаки социального действия:

 социальное действие нормативно, т.е. зависит от общепринятых ценностей и норм;

 оно волюнтаристично, т.е. связано с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость (автономность) от окружающей среды;

 оно подчиняется знаковым (символическим) механизмам регуляции (язык).

Подходы к анализу социального действия:

1. Социальное действие как единичный акт – связано с выделением актора (деятеля) и среды, которая включает физические объекты, культурные образы и других индивидов;

2. Социальное действие как самоорганизующаяся система – рассматривается как отрытая система, поддерживающая обмен с внешней средой, существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций:

- адаптивная функция, которой соответствует биологический организм;

- личностная, которой соответствует усвоение ценностей и норм;

- социальная, т.е. совокупность социальных ролей (образцов поведения);

- культурная, которой соответствуют усвоенные цели и идеалы.

Компоненты социального действия:

1) Субъект – индивидуальный (человек) или коллективный (группа, организация) деятель;

2) Объект – другой человек, предмет или совокупность людей или предметов, на которые направлено действие;

3) Мотив – осознанное побуждение к действию возникающее при осознании потребностей;

4) Потребности – источник активности субъекта;

5) Ценностные ориентации – отношение к действительности;

6) Интерес – что-либо значимое, нужное для индивидуального или коллективного деятеля.

 

Концепция «иерархии потребностей» Абрахама Маслоу.

Фундаментальные допущения:

1) люди суть нуждающиеся животные, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены;

2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждения человека к действию;

3) существует иерархия потребностей, в которой есть потребности низшего уровня и высшего уровня.

Иерархия групп потребностей:

1. Физиологические потребности – удовлетворение которых обеспечивает людям элементарное выживание – вода, пища, жильё, сон и т.д.

2. Потребности безопасности и защищённости – необходим более высокий уровень оплаты труда, гарантия трудоустройства, комфортность рабочего места и т.д.

3. Потребность принадлежность, причастности, поддержки – социальные, для которых необходимо участие человека в социальном взаимодействии, в групповой работе, поддержки товарищей и т.д.

4. Потребности в уважении, признании, самоутверждении – публичное и личное признание, почёт, приобретение известности и т.д.

5. Потребности самореализации – рост человека как личности, независимо от внешнего признания, зависят от максимальной свободы и условий для творчества, выбора средств решения задач, оригинальности заданий и т.д.

Потребности более высокого уровня начинают действовать в качестве «мотиваторов» в основном тогда, когда удовлетворены потребности более низкого порядка. Исключением является высшая потребность – в реализации, которая может не ослабевать и даже усиливать своё действие на мотивацию по мере её удовлетворения.


ВОПРОС 2:

«СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

 

Основные понятия:

Взаимодействие, обязательные условия социального взаимодействия, взаимодействие на микро- и макроуровнях, типы социального взаимодействия.

Из социальных действий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие.

 

Взаимодействие (интеракция):

– это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Любое социальное взаимодействие предполагает, по меньшей мере, двух участников и представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Социальное действие характеризуется наличием обратной связи.

 

Обязательные условия социального взаимодействия (по П.Сорокину):

1) участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д.;

2) участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения.

 

Взаимодействие на микроуровне:

– это взаимодействие в повседневной жизни (в семье, в рабочем коллективе).

Взаимодействие на макроуровне:

– разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

 

Типы социального взаимодействия:

1. Вербальное взаимодействие – словесное;

2. Невербальное взаимодействие – включает использование жестов и мимики;

3. Физическое взаимодействие – передача того или иного предмета, рукопожатие, похлопывание по плечу, поцелуй;

4. Непосредственное взаимодействие – индивиды взаимодействуют лицом к лицу, находясь в непосредственном контакте, что предполагает возможность очень тесных связей и использования сразу нескольких каналов коммуникации (вербальных, невербальных, физических взаимодействий);

5. Опосредованное взаимодействие – всегда происходит при помощи какого-то особого, искусственного канала коммуникации (печатного текста, телевидения), при этом возможность обратной связи ограничена;

6. В зависимости от сферы жизни общества – политическое, экономическое, религиозное, семейное, трудовое и т.д.


ВОПРОС 3

«ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

Основные понятия:

Теория обмена Дж.Хоманса. Теория социального взаимодействия символических интеракционистов (Дж.Г.Мида, Г.Блумера). Этнометодология Г.Гарфинкеля. Управление впечатлениями Э.Гоффмана. Психоаналитическая теория межличностного общения З.Фрейда.

 

Теории межличностного взаимодействия:

 

Теория Теоретик Основная идея
Теория обмена Джордж Хоуманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты
Символический интеракционизм Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают
Этнометодология Гарольд Гарфинкель Принятые на веру правила регулируют взаимодействие между людьми и определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.
Управление впечатлениями Эрвин Гоффман Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления
Психоаналитическая теория Зигмунд Фрейд На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период

 

Теория обмена Джорджа Хоманса:

- создана на основе психологической концепции бихевиоризма;

- утверждает, что функционирование человека в обществе базируется на обмене широко понимаемыми различными социальными благами и формами деятельности;

- взаимодействие между людьми рассматривается как обмен «выгодами», приносящий пользу обеим сторонам, а обменные акты понимаются как элементарные социальные действия, на которых покоятся все уровни общественной и индивидуальной жизни;

- в рамках парадигмы обмена на первый план выходит положение о том, что человеческие поступки можно объяснить при помощи схемы «стимул – реакция».

 

Шесть аксиоматических постулатов теории обмена:

1) Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получат вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определённой частотой и дальше;

2) Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие;

3) Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем;

4) Аксиома депривациипресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определённую награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды;

5) Аксиома агрессии – одобрения: а) если действие индивида не вызовёт ожидаемого вознаграждения или приведет к неожиданному наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастёт вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида получит ожидаемое (либо даже большее) одобрение или не приведёт к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастёт вероятность того, что он воспроизведёт одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным;

6) Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберёт то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

 

Теория социального взаимодействия (предложенная символическими интеракционистами Джорджем Гербертом Мидом, Гербертом Блумером и др.):

- сущность символического интеракционизма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них;

- действие не может быть сведено к цепочке «стимул – реакция», т.к. человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него, поэтому, для объяснения человеческой деятельности стимула недостаточно, так как человек в большинстве случаев более или менее сознательно принимает решение о том, как ему реагировать на стимул;

- между стимулом и реакцией должен располагаться символ, под которым понимаются языковые знаки, вещи и явления (например, выражение лица) и посредством которого люди взаимодействуют друг с другом;

- но взаимодействия, как правило, носят случайный, одноразовый характер, поэтому лишь некоторые взаимодействия со временем перерастают в социальные отношения.

Социальные отношения – это взаимодействия, которые в той или иной степени осознаются индивидами как повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.

Два основных (не исключающих друг друга) понимания социальных отношений:

1.Содержательно определённые и в большей или меньшей мере регламентированные (постоянные или временные) связи между людьми (любовь, ненависть, обман и др.);

2. Связи, которые возникают между индивидами в процессе взаимодействия социальных групп, общностей и институтов.

Мид отрицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание. Он рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Мид считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения.

Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. Многие поступки, рассмотренные сторонниками теории обмена, относятся к этому типу. С точки зрения Мида более важную роль играет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на воздействия извне. Они разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него.

Наше сходное понимание символов облегчает общение, обычно мы понимаем значение чужих поступков, определяем, что подразумевает другой человек. Блумер рассуждает следующим образом: «Взаимодействуя друг с другом, человеческие индивиды вынуждены считаться с поступками или намерениями других людей... Таким образом активность других оказывает позитивное воздействие на наше собственное поведение; под влиянием поступков других кто-то может отказаться от своего намерения или замысла, пересмотреть его, отложить или ускорить его осуществление, а также изменить первоначальные планы. Действия других определяют планы людей - могут препятствовать или способствовать их реализации, влиять на их изменение. Люди вынуждены как-то приспосабливать свои поступки к действиям других».

Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов, вступающих в общение. На его основе не сделаны обобщения, применимые ко многим различным ситуациям. Для обоснования этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придают.

 

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля

К символическому интеракционизму примыкает этнометодология – образ мышления, основоположником которого стал Гарольд Гарфинкель. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.

Люди считают многое само собой разумеющимся, особенно когда общаются с людьми, которых очень хорошо знают. Люди особенно глубоко ощущают важность общепринятых значений, которые служат основой межличностного взаимодействия, когда эти значения меняются.

Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения образуют сложную структуру. Однако, делая слишком большой упор на своеобразие нашего истолкования ситуаций, мы можем зайти очень далеко. Определенные структурные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают.

 

Управление впечатления Эрвина Гоффмана

Эрвин Гоффман (1959) отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенных впечатлений.

 

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду (1921-1951), в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве.

Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется не каким-то особым качеством лидеров, а скорее тем, что мы отождествляем их с могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве олицетворяли наши отцы. В таких ситуациях мы регрессируем или возвращаемся к более ранней стадии развития.


ВОПРОС 4

«СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: СТРУКТУРА, ТИПЫ, ИСТОЧНИКИ»

 

Основные понятия:

Подходы к определению социального конфликта, конфликт, структура конфликта, функции конфликта, типы и источники конфликта.

 

Подходы к определению социального конфликта:

1. Марксистский – конфликт рассматривается как явление, причины которого кроются в самом обществе, прежде всего – в противостоянии классов и их идеологий, в этом смысле он является выражением данного противостояния, которое, в конечном счёте, приводит к трансформации общества.

2. Немарксистский (Л.Козер, Р.Дарендорф и др.) – конфликт является частью жизни общества, которой необходимо управлять и рассматриваются как социальный процесс, не обязательно ведущий к изменению социальной структуры общества.

 

Конфликт:

– это особая форма проявления социальных противоречий, выражающая различия и противоборство взаимозависимых интересов, функций, статусов, силовых полей, ценностных ориентаций, эмоциональных состояний социальных субъектов и характеризуемая высокой степенью обострения противоречий, столкновением противоположных векторов в сознании и поведении отдельных людей и групп.

 

Структура конфликта:

Статическая структура конфликта:

- участники конфликта (оппоненты, вовлечённые и заинтересованные группы);

- объект конфликта – ресурс, на который распространяются интересы сторон;

Динамическая структура конфликта – выражается в сменяющих друг друга стадиях:

1) Скрытая стадия – противоречия ещё не осознаются. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в конфликт: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ждёт своего часа, затаив обиду;

2) Стадия формирования – формируются противоречия, чётко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Происходит демонстрация аргументов и критика аргументов противника. Используется также провокация, то есть действия, которые направлены на формирование выгодной одной стороне общественного мнения, т.е. благоприятного об одной стороне и неблагоприятного о другой;

3) Инцидент – происходит событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, т.е. стороны решают вступить в открытую борьбу;

4) Стадия активных действий – конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий – критической точки, а затем быстро идёт на убыль;

5) Завершение конфликта – конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш»

Функции конфликта:

1) коммуникативная функция – происходит лучшее понимание как своих стремлений, желаний и целей, так и противоположной стороны;

2) функция разрядки напряжённости;

3) консолидирующая функция;

4) функция образования групп и поддержание их целостности и границ;

5) функция поддержания относительной стабильности внутригрупповых и межгрупповых отношений;

6) функция создания и поддержания баланса между противоборствующими сторонами;

7) функция стимула для создания новых форм социального контроля и новых социальных институтов;

8) функция получения информации об окружающей среде, о социальной реальности;

9) функция социализации и адаптации конкретных индивидов.

 

Типы конфликтов:

По их последствиям:

1.Функциональный (конструктивный) конфликт – ведёт к повышению эффективности организации;

2.Дисфункциональный (деструктивный) конфликт – приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации;

По уровню социальных субъектов:

1.Внутриличностный конфликт:

- ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы;

- внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями;

2.Межличностный конфликт – может проявляться в столкновении личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями, является самым распространённым;

3.Конфликт между личностью и группой:

- если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности;

- если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы;

4.Межгрупповой конфликт (между функциональными группами в организации).

По степени проявления:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.