Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория навешивания ярлыков




Табл.2. Мертоновская типология форм индивидуальной адаптации к аномии

Под профессиональной преступностью понимается совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения основного или дополнительного дохода. Профессиональная преступность представляет собой относительно замкнутую общественно опасную систему, обладающую рядом признаков и характеристик, способную к самовоспроизводству криминальной деятельности.

Данные социологических исследований позволяют охарактеризовать профессиональную преступность следующим образом:

· Совершение преступлений является одним из основных или основным способом добычи средств к существованию.

· Совершение преступлений включает предварительную подготовку, обучение, овладение профессиональными навыками и секретами.

· Профессиональный преступник выбирает преступную карьеру в качестве жизненной цели.

· В рамках профессиональной преступности существует четкая иерархическая внутриклановая градация.

· Профессиональной преступности свойственны свои традиции, обычаи, жаргон и другие элементы преступной контркультуры.

Профессиональные преступники способны готовить криминальную смену, передавать навыки и приемы совершения противоправных деяний начинающим преступникам.

Характерной чертой роста криминального профессионализма является появление активно действующих организованных преступных сообществ. Организованная преступность обладает следующими признаками:

· Наличие двух или более человек, которые объединились для совершения преступлений материально-корыстной направленности.

· Внутри группы имеется иерархия и действуют определенные нормы поведения, чаще всего жесткие. Отдельные элементы структуры выполняют охранительные функции, функции разведки и контрразведки с тем, чтобы эта структура могла выжить.

· Имеется своя материально-техническая база, куда входят денежные средства, автотранспорт, средства связи, вооружение.

· Существуют каналы для «отмывания» денег.

· Наличие признаков коррупции, связей с представителями органов власти и управления, которые либо действуют, либо бездействуют в интересах данной группировки.

· Раздел сфер влияния между отдельными группировками либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.

На высшей стадии своего развития организованная преступность ставит перед собой политические цели: проникновение в органы государственной власти и управления. Это еще более опасно для стабильного существования социума.

В своих исследованиях Э. Дюркгейм высказал поразительную идею: в девиантности нет ничего аномального. По сути, она выполняет четыре важнейших функции:

Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей социальным нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителя.

Характерный пример - сталинские репрессии. Общество удерживалось в жестком подчинении авторитарной власти с помощью репрессивной политики: расстрелами за малейшее подозрение в «ненадежности» и ссылками в лагеря. Идея Сталина заключалась в том, чтобы, объявив одну часть людей - «врагами народа», другую - держать в страхе и повиновении. Таким образом, в огромной, многонациональной стране обеспечивались «стабильность и порядок» и незыблемость тоталитарного режима.

Во-вторых, реакция на девиантность уточняет границы морального. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Американский социолог К.-Т. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности.

Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у всей толпы народа. Сейчас, для достижения максимального социального эффекта, следственные действия и судебные процессы широко освещаются средствами массовой информации.

Один из примеров - широко освещаемые следственные действия над совладельцем нефтяной компании «ЮКОС» М. Ходорковским в 2004г. После этого процесса российские «олигархи» принялись различными способами демонстрировать лояльность существующей власти и начали оказать помощь родине (И. Вексельберг, к примеру, приобрел и передал в дар государству пасхальные яйца Фаберже за 30 млн. долларов).

В-третьих, реакция на девиантность способствует социальному единению. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. Трения и антагонизмы между ин- и аутгруппами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность.

Кампании против ведьм в средние века, предателей во время войн, извращенцев, преступников консолидируют социальные связи между «хорошими людьми». К примеру, Эриксон показал, что члены пуританской общины, почувствовав угрозу своей безопасности, намерено инициировали «волны преступлений» и истерию «охоты на ведьм», чтобы отвести беду от своей общины и заново очертить групповые границы.

Сторонники теории социальной солидарности Дюркгейма полагают, что девиация вообще и преступность в частности объективно необходимы: они выполняют особую функцию, поскольку способствуют усилению социальной интеграции. Эта интеграция возникает из большей или меньшей степени единодушия, с каким «нормальная» часть общества осуждает девиантные поступки людей, нарушающих общепринятые нормы.

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно.

Например, высокий уровень подростковой преступности дает сигнал общественным властям о том, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре.

Отправной точкой для создания социологических теорий девиации послужила теория аномии Э. Дюркгейма. Аномия - это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.

Таким образом, состояние аномии возникает тогда, когда «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.

Например, жизненный успех для большинства американцев превратился в культурно признанную цель. Для достижения успеха первостепенными становятся такие факторы, как образование и высокооплачиваемая работа. Проблема заключается в том, что не все американские граждане имеют одинаковый доступ к средствам достижения успеха в жизни. Поэтому многие предпочитают добиваться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.

В соответствии с различными вариантами отношения личности к целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения - конформизм, т.е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа.

· Инновация - принятие целей и отрицание традиционных средств их достижения. По Мертону, напряжение между акцентом, который делает американская куль­тура на богатстве, и ограниченной возможностью разбогатеть, порождает воровство, наркоторговлю и прочую уличную преступность, особенно среди бедноты.

Так, печально известный гангстер Аль Капоне в чем-то был вполне традиционной фи­гурой: он гнался за славой и удачей, составляющими самую суть «американской мечты». Но, как и многие представители меньшинств, которым не удалось открыть дверь, ведущую к «законному успеху», Капоне двинулся к вершине своим путем.

· Ритуализм - отвержение культурных целей, но принятие одобренных обществом средств. Бюрократы, занимающие низкие ступени на своей слу­жебной лестнице, зная, что они добьются лишь небольшого финансового успеха, цепко держатся за правила, чтобы чувствовать себя уважаемыми людьми и казать­ся таковыми в глазах посторонних.

· Ретрецизм (от англ. retreat - уход, отступление) - отвержение и культурных целей и признанных средств для их достижения при полном бездействии. По сути, индивид «выпадает» из культуры мэйнстрима. Изгоями оказываются некоторые алкоголики, наркоманы и бездомные. Их девиантность заключается в нетрадиционном стиле жизни и, что, может быть, еще серьезнее - в их добровольном выборе именно такой жизни.

· Бунт - отвержение культурных целей, средств и замена их новыми нормами (например, в радикальных общественных движениях). Бунт часто является реакцией на фиаско. Подобно изгоям, бунтари отрицают как культурное определение успеха, так и нормативные средства его достижения. Бунтари идут дальше, формируя контркультуру и отстаивая альтернативы существующему социальному порядку.

Формы приспособления Социально одобряемые цели Институциализированные средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж +/ - +/ -

Примечание: «+» - принятие

«-» - отвержение

«+/ -» - отвержение господствующих ценностей и замена их новыми

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и любого другого поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриель Тард. В конце XIX в. Тард сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

В 1920 - 1930-е гг. социологи Чикагского университета установили, что в отдельных кварталах города уровень преступности оставался стабильным в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Был сделан вывод, что криминальное поведение передается от одного поколения к другому, а детям представителей других этнических групп девиантные модели поведения передаются от местной молодежи

Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Ее можно проиллюстрировать исследованием, посвященным употреблению наркотиков и алкоголя среди американской молодежи (Альтерс, 1979). Ответы на вопросники, розданные в младших и старших классах средней школы, показали тесную взаимосвязь между уровнем потребления алкоголя и наркотиков и степе­нью, в которой подобные действия поощрялись группами сверстников. Исследо­ватели сделали вывод, что молодые люди берут на вооружение делинквентные образцы в той мере, в какой они встречают одобрение и вознаграждаются за поло­жительное определение девиантности в противовес конформности

Эта теория основана на двух основных положениях. Первое состоит в том, что девиантным действием считается не простое нарушение какой-либо нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как девиантное, если на него навешен определенный ярлык, относящейся к этой категории. Другими словами, девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.

Например, если юный правонарушитель оказался задержанным полицией по обвинению в каком-то проступке, то это может оказать серьезное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Так, если раньше он считал себя таким же, как все, то теперь он начинает чувствовать себя особенным.

Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность. Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными - не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называют стигматизацией (от греч. stigma - укол, пятно). В социологическом смысле стигма - это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу.

По мнению Р. Коллинза, преступность создает само общество. В качестве примера он приводит некоторые виды так называемых «преступлений без жертв», когда жертва сама охотно идет на встречу преступнику.

Во все времена общество пыталось подавить проявления девиантного поведения посредством социальных санкций и контроля.Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе.

Социальный контроль через социализацию. Реализация социального контроля начинается в про­цессе социализации, в это время индивид начинает усва­ивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самокон­троль. Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации. В результате они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе.

Социальный контроль через групповое давление. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи сколько сможет. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения.

Надзор - это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и пове­дения.

Формальная система надзора заключается в деятельности различных государственных органов по обеспечению за­конности.

Например, в нашей стране в настоящее время выделя­ют прокурорский надзор и судебный надзор. Под проку­рорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учрежде­ниями и другими общественными организациями, долж­ностными лицами и гражданами. А судебный надзор - это процессуальная деятельность судов по проверке обо­снованности и законности вынесенных приговоров, ре­шений, определений и постановлений судов.

Неформальная система надзора - это постоянная оценка поведения, осуществляемая одними членами группы за другими, причем взаимная оценка, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Нефор­мальный надзор играет большую роль в регулировании повседневного поведения в ежедневных контактах, в вы­полнении профессиональной работы и т.п.

Санкции - это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общест­венной жизни, стимулируя для этого желательное поведе­ние и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за неже­лательные действия) и позитивными (поощрение за жела­тельные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регу­лирования. Их смысл заключается в том, что они высту­пают в качестве внешнего стимула, побуждающего инди­вида к определенному поведению или определенному от­ношению к совершаемому действию

Фор­мальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) про­цедурой.

Неформальные санкции - это уже спон­танная, эмоционально окрашенная реакция неформаль­ных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, то есть непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следую­щие санкции:

· правовые санкции - это система наказаний и поощ­рений, разработанных и предусмотренных законом;

· этические санкции - это система порицаний, выго­воров и побуждений, опирающихся на моральные прин­ципы;

· сатирические санкции - это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

· религиозные санкции - это наказания или награды, установленные системой догматов и верований опреде­ленной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запре­щениям данной религии.

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведе­ния и отношения к индивиду, а юридические, политичес­кие, экономические санкции - через деятельность различ­ных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.