Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация социология М. Элброу и проблемы, стоящие перед современной социологией Запада




Теория обмена Д. Хоманса.

Феноменология А.Щюца, символический интеракционизм Г. Блюмера, этнометодология А Сикурела.

Школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) и конфликтология (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Классификация современных социологических направлений П.Монсона.

ПЛАН.

5. «Социальный инженеринг», теория экономического роста и индустриального общества.

Рекомендуемая литература:

1. Биргер П. Приглашение в социологию. Гуманистические перспективы. Пер. с англ. – М., 1996.

2. Громов И.. Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. – СПБ., 1997.

3. Капитонов Э.Н. Социология ХХ века. История и технологии. – Ростов -на –Дону, 1996.

4. Курбатов В.И. Современная западная социология. Аналитический обзор понятий. Учебное пособие. – Ростов-на –Дону, 2001.

5. Курс по истории западной социологии. – СПб., 1997.

6. Курс лекций по американской социологии. – Екатеринбург-Бишкек, 1997.

7. Маркович Д. Социология. – М., 1995.

8. Мур С., Хендри Б. Социология. – Нью-Йорк, 1986.

9. Современная западная социология: Словарь. – М., 19990.

10. Смелзеров Н. Социология. – М., 1994.

11. Тексты американских социологов. – М., 1994 и 1996.

12. Тейлор М., Ри А., Розенталь С., Догби К. Введение в социологию. – Нью-Йорк, 1987.

13. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

14. Штомпки П. Социология. – М., 1992.

 

1). Характерной чертой современной социологии, начиная с начала ХХ века было создание академической социологии, ориентированной на решение познавательных и практических проблем и опирающейся, прежде всего, на эмпирические факты, на наблюдение окружающейся действительности.

Современную социологию по мнению шведского социолога П. Монсона можно разделить на несколько направлений, в зависимости от того, как она подходит к решению вопроса о взаимосвязи общества и личности:

1). Общество – это система, которая не сводится к простой сумме индивидов. Люди приходят и уходят, а общество остается. Прежде об этом писали Э. Дюркгейм, О. Конт, а в современной социологии данной позиции придерживаются Т. Парсонс (школа структурно-функционального анализа) и Л. Козер, Г. Дарендорф (теория конфликта).

2). Следующий подход, напротив, главное внимание уделяет личности, без объяснения и понимания поведения которой невозможно создать социологическую теорию. Эта традиция связана с именами М.Вебера, А. Щюца (понимающая социология), Г. Блюмера (символический интеракционизм), Н. Лукмана (феноменология), А.Сикурела (этнометодология)

3). Третья точка зрения сосредотачивает внимание на взаимодействии общества и индивида. Главные ее представители П.Сорокин и
Д. Хоманс, основатель теории действия или обмена.

4). Четвертый подход – марксистский, предполагающий активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.

Теперь обрисуем наиболее влиятельные современные течения социологической мысли.

Неопозитивизм или естественно-научное направление в социологии, от позитивизма он отличается тем, что вместо органической системы вводит более абстрактные, математические понятия, не проводится прямых аналогий общества и человеческого организма и из биологии берутся лишь методологические принципы. Главная задача данного направления: поиск механизмов, обеспечивающих стабильность системы.

2). Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: как название школы в социологии, которую основал
Т. Парсонс и как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться как изменения всей системы в целом. Т. Парсонс (1902–1979 гг.) в своей работе «Социальная система» выделял четыре уровня социальной реальности: социальная система, культура, личность, организм и говорил, что для их функционирования нужно поддерживать ряд условий (поддержание ценностного образа системы, интеграция, адаптация или приспособление и целедостижение). Теория Т. Парсонса ориентирована на достижение социального равновесия в обществе и дает рекомендации по стабилизации системы. Нарушение равновесия означает гибель и дестабилизацию системы. Поддержать равновесие может ориентация деятеля на определенную ситуацию. Нормативные требования делают поведение людей и групп «предначертанными», соответствующими социальным ожиданиям.
И всякие отклонения в этом плане влекут за собой изменения и нестабильность. Постепенно образцы поведения превращаются в институциональные нормы, затем правила изменяются и устанавливаются иные нормы. Институционализация по Т. Парсонсу – это процесс, когда общественная потребность начинает осознаваться как социальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Заслуга Т. Парсонса в том, что он создал теорию эволюционного развития общества.

Другой представитель структурного функционализма – Р. Мертон (родился в 1910 году) – с 1957 года президент Американской социологической ассоциации, большое внимание уделяет дисфункциям, рождающим социальные напряжения и противоречия. Под дисфункцией он понимает действия людей, пытающихся провести изменения существующего порядка. Это могут быть различные движения, в том числе и религиозные. Ведь религия не всегда функциональна, часто она несет дисфункцию (особенно яркий пример, война католиков и протестантов, Варфоламеевская ночь во Франции, когда погибли тысячи гугенотов, сторонников Генриха Наварского, убитых по приказу Екатерины Медичи). Р. Мертон выделяет явные функции социальных институтов, записанные в уставах, оглашенные и подконтрольные обществу (от президентской клятвы до конституции) и латентные, то есть скрытые функции, ориентированные на результат, которые осуществляются на самом деле. Например, танец дождя индейцев хопи – неизвестно, пойдет ли дождь, но индейцы вызывают дождь своим танцем. Формальная и реальная структура институтов в обществе часто различаются, и, возникающий двойной стандарт отношений и поведения создает условия для широкой вариантности поведения и конфликта «должноствований»: законодательных и жизненных. Состояние институтов является индикатором социальной мобильности системы: общество стабильно, когда функции институтов понятны и неизменны.

Р. Мертон соединил теорию с эмпирическим анализом и «посредником» между ними сделал теории «среднего уровня» – специальные социологические теории по отдельным конкретным областям, обобщающие собранный фактический материал (политическая социология, этнографическая социология, социология труда и управления, города и деревни, образа жизни и т.д. и т.п.). Примером социологического анализа Роберта Мертона является его теория аномии, когда в обществе разлагаются нравственные нормы, и воцаряется «вакуум идеалов». Причину аномии он видит в противоречии между стремлением личности к богатству, власти, успеху и теми институтами в обществе, которые лишают людей законно достигнуть своих желаний. Мертон говорит, что такой конфликт присущ всем индустриальным обществам. Наряду с развитием академической социологии, он проводит серию эмпирических исследований в США, в частности по проблемам средств массовых коммуникаций.

Представители конфликтологии (К. Миллс, Л. Козер, Р.Дарендорф и другие) считают конфликт естественным и присущим всем обществам явлением, его можно прогнозировать и предотвратить, а иногда полезно разрешение конфликта и достижение качественно новой ситуации. При помощи конфликта сохраняется солидарность внутри группы, укрепляются межчеловеческие отношения, можно управлять социальными изменениями. Конфликт имеет три стадии развития: манифестация, кристаллизация и сам конфликт, который можно разрешить различными способами, например, путем переговоров, через третейский суд или вооруженным столкновением (наименее благоприятный вариант). Очень важной проблемой в связи с этим становится изучение поведения людей в конфликтных ситуациях.

3). «Понимающая» или феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) обращает внимание на внутренний мир человека, при этом понимание противопоставляется объяснению. Австрийский социолог Альфред Шюц (1899–1959 гг.) выделяет три типа понимания: обозначающий (в понятиях, которые уже есть у человека), классический (сопереживание другому человеку) и понимание как умение восстановить ход рассуждений другого человека, сохраняя свой способ мышления. Он исходит из положения, что восприятие реального мира зависит от того, как человек определяет для себя те или иные события. Задача социологии, по его мнению, – понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов. Постулаты социолога по мнению А.Щюца состоят в следующем: 1. представительности (социолог учитывает только типичные связи исследуемого предмета); 2. адекватности (т.е. действия социолога должны быть разумными и понятными); 3. логической последовательности (понятия должны быть согласованы друг с другом и не противоречить друг другу); 4. согласования (модель, которую строит социолог всегда можно проверить).

Символический интеракционизм (основатель Д. Мид) задается вопросом, чем человек отличается от животного и видит главное отличие в способности и возможности людей изобретать символы для взаимодействия. Д. Мид различает две формы социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное, при помощи языка. «Значимые символы» (понятия «хорошо», «плохо», «мать», «отец») важны для группы людей, общества для взаимопонимания. Но часто возникают «искажения» символов, их интерпретируют по-разному. Обществу по Миду возникает из-за физиологических причин (потребности в питании, продолжении рода), новсегда человек «завязан» на других людей. Д.Мид описывает идеальное общество, где развиты средство коммуникации, норму всеобщи и реальное, где возникают конфликты, нужен диалог между сторонами и реорганизация общества. Его последователи социологическое исследование понимают как коммуникативный процесс.

4). Третье направление современной западной социологии представляет теория обмена Д.Хоманса. Д.Хоманс утверждал, что между обществом и личностью происходит взаимодействие, которое можно выразить посредством пяти гипотез:

1.Гипотеза успеха гласит, что за определенное действие человек получает награду.

2. Гипотеза стимула говорит, что, если действие успешно, то в аналогичной ситуации человек ведет себя сходным образом.

3. Гипотеза ценности утверждает, что чем выше награда, тем больше вероятность действия.

4. Гипотеза голодания-насыщения о том, что человек может привыкнуть к наградам.

5. Гипотеза фрустрации или агрессии – когда человек не получает награды или наказывается, то он возмущается.

5). В 60-х годах ХХ века в социологии побеждает прикладная эмпирическая ориентация и активно развивается направление, получившее наименование «социальной инженерии». Проблемы, связанные с производством, с рабочими, осуществляющими процесс производства, с внедрением новых технологий выделились в своеобразную индустриальную социологию. Одним из первых представителей этой теории стал американский социолог Элтон Мэйо (1880–1949 гг.). Самый знаменитый его вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии – это Хоторнские эксперименты в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго в 1927–1932 гг. Изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, он пришел к открытию роли – человеческого и группового факторов. Его основные выводы: 1. Человек – существо социальное и включенное в группу; 2. Иерархия подчиненности ограничивает свободу человека; 3. Руководители должны больше ориентироваться на людей, чем на продукцию.

Автором теории экономического роста стал американский ученый У. Ростоу (родился в 1916 году). До него, в начале ХХ века, эту проблему решали исходя из аналогии с человеческим организмом, австрийский социолог К. Кларк разделил производство на первичное (сельское хозяйство), вторичное (обрабатывающая промышленность) и третичное (торговля и услуги). У. Ростоу предложил пять этапов развития обществ в зависимости от уровня технологического состояния:1). Традиционное общество аграриев, где царит доньютоновский уровень науки; 2). Переходный период – создания предпосылок для сдвига (увеличение промышленности, числа предприимчивых людей, появление национализма и централизованных государств); 3). Стадия «сдвига» – время первоначального накопления капитала и промышленных революций (в разных странах протекает по-разному – в Англии в конце ХVII века, во Франции и США – в середине ХIХ века, в России в 1890–1914 гг., в Индии и Китае – середина 50-х годов ХХ века); 4). Стадия зрелости – индустриальное общество (научно-техническая революция, рост городов и квалифицированного труда); 5). «Эра высокого массового потребления», когда главным становится не производство, а потребление и сфера услуг.

Концепция единого индустриального общества была разработана американским исследователем Даниелем Беллом (родился в 1919 году), который все социальные явления пропустил сквозь призму технологического знания и разделил все общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.В рамках этого направления возникло множество различных течений, отражающих своеобразие развитие капитализма в разных странах. Их можно разделить на две большие группы: либеральные (американская модель развития Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера) и радикальные (европейская модель Р. Арона.). Но все они, расходясь в частностях, единодушно сходятся в определении стадий общественного развития: доиндустриальная (время господства сельского хозяйства, церкви и армии), индустриальная (время господства промышленности) и постиндустриальная (где царят знания). Если в индустриальном обществе основной конфликт между трудом и капиталом, то в постиндустриальном – между знанием и некомпетентностью. Главным в таком обществе становится сфера обслуживания и решающим становится не размер собственности, а уровень образования.

Прикладная эмпирическая социология, кроме «социальной инженерии» и теории экономического роста и индустриального общества включала в себя еще и течения логико-математические, основанные на индуктивно-статистическом методе (представители Д.Коэн и Г. Бейлок). А так же теорию действия Д. Хоманса, рассмотренную ранее.

Современный эволюционизм ставит своей целью анализ социальной действительности в большом интервале времени. Основоположник современного эволюционизма Уорд Лестер Франк (1841–1913 гг.), американский социолог, полагал, что главным в социологии является психология, а не биология. Отличие социальной жизни от природных процессов он видел в ее телическом, то есть осознанном характере. По Уорду первичная сила – это природные желания человека (голод, жажда, стремление к продолжению рода), на базе которых формируются более сложные моральные потребности. В качестве основного носителя коллективного «тезиса» Уорд рассматривал государство, возникающее из борьбы рас.

Наряду с вышеназванными направлениями в современной социологии встречаются учения на стыке двух или нескольких направлений, например, соединение функционализма с эволюционизмом наблюдается у П.Сорокина, синтез системного и эволюционного подходов – у К. Маркса.

Итак, мы видим, что развитие социологии как науки было тесно связано с рядом масштабных кризисов, что исследователи общества сталкивались с множеством проблем:

- изменением установок и парадигм (за время существования социологии сменилось три познавательных и четыре предметных парадигмы);

- совершенствованием теоретико-методологических подходов, которых сейчас насчитывается довольно много;

- дифференциацией представлений о предмете исследования, что привело к делению социологии на прикладную социологию и теоретическую.

Рождение самой социологической науки состоялось в момент кризиса обществоведения, в момент обострения капиталистических отношений в обществе, когда требовалось ответить на многие жизненно важные вопросы и решить, с чего и как начать преобразования в обществе.

6). Интересную периодизацию социологии предлагает английский социолог М. Элброу, определяя первый этап ее становления как натуралистический (О. Конт называл новую науку социальной физикой, а Г. Спенсер видел в обществе социальный организм).

Второй этап можно назвать классическим, тогда сформировались научные школы и разные теории – социокультурный подход Э. Дюркгейма (Франция), рационализм М. Вебера (Германия), прагматизм микроструктурных исследований Д. Мида (США), цивилизационные циклы А. Тойнби (Англия), теория элит Г. Моска (Италия), генетическая социология М.М. Ковалевского (Россия).

На третьем этапе борьба школ переросла в плодотворное сотрудничество, но мир обществознания раскололся на две системы: конфликтологов (марксистов) и эволюционистов (структурных функционалистов). Социология идеологизировалась, и началось противостояние социологических парадигм, война между критиками и защитниками современного капитализма.

Четвертый этап связан с проникновением социологии Запада в Азию, Африку, Латинскую Америку. Это в свою очередь повлияло на социологов и они как бы «отуземились». В Африке и Латинской Америке в процесс познания социальной реальности часто привлекались неспециалисты, более того, социологи этих стран активно участвовали в процессе демократизации государств третьего мира.

Пятый этап, начавшийся в 90-е годы ХХ века, связан с осознанием глобализации современного мира. Социология вновь переживает кризис, возникают новые теории («зависимого развития» Ф. Кардозо, «процессуальный образ» социальной реальности П. Штомпка).

Особые потрясения пережила западная социология, играющая в мировом обществоведении первую скрипку. Российский социолог Г.В.Осипов в связи с этим структурирует неопозитивистские традиции в предметной области таким образом: 1. исследование «социальных фактов» (Э. Дюркгейм) – структурный функционализм, теории социальных систем, конфликтологические теории; 2).анализ «социальных дефиниций» (М. Вебер) – теории социального действия, символический интеракционизм, феноменологическая социология; 3). изучение «социального поведения» (Б. Скиннер) – бихевиоризм, теории социального обмена.

Для настоящего периода времени характерно отсутствие господствующей социологической теории, которая объяснила бы происходящие глобальные изменения в мире, неоконсервативная ориентация большинства социологических учений, их связь с политикой. Насущной задачей дня становится необходимость создания новой теории (метатеории). Осознание этого пришло, но осуществление - дело будущего. Ученые поняли, что общество не просто природный объект, оно отличается субъективностью и непредсказуемостью, что изучение общества не может быть объективным в силу заблуждений и предупреждений познающего субъекта и, наконец, исследователь не должен слепо полагать, будто его представления единственно верные и может делать лишь точные наблюдения об изменении социальной реальности. Возникают разнообразные интегральные теории – «структурализации» Э.Гидденса, «многомерной социологии» Д. Александера, «методологического индивидуализма» Р. Будона и другие.

Итак, сегодня необходимо «методологическое отступление» и «теоретическое наступление» в социологической науке, чтобы создать новую глобальную метатеорию общества как мирового социума на основе принципов историзма и многофакторности.

 

ЛЕКЦИЯ 6.

Теория социальной структуры общества. Социальная стратификация и социальная мобильность (1 час)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.