Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция I. Социология как наука об обществе




Предисловие

Оглавление

 

Предисловие. 5

Лекция I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ.. 7

1.1. Социологический взгляд на общество. 7

1.2. Объект и предмет социологии. 8

1.3. Социология в системе наук. 11

1.4. Уровни социологического анализа. 12

1.5. Структура социологического знания. 14

 

Лекция II. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 16

2.1. Общая характеристика методов социологии. 16

2.2. Этапы и виды эмпирического социологического исследования. 20

2.4. Количественные методы сбора социологической информации. 22

2.5. Методы анализа и интерпретации данных. 25

2.6. Качественные стратегии в социологических исследованиях. 27

 

Лекция III. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
СОЦИОЛОГИИ.. 31

3.1. Исследование социальной сферы в античности и
эпохе Возрождения. 31

3.2. Социально-экономические и научные предпосылки
возникновения социологии в XIX в. 33

3.3. О. Конт – родоначальник социологии. 35

3.4. Классический период развития социологии. 36

3.5. Развитие социологии в России. 40

 

Лекция IV. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА.. 43

4.1. Понятие общества. 43

4.2. Понятие культуры.. 44

4.3. Ценности. 46

4.4. Нормы.. 47

4.5. Символы и язык. 49

4.6. Виды культуры.. 50

4.7. Восприятие культуры членами общества. 52

4.8. Динамика культуры.. 54

 

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ.. 58

5.1. Понятие личности. 58

5.2. Основы социализации. 60

5.3. Фазы социализации и жизненный цикл. 64

5.4. Виды и агенты социализации. 69

5.5. Социальный статус и социальная роль. 70


Лекция VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.. 74

6.1. Исторически сложившиеся системы социальной стратификации. 74

6.2. Марксистская традиция в классовом анализе. 76

6.3. Критерии социальной стратификации. 78

6.4. Социальная мобильность и маргинальность. 80

6.5. Бедность и неравенство. 83

 

Лекция VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ... 87

7.1. Общая характеристика социальных общностей и групп. 87

7.2. Массовые общности. 89

7.3. Социальные движения. 93

7.4. Социальные группы.. 95

7.5. Социально-психологические особенности малых групп. 99

7.6. Целевые общности (социальные организации) 102

 

Лекция VIII. ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ... 106

8.1. Виды социальных связей. 106

8.2. Формы социальных связей. 109

8.3. Сущность социальных институтов. 113

8.4. Типология социальных институтов. 116

8.5. Институт семьи. 118

8.6. Институт религии. 121

 

Лекция IX. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.. 125

9.1. Понятие девиации в социологии. 125

9.2. Общая характеристика социальных отклонений. 125

9.3. Делинквентное и криминальное поведение. 128

9.4. Социальные эффекты девиации. 131

9.5. Социологические теории девиации. 132

9.6. Социальный контроль и социальные санкции. 136

 

Лекция Х. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.. 140

10.1. Подходы к изучению социальных изменений. 140

10.2. Разнообразие социальных процессов: типология. 141

10.3. Эволюция идеи прогресса. 144

10.4. Классические теории социальных изменений. 149

10.5. Глобализация человеческого общества. 154

10.6. Агенты социальных изменений. 156

 

Литература. 163

Примерный перечень вопросов к экзамену по социологии. 165

Примерный перечень вопросов к зачету по социологии. 167


Социология – это научная дисциплина, которая изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе. Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.

Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Социология объясняет социальное неравенство, конфликты и антагонизмы между различными социальными группами, что особенно актуально в период бурных экономических преобразований российского общества. С момента своего рождения человек живет в мире себе подобных, а значит не остаются без внимания социологов и проблемы личности, закономерности ее формирования в процессе уникального группового опыта. Таким образом, исследовательское поле социологии чрезвычайно обширно. В мире социальных отношений фактически не существует явлений, которые не подверглись бы пристальному социологическому анализу. Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир.

Современная социология не замыкается в рамках узкодисциплинарной области, она предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. При этом она является не только социальной наукой, подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей. Изучая молодежную тусовку, уличную толпу, выражение человеческих эмоций, взлеты и падения промышленных корпораций, закат целых цивилизаций и крушение политических режимов, социология прибегает к самым разнообразным и порою не имеющим между собой ничего общего исследовательским техникам.

На сегодняшний день социология является обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплиной в системе высшего образования России.

Курс социологии ставит своей целью:

· дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

· помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций;

· способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию актуальных социальных проблем, ознакомить их с методикой проведения социологических исследований.

Данное учебное пособие призвано оказать помощь студенту в овладении курсом социологии. Большинство ключевых тем курса излагаются в простой, наглядной и предельно сжатой форме. Освещение важнейших теоретических подходов соседствует с обширным фактологическим материалом. Это позволит студенту не только лучше подготовиться к зачету (экзамену), но и сформировать образ социологии как важной и интересной научной дисциплины. Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в ней проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Тем не менее, студенту не следует пренебрегать посещением библиотеки и использованием других учебников, хрестоматий и научной периодики в процессе освоения курса.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.