Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры. Культура как совокупность норм




 

Особенностью человеческой жизни и существования является то, что человек живет не в природной, естественной среде, а в среде, которую он сам создал и произвел. Его окружает материальный мир, состоящий из городских улиц и зданий, мостов, транспорта, обработанной земли. Даже леса не являются девственными, но каким-то образом уже размеченными, как-то обработанными, каждое дерево на учете у лесничества; и животные учтены, например, лоси обсчитаны и зарегистрированы, реки и ручьи нанесены на карты. Дети, рождаясь, сразу оказываются в родильных домах, под присмотром врачей, затем попадают в квартиру, их воспитывают, учат держать ложку, пользоваться постелью и т.д.

Таким образом, человек в течение своей жизни не имеет или почти не имеет непосредственного контакта с природой как таковой, он живет и существует в некотором искусственном мире, или в мире так называемой второй природы, или, по-другому, в мире человеческой культуры.

Слово “культура” появилось в Древнем Риме и первоначально имело значение возделывания земли, а также воспитания и образования, то есть речь идет о переработке того, что дано природой. И эту культуру каждый индивид должен освоить, чтобы стать полноправным членом общества. Теперь дадим современное определение культуры.

Культура – это все то, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

Таким образом, можно выделить два момента. Во-первых, культура – это то, что производится человеком: продукт, товар, идея, знание.

Во-вторых, культура – это то, что усваивается обществом и принимается членами общества.

Эти два условия должны присутствовать вместе, чтобы нечто могло стать частью культуры. Если то, что создается человеком – книга, материальная вещь, идея, – не будет принято обществом, то это и не станет частью культуры.

Поэтому многие изобретения целыми столетиями ждали своего часа, чтобы стать частью культуры. Например, еще в Древней Греции был открыт принцип паровой машины, но на эти устройства смотрели как на никому не нужные безделушки. И лишь в условиях капиталистического общества, когда начала развиваться промышленность и целью производства стала прибавочная стоимость, паровая машина была снова изобретена и пущена в ход, став неотъемлемым элементом культуры данного общества.

Культура представляет собой единство материальных и нематериальных элементов. Материальные элементы – это инструменты, орудия, мебель, автомобили, здания. В спортивных играх это – мяч, соответствующая одежда, спортивная площадка, соответствующее оборудование. В науке – это авторучка, компьютер, бумага, синхрофазотроны, другое оборудование. В искусстве – книги как особые вещи, произведения искусства в виде картин, состоящих из рамы, холста, определенным образом наложенных красок, инструменты и т.д.

Нематериальные элементы культуры – слова и их значения, идеи, привычки, традиции, обычаи, ценности и нормы, правила, знания и навыки, мастерство людей.

Принято считать, что главным богатством общества являются материальные ценности: полезные ископаемые – нефть, газ, лесные ресурсы, плодородные земли, а также различные строения – здания, мосты, дороги, оборудование, средства производства – станки, техника и т.д., так как первичным считается то, что можно потрогать, ощутить, осязать, то есть все материальное.

Но оказывается, общество может потерять значительные материальные богатства в ходе разрушительной войны, могут быть уничтожены заводы, города, оборудование, мосты и т.д. Однако если обществу удалось сохранить знания и умения, а главное – людей, которые знают и умеют, обладают талантами и способностями, удалось сохранить хорошую систему образования, то такое общество может в короткое время все разрушенное восстановить и воссоздать в более лучшем виде. Если остались знания и умения, то все материальное можно воссоздать.

Но если в результате бездумной политики или репрессий исчезнут образованные люди, талантливые личности, будет в результате непродуманных реформ разрушена система образования, то рано или поздно вся материальная культура начнет разрушаться, техника ржаветь и общество начнет деградировать.

Представим себе, что в порядке гуманитарной помощи в современную Россию завезли безвозмездно самую совершенную технику, компьютерную систему, охватывающую все общество, кто-то понастроил нам великолепные дороги и завалил нас едой и предметами ширпотреба – одеждой, бытовой техникой и т.п. Но население осталось прежним, и множество людей по-прежнему с утра ищет, где бы опохмелиться, а рабочие по-прежнему способны выполнять лишь одни и те же повторяющиеся операции на конвейере. И ясно, что вся великолепная техника начнет простаивать, устаревать, разрушаться, будет растащена и распродана. Какая-то часть ее вернется теми или иными путями в те страны, из которых она была вывезена. Известно, например, что неудачи с введением рыночной экономики в России в значительной степени связаны с особенностью русского менталитета, для которого характерным является коллективизм, умение не высовываться, отсутствие привычки действовать на свой страх и риск, опираться на собственные таланты, на личное мнение

А теперь представим, что в Японии вся материальная культура разрушена страшным землетрясением. И уже через полгода японцы снова все восстановят и, может быть, даже заменят то, что было, еще более современной техникой. Потому что сохранились люди, обладающие соответствующими талантами, знаниями и умениями.

Итак, можно сделать вывод, что нематериальные элементы культуры выступают определяющим началом по отношению к материальным элементам культуры.

Носителем определенной культуры является этнос или нация. Поэтому можно говорить о русской культуре, или французской, или немецкой, или калмыцкой. В то же время границы определенной культуры не всегда совпадают с границами определенного общества. Так, общей нормой европейских обществ, таких как Англия, Франция, Германия, является господство римского права как важного элемента культуры. Но основные идеи римского права были разработаны еще в античные времена в Римской империи. В то же время в рамках одного и того же общества могут сочетаться элементы разных культур. Например, в России сосуществуют и переплетаются культуры множества наций, можно говорить о соединении православной и исламской (Татарстан, Северный Кавказ) культур в одном социальном пространстве.

В своей социальной жизни индивиды создают определенные образцы поведения, которым достаточно большая часть общества постепенно начинает подчиняться и принимать эти образцы за нечто само собой разумеющееся. Например, может быть выдвинута в качестве детали одежды какая-то новая особенность, которая сначала воспринимается всеми как что-то даже раздражающее, или по крайней мере ни для кого необязательное. Но со временем все большее количество людей перенимает новинку в одежде, и на каком-то этапе эта новинка становится обычной и привычной нормой для большинства.

Так происходит с модой на определенные галстуки – узкие или широкие, на шляпы – с большими или малыми полями. В романе Стругацких “Трудно быть богом” герой, землянин, работает наблюдателем цивилизации на одной из далеких планет, он вращается в высшем свете того общества. И ему очень неудобно обходиться без носового платка, который еще не был изобретен в той цивилизации. И тогда герой вводит специально моду на носовой платок. На одном из светских раутов он небрежно достает небольшой кусок светлой ткани и касается им своего носа. Через некоторое время один из модников высшего общества, рыцарь такой-то, тоже достал из своей кольчуги кусок светлой ткани и победоносно в него высморкался. А спустя еще какое-то время многие дамы и рыцари таскали за собой огромные, волочащиеся по полу куски ткани, грациозно сморкаясь в них время от времени. Таким образом, герой-землянин специально ввел новую культурную норму – сморкаться не под ноги собеседнику, а в носовой платок.

В общем случае культурные нормы возникают как средство согласования поведения больших масс людей. Это согласование необходимо, чтобы было возможно общение и сотрудничество в обществе. И для этого вырабатываются общие представления о том, как действовать правильно и что значит действовать неправильно. Таким образом, в любом обществе необходимо создается множество общепринятых шаблонов поведения, избавляющих индивида от необходимости каждый раз думать, как поступить в том или ином случае.

То есть культурные нормы позволяют как бы автоматизировать поведение людей, делать это поведение в значительной степени машинальным. Можно сказать, что культурные нормы придумываются и изобретаются для облегчения жизни больших масс людей.

Например, при встрече мы обмениваемся рукопожатием, а придя в магазин, встаем в очередь, и это гораздо удобнее для совершения покупки, чем если бы каждый лез без очереди, надеясь на свои кулаки. Люди даже могут и не знать историю происхождения той или иной нормы, но машинально ей следуют. Так, обычай при встрече протягивать правую руку возник в древние времена, он означал, что правая рука свободна от оружия и, следовательно, человек мирно настроен.

Дадим определение культурной норме. Такие нормы в литературе еще называют социальными.

Культурные, или социальные, нормы есть совокупность ожидаемых стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно.

Можно сказать, что культурные нормы основаны на молчаливом согласии людей действовать в определенных ситуациях именно так, а не иначе.

В связи с изменениями в обществе могут меняться и культурные нормы, если они становятся неудобными или бесполезными. Сейчас, например, женщины не носят больших платьев с корсетами, которые можно надеть только при помощи прислуги, потратив на это значительный промежуток времени. Дело в том, что ускорился ритм жизни, женщины участвуют в общественном производстве, в бизнесе, в политике и не могут тратить полдня на переодевания. Да и в автомобиле удобнее сидеть за рулем в одежде более спортивного типа, чем в той, в которой лучше присутствовать на балу.

Некоторые нормы меняются достаточно быстро и легко – если норма касается ежедневного поведения отдельных личностей, скажем, нормы этикета. Но если норма управляет важными и обширными сферами социальной жизни, например, речь идет о государственных законах, религиозных традициях, нормах языка и речи или нормах экономической деятельности, то изменение таких норм требует больших усилий, и принятие этих изменений членами общества может оказаться очень болезненным.

Например, для многих граждан России, привыкших в течение советских десятилетий полагаться на заботу партии и правительства, отказ государства гарантировать каждому члену общества работу, а затем и зарплату, жилье в обмен на длительный стаж работы на одном месте представляется как своего рода предательство. Ходил-ходил на один и тот же завод в течение двадцати лет, и вдруг завод оказался никому не нужен, его продукция, видите ли, не имеет спроса. Перешли, видите ли, к рынку, а там другие нормы и законы. И весь прежний стаж уже ни при чем.

Среди культурных норм можно выделить различные разновидности. Сначала перечислим их по возрастанию степени значимости, затем кратко охарактеризуем. Итак, культурные нормы – это привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, законы, ценности.

Привычка – установившаяся в результате регулярного повторения схема поведения в определенных ситуациях. Например, привычка рано вставать по утру, заниматься гимнастикой, пить чай с молоком по утрам, выкурить сигарету после обеда. Привычки бывают индивидуальные и коллективные; например, очень многие привычно закрывают за собой дверь, входя в помещение, а не хлопают ею, принято спать лежа, не выражаться грубо при женщинах и т.д. Часто привычки соблюдаются бессознательно. Большинство из них не вызывает ни одобрения, ни осуждения у окружающих. Они есть, так сказать, личное дело конкретного человека.

Но встречаются так называемые вредные привычки – грызть ногти, громко разговаривать, перебивать собеседника в разговоре. Часто достаточно помочь человеку посмотреть на себя со стороны, чтобы он смог побороть в себе вредную привычку. Одной девушке с обгрызенными ногтями предложили представить, что кому-то из мужчин придет в голову поцеловать ей руку при встрече, и что он тогда увидит? И привычка грызть ногти исчезла сама собой.

Манеры – это формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры есть продолжение наших привычек. Они отличают воспитанных людей от невоспитанных, аристократов от простонародья. Можно, например, говорить о манере ходить всегда опрятно одетым. Рассказывают, что Чехов даже в домашней обстановке всегда был одет в костюм с белой рубашкой и галстуком. А у других есть манера читать газету за обедом. Другие примеры – целовать руку даме, говорить изысканные комплименты, приподнимать шляпу, здороваясь.

Манеры характеризуют обычно небольшие группы людей.

Обычай – это своего рода коллективные привычки, то есть порядок поведения, свойственный большим общностям людей. Например, обычай гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим. Обычай – это массовые образцы действий, одобренные обществом; это то, что рекомендуется выполнять, чтобы тебя признавали членом данного общества. Если человек нарушает обычаи, то к нему применяются санкции – неодобрение, порицание, бойкот. Роль обычаев как регуляторов общественной жизни является особенно существенной для так называемых традиционных обществ. В современном обществе, в котором жизнь индивидов становится все более независимой, обычаи теряют свою определяющую роль.

Традиции – это привычки и обычаи, которые переходят от одного поколения к другому. Это то, что считается законным и должным в силу того, что так было в прошлом. Говорят: не при нас заведено, не нам это и прекращать. Например, традиция русского хлебосольства.

Церемония – действия, наделенные символическим значением, призванные подчеркнуть социальный статус данного лица или обозначить изменение его социального статуса. Если церемония состоит из тщательно распланированных жестов и слов, которые нельзя произвольно менять, то речь идет о ритуале. Но часто церемония и ритуал рассматриваются как синонимы.

Например, ритуал, или церемония, бракосочетания, где есть символическое действие обмена кольцами. Данный ритуал обозначает изменение статуса двух людей: один из них превращается в мужа, другая в жену. Ритуал крещения ребенка – ряд символических действий, означающих принятие ребенка в христианскую веру.

Этикет – это принятая для определенного социального слоя людей система правил поведения. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Раньше этикет характеризовал высшие слои общества. Теперь он отличает воспитанного человека от невоспитанного. Это, например, умение вести себя за столом, поддерживать разговор, спорить с противником не переходя на личности. Этикет – это не отдельный жест или отдельная привычка, но вся совокупность поведения в определенной ситуации. Например, вы пригласили симпатичного вам человека провести вместе вечер. Воспитанный человек все это время будет вести себя по определенным правилам: при встрече, во время нахождения за столиком в кафе, во время танца, при провожании домой, при прощании. В этом смысле поведение воспитанного человека вполне предсказуемо. Тут есть и отрицательные стороны: иногда рядом с таким человеком становится просто скучно. Но с другой стороны, ясно, что такой человек не выкинет внезапно ничего неподобающего, с ним спокойно и хорошо.

Нравственные нормы – обычаи, имеющие моральное значение. Это то, что считается должным с точки зрения жизненных интересов и сохранения данного социального порядка. Скажем, не очень важно, если человек неправильно использует за едой ложку или вилку, хотя, конечно, на него могут посмотреть с неодобрением. Но существенно важно для общества выполнение тех норм, на которых основано благополучие семьи как важнейшего социального института. Поэтому считается безнравственным, если женщина бросает семью, ребенка, уходит от мужа. Безнравственна трусость, непорядочность, лживость, так как разрушается основа самого существования общества.

В то же время и в нравственных нормах есть момент относительности и условности. В одних обществах безнравственным считается, если у женщины открыты на людях лицо, лодыжки и запястья. Быть одетым в купальник-бикини на пляже в европейских обществах не считается безнравственным, но точно также быть одетым на работе или в театре многие сочтут аморальным.

От нравственных норм нужно отличать законы. Законы – это такие нормы, исполнение которых регулируется принудительно с помощью государственных органов, таких как полиция, суд, колонии для преступников. Опыт показывает, что законы действуют эффективно, когда соответствуют нравственным нормам, обычаям и традициям данного общества. Например, безалкогольный указ в Советском Союзе продержался недолго и затем незаметно перестал действовать, хотя официально его не отменяли. Дело в том, что он вошел в противоречие с русскими обычаями, связанными с употреблением спиртных напитков.

Но с другой стороны, закон, даже вначале противоречащий традициям общества, может постепенно быть принятым обществом, если ведется соответствующая разъяснительная работа и общество начинает само ощущать выгоды от действия данного закона. Дело в том, что сами законы могут приводить к изменению противоречащих им нравственных норм. Скажем, принятие в России законов о введении частной собственности в известной степени противоречит традициям коллективности, принятым издавна на Руси. Но ясно, что все больше людей сейчас не согласилось бы на то, чтобы их приватизированные квартиры, садовые участки, гаражи снова стали общественной или государственной собственностью. И многие бы не захотели вернуться к запретам на свободное хождение валюты, к запрету на предпринимательскую деятельность и т.д.

Наконец, необходимо остановится на таком понятии, регулирующем жизнь определенной культуры и общества в целом, как ценности.

Ценности – это разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, честь, патриотизм, романтическая любовь, красота, дружба и т.п. Ценности – это то, по поводу чего бессмысленно спрашивать “для чего?”. Это то, что выступает целью само по себе. Например, бессмысленно спрашивать, для чего быть честным, или добрым, или порядочным. Необходимо быть честным ради честности, добрым ради самого добра.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат идеалом для всех людей данного общества. В разных обществах ценности могут быть различными. Для одного общества ценностью может быть коллективизм, для другого – индивидуализм. В то же время человечество в ходе своей истории выработало так называемые универсальные ценности, выраженные в заповедях “не кради”, “не прелюбодействуй”, “чти родителей”, “не сотвори кумира”, “не убий” и т.д.

Человек может повести себя вопреки тому, что предписывает определенная ценность, но это означает, что он все же будет осмысливать свой поступок как нарушение того, что должно быть, то есть как грех. И потом может стремиться этот грех как-то искупить. Даже убийство при необходимой самообороне, которое может быть не признано законом в качестве преступления, все же должно осмысливаться как грех, хотя и вынужденный. И поэтому все равно необходимо покаяние, искупление и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.