Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная группа и ее виды

Дадим определение социальной группы, которое будет отличаться от определения социальной общности.

Социальная группа есть совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно выделить два момента. Первый состоит в том, что члены группы как-то взаимодействуют между собой. Второй момент состоит в том, что каждый член группы более или менее представляет, каких действий можно ожидать от каждого другого члена в конкретной ситуации.

Поясним на примере граждан, стоящих на автобусной остановке. Когда они просто стоят и ждут автобус, то это еще не социальная группа, так как их ничего не связывает между собой; каждый сам по себе. Но вот кто-то из них затеял драку. И здесь будет некое взаимодействие, то есть буквально: взаимные действия – оскорбления, физические воздействия друг на друга. И каждый из дерущихся примерно знает, как поведет себя другой. Например, зачинщик драки ожидает, что большинство будет на его стороне и во всяком случае не будет ему мешать, и он также примерно представляет, как среагирует его противник, что скорее всего примет вызов, но потом уступит, когда увидит, какими приемами владеет зачинщик. То есть всегда есть некое ожидание или, скажем так, предвидение определенной реакции.

От социальной группы необходимо отличать так называемые агрегации и квазигруппы, или мнимые группы.

Агрегация – это простое собрание людей в определенном месте, не осуществляющее сознательных взаимодействий.

Агрегацией будут люди на автобусной остановке, или едущие в одном вагоне в метро, или проживающие в одном населенном пункте: есть единство в пространстве, но нет сознательного взаимодействия.

Говорят, в европейском обществе люди одиноки и каждый живет сам по себе. Даже столики в кафе рассчитаны на одного человека. Таким образом, кафе может быть переполнено, но каждый сам по себе − и это пример агрегации. Но вот несколько столиков объединилось, чтобы отметить какое-то событие, или потанцевать, или обсудить политические новости, или поухаживать друг за другом. И это уже будет социальная группа. Налицо взаимодействие и разделяемые ожидания по поводу поведения друг друга.

Квазигруппа – это совокупность взаимодействующих индивидов, но связь их неустойчива, кратковременна и возникла случайно.

Возникнув, квазигруппа тут же распадается либо под влиянием каких-то обстоятельств превращается в устойчивую социальную группу.

Среди квазигрупп можно различить разновидности. Это так называемая аудитория − совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой людей, которые передают остальным какую-то информацию. Этого индивида или группу людей, владеющих информацией, называют коммуникатором.

Например, люди собрались послушать уличного оратора или собрались перед громкоговорителем, объявляющим о понижении цен на продукты или о начале войны. Или за юбилейным столом все слушают тамаду. Аудитория может быть очень большой и необязательно собранной в одном месте. Например, множество людей в разных населенных пунктах, читающих одну и ту же газету в течение дня, или совокупность людей, смотрящих одну передачу по телевизору одновременно по всей стране.

Здесь важно, что взаимодействие является односторонним: нет обратной связи между людьми и коммуникатором. Скажем, миллионы болельщиков смотрят одновременно по телевизору игру в футбол и кричат, подбадривая свою команду, но их крики никак не влияют на ход игры.

Другим видом квазигруппы является толпа.

Толпа – это временное собрание людей, объединенных в одном пространстве общностью интересов.

Толпа обычно разделена на лидера и остальных. Взаимодействие здесь часто сводится к общим жестам, к лицевой мимике, к единству поступков. Толпа обладает следующими качествами.

Первое. Люди в толпе становятся внушаемыми, они легче воспринимают мнения, чувства и действия большинства.

Второе. Толпа анонимна. Индивид как бы растворяется в толпе, перестает отличать себя от других. Поэтому толпа действует часто как одно целое.

Третье. Люди ведут себя в толпе спонтанно, не задумываясь над своими действиями, их поведение зависит исключительно от эмоций.

Четвертое. Неуязвимость толпы. Люди в толпе ощущают себя вне социального контроля, исчезает чувство ответственности и стыда, они как бы растворяются в толпе и понимают, что все, что они сделают, окажется безнаказанным.

Например, футбольные болельщики после игры расходятся со стадиона гигантской толпой и совершают акты вандализма – бьют стекла в транспорте, переворачивают машины, как бы сметая все на своем пути. Потому что каждый слился с толпой и ни за что не отвечает. Он как все, поэтому все можно.

Вернемся к социальным группам. Каждый индивид входит в ту или иную социальную группу, и эти группы он определяет как “мои”. Например, “моя семья”, “моя компания“, “моя национальность”, “моя возрастная группа”, “моя профессия”, поэтому индивид может сказать – мы, врачи, считаем, что… Или: я как женщина считаю…

Группы, в которые входит данный индивид, называются ингруппами. Приставка “ин” образована от английского предлога “in”, означающего “находиться внутри”. Это группы, к которым индивид ощущает свою принадлежность и в которых он идентифицирует себя с другими членами данных групп, то есть приравнивает себя к ним. Индивид рассматривает членов ингруппы как “мы”.

Все другие группы, к которым данный индивид не принадлежит, – другие семьи, другая компания, другая нация, профессия и т.д. – будут для него аутгруппами. Приставка “аут” образована от английского предлога “out”, означающего находиться “вне”. Для индивида члены аутгруппы будут уже “не мы” или “другие”.

Это очень важное различение на “мы” и “другие”, оно действует и в современном обществе. Когда человек попадает в общество незнакомых людей, то он стремится выяснить, нет ли здесь тех, кто входит в его социальную группу, или слой, или класс. И это позволяет ему уже не чувствовать себя одиноким и изолированным, он начинает как-то ориентироваться в обстановке. Например, он обнаруживает, что в данной компании есть человек, который тоже занимается спортом. И здесь неважно, что этот человек играет в шашки, а тот прыгает с трамплина. Важно, что оба спортсмены. Или выясняется, что оба болеют за “Спартак”. Или тот и другой собирают винные этикетки. Важно, что они принадлежат одной социальной группе, у них есть общие интересы, которые их объединяют. Они могут друг о друге сказать “мы”.

Два человека могут одновременно относиться друг к другу как члены ингруппы и аутгруппы. Для студента экономического факультета студент психологического факультета является членом аутгруппы, то есть оказывается среди “других”. Но оба могут входить в одну волейбольную команду вуза и быть в этом смысле членами одной ингруппы, то есть входят в “мы”.

Иногда процесс включения конкретного индивида в ингруппу бывает болезненным и не всегда удачным. Например, новичок-рабочий приходит работать в производственную бригаду, но не может прижиться в ней, становится предметом насмешек, всяческих испытаний. Возможно, со временем все же он станет полноправным членом бригады, а может и не стать.

Отношения между аутгруппами могут быть различными – от нейтральных до очень враждебных. В примитивных обществах посторонних людей считают частью животного мира, в их языке слова “враг” и “посторонний” имеют одинаковый смысл.

Когда в России большевики пришли к власти, то быстро установилось враждебное отношение к представителям так называемых эксплуататорских классов – дворянству, буржуазии, и к интеллигенции – адвокатам, инженерам и др. Сажали в концлагерь в 1918 году только за то, что человек происходил из обеспеченной семьи, имел образование. Или фашисты, придя в Германии к власти, провели законы, согласно которым евреи не считались за людей.

Важно отметить, что отнесение индивида к ингруппе или к аутгруппе влияет на отношение к нему других индивидов. От членов ингруппы ожидается лояльность, взаимопомощь, взаимопонимание. Могут прийти на помощь даже независимо от того, прав человек или нет, помогают по принципу “наших бьют!”.

Отношение к членам аутгруппы может меняться от безразличия до враждебности или, наоборот, до очень дружелюбного отношения. Например, двенадцатилетний мальчик избегает и не любит так называемых девчонок, но через несколько лет начинает живо ими интересоваться.

Понятия ингруппы и аутгруппы работают и в политике. Так, православные или славянские государства выступают для европейских стран как страны аутгруппы, которые лучше всего каким-то способом ослабить. В свое время эту особенность отношения Европы к славянам подметил Николай Данилевский, русский философ XIX века.

Введем еще одно понятие – референтные группы. Референтная группа – это реальная или условная социальная общность, на нормы, мнения и ценности которой индивид ориентируется в своем поведении и самооценке. Юноша, занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение тех, кто достиг в этой области больших результатов. Внезапно разбогатевший человек стремится подражать в одежде и в поведении представителям так называемого высшего света. По-видимому, каждый человек сознательно или бессознательно имеет для себя пример и образец для подражания.

Это используется в рекламе. Показывают, как небрежно прикуривает сигарету “Мальрборо” мужественного вида ковбой. И обычный человек стремится покупать эти сигареты, чтобы выглядеть, как тот ковбой.

Иногда референтная группа совпадает с ингруппой. Например, подросток считается с мнением своей дворовой компании больше, чем с мнением учителей или родителей. Но иногда референтная группа совпадает с аутгруппой. Простой рабочий человек, например, может стремиться жениться на женщине из интеллигентной семьи. И здесь возможны различные варианты его судьбы, вплоть до трагического.

Введем еще одно понятие – социальные стереотипы. Социальный стереотип – это образ аутгруппы, который приписывается, часто бессознательно, каждому из индивидов данной группы – определенные черты психологические, физические, экономические и т.д.

Например, принято считать, что все немцы педантичны и аккуратны, все негры страстные и темпераментные, а все англичане замкнуты и молчаливы. Хотя на самом деле такими являются далеко не все негры, англичане и немцы. Стереотипы могут быть позитивные: например, той или иной группе приписывается храбрость, доброта, честность. Так, считается, что все французы блестящие любовники. Но могут приписываться и отрицательные черты – жадность, беспринципность и т.д.

Итак, есть социальные стереотипы, но в действительности они никогда не бывают истинными. Нельзя сказать, что все представители в данной группе именно такие. В то же время эти стереотипы не являются полностью ложными, какое-то соответствие все же есть.

Социальные стереотипы со временем меняются. Раньше был устойчивый стереотип капиталиста как толстяка в цилиндре и с сигарой. Но сейчас все в большей степени начинает господствовать другой стереотип предпринимателя: подтянутый человек, который следит за своим здоровьем, ходит в сауну и играет по субботам в гольф.

Различаются группы большие и малые, а также первичные и вторичные.

Большие и малые группы отличаются численностью. Малая группа включает от 2 до 15-20 человек. Ее особенностью является то, что здесь каждый человек друг для друга обозрим, все находятся в личном контакте. Примером малой группы является бригада рабочих, семья, студенческая группа и т.д. Малую группу можно назвать элементарной частицей общества, своего рода общественной клеточкой, изучение которой позволяет исследовать все виды социальных связей.

Например, два человека, торгующиеся на рынке из-за пучка моркови, будут примером малой группы. Здесь налицо непосредственный личный контакт, непосредственное общение, и в то же время это общение происходит на основе экономических отношений. Один из торгующихся является продавцом, другой – покупателем. То есть здесь есть личный контакт, но общение не является личностным. Торгуются не Иванов с Петровым, но продавец с покупателем.

В семье, которая тоже является малой группой, налицо не только личный, но и личностный контакт. Каждый в то же время представляет определенную общественную функцию: один является мужем, другой человек – жена, другие члены семьи – дети, каждый член семьи имеет определенные права и обязанности в соответствии законом, между членами семьи возникают определенные имущественные отношения.

Большая группа включает в себя более 15-20 человек, и здесь важно то, что личные контакты становятся все более затруднительными. Например, большой группой будет цеховой коллектив из 100 человек, который включает в себя рабочие бригады и администрацию. И здесь между начальником цеха и рядовым рабочим может и не быть личного контакта, так как имеется ряд промежуточных звеньев: бригадир, мастер участка и т.п. В очень редких случаях начальник цеха может разговаривать непосредственно с рабочим Петровым. А если взять завод или министерство, то там отношения между людьми на уровне целого тем более теряют характер личного контакта.

Итак, малые группы отличаются от больших тем, что первая обозрима для каждого ее члена, вторая выступает как такое целое, которое лишь имеется в виду, но непосредственно не воспринимается ее членами.

Например, студенческая группа является малой группой, но весь вуз в целом вместе со студентами, преподавателями и администрацией является большой группой.

Теперь о делении на первичные и вторичные группы. В первичной группе не только все члены находятся в личном контакте, но между ними также установлены неформальные, личностные отношения. Поэтому все первичные группы являются в то же время малыми группами, так как есть личные контакты между их членами. Но не все малые группы являются первичными, так как не во всех малых группах есть неформальные отношения.

Например, футбольная команда, состоящая вместе с запасными игроками из примерно 20 человек, является малой и первичной. Между членами команды личные контакты, и эти контакты являются в то же время личностными. Все члены группы обозримы для каждого, и все находятся в отношениях симпатии или антипатии; скажем, кто-то из членов команды дружит между собой, вместе проводя свободное время. Семья является первичной и одновременно малой группой. Но возьмем группу игроков-шахматистов, которые играют между собой на чемпионате. Между ними личные контакты, но не личностные. Наоборот, эти контакты могут быть чисто официальными, потому что кто-то должен потерпеть поражение, а кто-то победить. Есть поговорка: дружба дружбой, а табачок врозь. Или продавец и покупатель на рынке представляют малую группу, между ними личный контакт, но не личностный, так как оба являются носителями безличных экономических отношений.

Таким образом, можно сказать, что первичная группа всегда является одновременно и малой группой. Но малая группа не всегда является первичной группой.

Наконец, вторичная группа – это совокупность индивидов, между которыми отношения могут быть как личными, так и безличными, но никогда не являются личностными. Например, те же продавец и покупатель на рынке являются вторичной, хотя и малой группой.

Но вторичная группа может быть и большой группой. Коллектив цеха или завода является вторичной группой, так как между всеми работниками не может быть личностных, неформальных отношений. Поэтому можно сказать, что большие группы всегда являются вторичными.

Итак: первичная группа – всегда малая группа; малая группа либо первичная, либо вторичная; вторичная группа либо малая, либо большая; большая группа – всегда вторичная группа.

Малая группа выступает клеточкой социальных отношений, так как на ней можно изучать как первичные, так и вторичные группы.

Первичная же группа, в основе которой лежат личностные, неформальные контакты, интересна тем, что через нее происходит начальная социализация личности, освоение социальных ролей и культуры данного общества. Например, через отношения в семье ребенок воспринимает и осваивает весь остальной сложный мир – мир государства, экономики, политики; происходит начальное усвоение культуры данного общества. Семья выступает посредником между ребенком и внешним миром.

Так и для любого отдельного индивида соответствующие первичные группы – производственная бригада, взвод солдат, круг ближайших друзей – выступают посредниками между этим человеком и обществом, культурой, всей совокупностью социальных отношений.

В тоталитарных государствах стремятся свести первичные группы к минимуму, растворить их во вторичных группах. Например, самые исходные детские коллективы строятся на формальных принципах организации – пионерское звено. Семья объявляется не просто семьей, но, например, именно советской семьей. Производственные коллективы пронизаны партийными организациями, члены которых выступают друг для друга соратниками, или солдатами партии и т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие социальной структуры общества | Понятие социальной организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.