Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия социализации в современной России




Социализация –начинающийся в младенчестве и завершающихся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид.

Факторы социализации:

система образования; среда сверстников, круг друзей; произведения искусства, литературы; СМИ; политические институты (государство, партия); отдельные экономические и политические события; отдельная выдающаяся личность.

Механизмы: З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины:
1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;
2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;
3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Д. Смелзер сводил социализацию к трем стадиям:
1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Агенты социализации — все социальные субъекты, социальные институты, посредством которых индивиды обучаются культуре: семья, родители, родственники, наставники, соседи и т.д.; затем группы друзей, ровесников; затем — социально-территооиальные общности (этнос, раса), религия и т.д.

Фазы социализации:

1. адаптация индивида (освоение норм и ценностей; уподобление, «потеря» на время личности)

2. стремление индивида к максимальной самоактуализации (воздействие на людей)

3. интеграция (включение индивида в группу (окружающие принимают и одобряют его включенность в группу)

Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу.

Этапы: дотрудовая, трудовая и послетрудовая; или «первичная социализация» (от рождения до зрелой личности) и «вторичная» (перестройка личности в период ее социальной зрелости) — наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных этапах. На раннем этапе социализации велика роль родителей, семьи; школа — первые представления о гражданской жизни, соблюдение формальных требований дисциплины и порядка; юношеский период (переходный): постоянно делает выбор (профессии, партнера по браку, системы ценностей). В период трудовой деятельности велика роль трудового коллектива; происходит ресоциализация (процесс социального переобучения, связанный с усвоением новых ценностей, норм, ролей взамен старых, утративших свою эффективность); ресоциализации предшествует десоциализация — отлучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения. На этапе старости — адаптация личности к новым условиям.

Искаженные формы социализации:Мазохизм (стремление к подчинению, отказ от «Я», бегство от одиночества); садизм (постановка других людей в зависимое положение, приобретение над ними неограниченной власти); Деструкция (избавление человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира); Конформизм (беспринципное приспособленчество к любому социальному давлению, приводящее к отказу от собственного «Я»).

 

24. Социология конфликта. Анализ структуры и динамики социального конфликта.

Конфликтология (50-е годы) — наука, изучающая теорию возникновения, развития и регулирования конфликтов, а также сущность конфликта, многообразие их форм, причины возникновения, особенности развития, последствия, разработка социологических технологий разрешения социальных конфликтов.

Социальный конфликт — предельны случай, обострение социальной ситуации, выражается в столкновении различных социальных общностей (классов, групп, наций, государств), обусловленных противоречиями (существенное различие их интересов, целей, тенденций в развитии).

Теории конфликта:

1. Социально-биологическая концепция (в обществе идет борьба за существование): последователи (Г.Спенсер, Самнер)

2. Функционалисткие: согласие — основа общественной жизни; общество способно нормально развиваться только на принципах согласия. Конфликт аномальное, временное явление, поскольку он не присущ социальной системе изначально. Конфликт приводит к нарушению баланса, стабильности общественной жизни. Следовательно, его необходимо устранять различными способами (Смелзер)

3. Конфликт полезен, это источник развития общества; к онфликт — закономерное, необходимое и неотъемлемое явление социальной жизни. Конфликт выполняет позитивные функции (Дарендорф): снятие напряжения между антагонистами, большее понимание позиций друг друга; интегративная (сплочения); социальные изменения (создание новых социальных структур)

4. Теория конфликта К.Маркса: любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия, которые могут быть устранены в результате классовой борьбы (движущая сила развития общества); равенство людей может быть достигнуто в результате социальной революции.

История развития человечества носит конфликтный характер.

Типология конфликта:

M По субъектам (межличностный, внутригрупповой, международный)

M По сферам общественной жизни (экономический, политический, социальный);

M По видам причин (объективные, субъективные)

M По характеру проявлению (по масштабам, по деятельности, по степени остроты)

M По последствиям (конструктивные, нейтральные, деструктивные)

Структура конфликта:

1. Стороны: отдельные лица, группы, страны, личности: участники — это те, кто принимают активное участие в противоборстве друг против друга.

2. Взаимодействия сторон: это анализ поведения участников конфликтной ситуации.

По типу действия: протекающие по правилам, развивающиеся без правил.

Во взаимодействии выделяют:

‘ Подстрекатели (создают конфликт, но остаются в стороне)

‘ Пособник (содействует различным способом: совет, помощь)

‘ Последователь

‘ Посредник (лицо, оказывающее помощь при разрешении конфликта)

3. Причины: могут быть объективными и субъективными, разрешимыми и неразрешимыми. Причина не равна поводу. Повод — некое событие, предшествующее конфликту.

4. Социальные изменения, последствия

Динамика конфликта:

‘ Предконфликтная: делится на латентную (противоречие существует, но не осознается) и открытую (начинается с инцидента) стадии.

‘ Развитие конфликта (поиск сторонников) — сам конфликт (превращается из потенциального в реальный): противники совершают открытые действия (обмен ударами) и скрытые (маскировка)

‘ Постконфликтная ситуация (предпринимаются усилия по разрешению конфликта); устранение противоречия в интересах; снятие психологической напряженности.

Формы разрешения конфликта — уклонение от конфликта; откладывание, примирение, компромисс, переговоры, арбитраж; силовой способ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.