Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Мировое сообщество в формировании мировой системы

Тема 14. Образование как социальный институт

Тема 13. Семья как важнейший социальный институт

Тема 12. Социальный институт – религия

Тема 11. Социальные институты и социальные организации

Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействия. Особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида. Эти взаимодействия институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей, носят устойчивый самовозобновляющийся характер). Социальные институты и организации в системе социальных связей – это те скрепы, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках общества. Английский ученый-социолог Г. Спенсер был первым, кто предложил науке, человечеству термин «социальный институт». Он выделил 6 типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний.

Социальные институты (от лат. установление, учреждение) – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

В зависимости от сферы действия выполняемые функции социальных институтов могут подразделяться на реляционные – определяющую ролевую структуру общества по различным признакам и регулятивные – определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида для достижений личных целей.

Социальные институты, постоянно развиваясь, имеют свои формы. Источником развития являются эндогенные, т. е. внутренние и экзогенные (внешние) факторы.

Функциональные качества различных институтов отличаются друг от друга. В реальной жизни их функции переплетены тесно, так что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно.

Существуют различаемые по функциональным качествам институты, такие как экономический, политический, социально-культурный и воспитательный, государственные.

С социальными институтами тесно связаны соц. организации.

Социальная организация — в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле – социальные подсистемы организации. Термин «организации» используется в нескольких значениях:

1. как элемент социальной структуры общества;

2. как вид деятельности какой-либо группы;

3. как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане соц. организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив.

 

Видный исследователь проблемы социальной организации А. И. Пригожий выделил ряд основных черт социальных организаций:

1) Они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

2) Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.

3) Характерная черта организации возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку.

4) Управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организаций.

 

Социологи специалисты дают типологию социальных организации, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее не возможен технический, технологический, организационный процесс. Французский социолог Мишель Крозье отмечает, что характер сложившихся в бюрократической организации связей и отношений препятствует инновациям. Американские исследователи Питер Блау и Скотт справедливо подметили, что бюрократия стремится к однотипности в организационных системах.

Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, коммерсант должен иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

 

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая или смыслополагающая. B религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе; которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и

компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир – человек» дополнительное опосредующее образование – сакральный мир, соотнося с миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия.

С мировоззренческой функцией религии тесно связана легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Tолкотт Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определённым узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т. е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка. Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменять основу религии составлять культовую систему. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс как институционализации религиозных культовых систем.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса

институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих – служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную иерархизированную систему – церковь. Внутренняя структура

такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. B частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемые системы. Первая включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем поведения, включающим в себя разработку и применением санкций. Вторая, управляемая, подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношение, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в уставах и положениях конфессиональных организаций.

 

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности. Но семья, как правило, представляет более слож­ную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, a также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную груп­пу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодей­ствий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроиз­водства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодей­ствия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последо­вательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз это­го цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделе­ния типов семейной организации. B зависимости от формы брака вы­дeляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья преду­сматривает существование брачной пары – мужа и жены, мужей. B зависимости от структуры родственных связей выделяют­ся простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нук­леарная семья представляет собой супружескую пару c детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в бра­ке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла c момента формирования общества. Процесс формирования и функционирования семьи обус­ловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандар­тами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., a также санкции за их невыполнение. Эти цен­ности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном об­ществе исторически изменяющуюся форму Отношений между муж­чиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санк­ционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

Основная, первая функция семьи, как следует из определе­ния A. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспро­изводство населения в общественном плане и удовлетворение по­требности в детях – в личностном плане. Наряду c этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

1) воспитательная – социализация молодого поколения, под­держание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического Здо­ровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля – моральная рег­ламентация поведения членов семьи в различных сферах Жизнедея­тельности, a также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представите­лями старшего и среднего поколений;

5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимо­обогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмо­циональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое зна­чение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные ро­ли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпо­коленные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Инди­вид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или же­ной, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно оп­ределить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согла­сием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых обра­зов, что связано c неправильным их формированием y одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором про­тиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, ис­ходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения од­новременно являются и детьми и родителями и должны соответст­венно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. B современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присуши женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хо­зяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) c со­временной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высо­кий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейныe отношения.

B современном обществе наблюдается процесс ослабления се­мьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, a муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспе­чивал экономическую самостоятельность семьи, заменились роле­выми, при которых подавляющее большинство женщин в странах c христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспече­нии семьи и принимать равное, a иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функцио­нирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.

 

Социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие Совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества. Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социальный институт – это организованная система Связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

B процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – обучение человека c целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами и поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

B социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения c окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:

  1. Ппревращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);
  2. Решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);
  3. Предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

 

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

  1. Трансляция и распространение культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т. д.);
  2. Формирование y молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;
  3. Социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);
  4. Социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытии (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов:

· учащихся:

· преподавателей;

· организаторов и руководителей образования.

B современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.

 

 

 

Сообщество – это объединение индивидов, имеющих общие цели. Как правило, оно охваты­вает какую-либо социальную общность в пределах общества и выступает как одна из его частей. Однако на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, называемую мировым сообществом. Мировая система охватывает все существующие в настоящее время на планете страны и тождественно понятию «человечество», обозначающему наиболее общую форму соци­альной общности, совокупность конкретных обществ, весь мир в целом.

Современный мир начал формироваться в 20-e годы ХХ В. Выделяются следующие основ­ные этапы его развития:

  1. Начальный период, открывшийся Первой мировой войной, a затем революциями в России и Германии. B нем проявились такие особенности эпохи, как огромные масштабы исторических событий, влияние масс на исторические процессы, динамизм исторического процесса.
  2. Второй период, начавшийся со Второй мировой войны, важнейшим последствием которой стал раскол мира на противоборствующие группировки: страны социалистического лагеря во гла­ве с СССР и страны капиталистического мира во главе c США. В этот период еще более возраста­ет роль научно-технических достижений, усиливается влияние государственного аппарата.
  3. Третий период, связанный c крушением системы социализма и распадом СССР. Двухполюсный мир ушел в прошлое, однако возникли новые проблемы: возросла угроза воинствующего национализма, космополитизма, международного терроризма. Научно-технический прогресс вступил в стадию активной компьютеризации.

Характерными чертами современного мира выступают следующие:

· подлинная всемирность исторического процесса, в который оказались вовлеченными большинство стран и народов, огромные массы людей;

· современный мир отличается небывалым динамизмом; радикальные изменения в огром­ных масштабах происходят стремительно, часто при жизни одного поколения;

· определяющими стали невиданные темпы научно-технического прогресса; достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека, увеличили человеческие возможности.

Выделяются две формы мировой системы:

  1. Мировая империя, включающая несколько территорий, объединенных в одно государст­венное образование военной и политической властью. Это обширное по территории, но не­прочное образование, которое создается принудительным путем и быстро распадается.
  2. Мировая экономическая система – совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. B древности они практически совпадали c мировыми импе­риями либо служили их источником. Последняя из мировых экономических систем – совре­менный капитализм. B нее входят страны, развивающие сходную экономику, но не объединенные политически в единое государство.

Мировое сообщество не является частью более крупной системы. Браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей. Оно имеет свою терри­торию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органом управления мирового сообщества является Организация Объединенных Наций. Ей подчиняются все страны, она оказы­вает гуманитарную помощь, охраняет памятники культуры и посылает миротворческие силы («го­лубые каски») практически во все уголки Земли. B настоящее время в составе мирового сообщест­ва образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, в которое входят стра­ны, объединенные экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент.

B настоящее время ведущей тенденцией развития мирового сообщества является глобализа­ция — создание единой и взаимосвязанной мировой системы в области экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций; процесс усиливающегося воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность во всем мире. Это постепенное пре­образование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, дея­тельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Типология обществ | Тема 16. Процессы глобализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.