Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии общественного прогресса




Тема 27. Концепции социального прогресса.

Концепции социального прогресса:

1. Большинство социологических теорий в XIX в., испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении к всё более разнообразным и взаимозависимым. Он считал «борьбу за существование» и «выживание наиболее приспособ­ленных» основными законами природы и приравнивал эту борьбу к «свободной конкуренции». При условии невмешатель­ства извне, особенно со стороны государства, самые «приспо­собленные» индивиды и социальные институты выживут и при­дут к процветанию, а «неприспособленные» с течением време­ни отомрут.

Социальный дарвинизм Спенсера отражал капиталистическое общество времен свободной конкуренции. Эта была концепция, отвечающая политике империалистической экспансии и оправды­вающая колонизацию.

Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференци­рованными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.

Т, Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию обще­ства как важнейший критерий его эволюции. По мнению Белла:

«Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспо­собления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки... Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть».

2. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода — концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают об­щества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка, В це­лом можно сказать, что сторонники эволюционной теории при­держиваются относительно оптимистического взгляда на челове­чество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений — в некотором смысле пессимис­ты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации.

3. Такие сторонники структурно-функционального подхода, как Парсонс, включили в свой арсенал понятие эволюции. Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосо­хранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоя­нии динамического или подвижного равновесия. Противодейст­вующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень рав­новесия. Поэтому, хотя общество иизменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

4. Концепция «столкновения цивилизаций».Оригинальную концеп­цию предложил С. Хантингтон, директор Института стратегичес­ких исследований Джона М. Олина в Гарвардском университете, в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996).

Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и набирающими жизненные силы незападными цивилизациями. Основные группировки госу­дарств больше не сводятся к трем блокам эпохи «холодной войны»; теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. По мере роста их мощи и уверенности в себе они все больше утверждают собственные культурные ценности, отвергая те, которые «навязываются» им Западом.

Хантингтон пишет, что шесть основных держав — США, Ев­ропа, Китай, Япония, Россия, Индия — принадлежат к пяти резко различающимся цивилизациям, а кроме них существуют и влиятельные исламские государства, стратегическое местополо­жение, многочисленное население, а подчас и нефтяные запасы которых дают им возможность сказать свое веское слово в миро­вой политике. В этом новом мире региональная политика осу­ществляется на уровне этнических отношений, а глобальная — на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество су­пердержав уступает место столкновению цивилизаций.

В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные, конфликты будут вспыхивать не между социальными классами, не между богатыми и бедными, а между народами, принадлежащими разным культурам.

Критерии общественного прогресса

Что же касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся длительные дискуссии между пред­ставителями разных социологических школ и направлений. По­жалуй, наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманисти­ческий смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», го­воря философским языком. Не менее важны и другие их сторо­ны — обращенность к человеку, группам, обществу в целом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафиксировать сам факт социальных изменений и социального развития, определить их типы, выявить движущие силы. Не менее важно понять их гума­нистический, человеческий смысл — ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объек­тивные показатели для оценки социальных изменений, квалифи­кации их в качестве прогресса или регресса. Как правило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных по­казателей, которая может служить основой для оценки. Так, в Институте социально-политических исследований РАН разрабо­тана обстоятельная «Система социальных показателей Российско­го общества». Она разделена на четыре группы по сферам общест­венных отношение: собственно социальной, социально-полити­ческой, социально-экономической и духовно-нравственной. В каж­дой из сфер показатели разбиты на три группы по видам измере­ния: социальные условия как объективные данные, определяю­щие «фон» развития общественных отношений; социальные ин­дикаторы как количественные характеристики общественных от­ношений, фиксируемые статистическими методами, и, наконец, социальные показатели как качественные характеристики общест­венных отношений, фиксируемые социологическими методами. Наложение показателей на сферы общественных отношений по­зволяет выделить 12 измерительных подсистем, которые выступа­ют в качестве базовой основы системного порядка.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.