Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 31. Общность и личность

Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству. Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.

Различными проблемами теории личности были посвящены труды таких мыслителей, как H. A. Бердяев, B. B. Розанов, M. M. Рубинштейн, B. C. Соловьев и др. M.

Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, K. Маркс — формационную и классовую принадлежность. Свою типологию личности разработал и Л. Н. Гумилев, которую можно назвать теорией пассионарности. Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных общностей — классов, социальных групп (рабочие, студенты, военнослужащие).

Нельзя не учитывать, что специфика отношений в разных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, a сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других. Любое новое поколение проходит свой путь освоения культуры общества, в котором ему приходится жить. Процесс, обучающий нас быть членами общества, в котором мы родились, разделять и понимать его культуру, вследствие чего происходит становление индивида, называется социализацией.

B процессе социализации формируются социальные качества, ценности, знания, навыки и умения человека. Ценности — общепризнанные поведенческие убеждения социальной общности, слоя, группы относительно целей, к которым нужно стремиться. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, люди могут выбирать себе ценности. Ценности обуславливают нормы поведения людей в обществе. Норма — это поведение, правило, о6язывающее людей к определенной форме поведения в конкретной ситуации.

Ценности и нормы одного общества отличаются от норм другого. Вежливость и соответствующее поведение человека в одном обществе могут поставить в неловкое положение в другом. Но все же большая часть норм поведения y разных народов совпадают.

B течение жизни меняются сам человек, его вкусы, привязанности, статусы, роли и т.д. Общество тоже постоянно развивается, меняются его структура, цели, задачи, ценности, нормы и т.д. Социализация помогает людям строить свои отношения c другими членами общества, c обществом в целом. Это позволяет им чувствовать себя уверенно в этом обществе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 30. Личность как социологический тип | Тема 32. Личность как деятельный субъект
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.